РКРП3

Виктор Мазоха
Выдвинув мою кандидатуру от группы избирателей, мы с головой окунулись в предвыборную кампанию. Нужно сказать, что на депутатский мандат было выдвинуто, кроме меня еще восемь кандидатов. Это в основном руководители предприятий: начальник вагонного депо С.Д. Бозняков,  начальник СУ–6 "Стройдортреста" В.И. Долгушин, директор АООТ "Сервис Барабы" Ю.Н. Кравченко (КПРФ), директор АО "Барабинский гортоп" М.И. Жидков, председатель колхоза "Барабинский" Р.Х. Горст. Кроме руководителей выдвинулись: старший офицерский чин  воинской части А. Л. Пензин и маневровый диспетчер станции Барабинск Ю.Г. Селюков (ЛДПР). Нужно было собрать за месяц четыреста подписей избирателей нашего города и района. Работа шла напряженно.
Не имея достаточного опыта по заполнению подписных листов, мы допускали много брака. Зная, что поблажки со стороны избирательной комиссии  не будет, нам приходилось иногда дважды проделывать одну и ту же работу. В сборе подписей кроме Ю.М.Скосырского, Н.Е.Дьяченко, А.В. Обухова, Т.Е.Клименкова, соответственно, меня самого, принимали еще несколько человек родственников и знакомых. В итоге нами было собрано что-то около шестисот подписей.
Избирательная комиссия, как и следовало этого ожидать, устроила скрупулезную проверку подписных листов, часть из них забраковала. В регистрации меня кандидатом в депутаты было отказано.
Но у нас был шанс дособрать недостающее количество подписей (тогда закон давал такую возможность). И мы им воспользовались.

Вообще, надо сказать, – те годы были, наверное, первыми и последним расцветом буржуазной демократии относительно выборов. Практически каждый желающий мог выдвинуть свою кандидатуру не только в местные органы власти, но и облсовет. Затраты на выборную кампанию были минимальными. Сейчас без больших денег участвовать в выборах такого уровня практически невозможно.
До регистрации смогли дойти шесть кандидатов. Просчет в сборе подписей допустили Горст и Жидков. Как писалось в газете, сбором подписей в их поддержку занимались члены избирательных комиссий, что было грубым нарушением закона Новосибирской области.
  Учитывая серьезную конкуренцию со стороны двух основных противников – администрации и ЛДПР –  наше участие в выборах значительно сокращало  шанс на успех Ю.Кравченко. Так считали товарищи из КПРФ. Мы же считали, что те избиратели, которые пойдут голосовать за меня ни в коем разе, не пошли бы отдать свой голос Кравченко. Ведь нельзя проводить абсолютную параллель между кандидатом и партией.
В конце октября   ко мне подошел человек с ружьем на плече. Я его сразу не узнал. Это был "Султан" – так мы звали между собой Султанахметова. Как он мне объяснил, вышел поохотиться.
– Слышал, что ты собираешься баллотироваться в облСовет? – сказал он так, будто недавно узнал об этом.
– Да, – коротко ответил я.
– Конечно, по Конституции ты имеешь право выдвинуться от имени жителей, но ты в партии и должен соблюдать партийную дисциплину.
– Я считаю, что областная партконференция была введена в заблуждение, поддержав Кравченко, задним числом вступившего в партию. Я не так давно писал в заметке "Хамелеоны" как раз подобную ситуацию. Завтра такие "товарищи", как он,  перейдут в другую партию, которая посулит им большую выгоду.
– Ты баллотируйся, но не указывай, что ты член КПРФ. Не отнимай голоса. И не втягивай в это дело ребят.
– Они не дети и добровольно выбрали свой путь.
– Жаль, – сказал Султанахметов. – Скоро будут выборы в городской Совет, мы поддержим твою кандидатуру,  если не будешь дурака валять, Подумай. Здесь ты все равно не победишь.
– Да я что иду ради депутатства! Принцип, Сергей Николаевич, принцип! Теперь я уже в ответе перед своими настоящими товарищами. Назад у меня пути нет, – ответил я.
Все оставшееся время до выборов мы вели активную предвыборную агитации. Заказав в типографии пять тысяч листовок, (тогда государство выделяло кандидату 400 рублей), раздали их все по городу и району. Выступили в газете, по местному радио.
Записывала на студии Петрищева. Я не знал ее отношения к коммунистам и боялся, что она "зарежет" мое, как мне казалось, резкое выступление. Тогда многие люди надели маски демократов.
Но опасения мои оказались напрасными.
– Молодец, Витя! Хорошо выступил, – похвалила Екатерина Никифоровна. –
– На самом деле, нормально? – спросил я.
– Конечно. До тебя еще никто из кандидатов так не говорил. Ты сказал обо всем, что волнует людей.
Мое выступление слушали и товарищи. Сделали небольшие замечания, но в целом одобрили.
Выборная кампания входила в завершающую стадию.

В середине декабря, когда до голосования оставалось несколько дней, Центром политического анализа и прогноза г. Новосибирска был проведен социологический экспресс-опрос  предвыборной  кампании. Доверия эта акция ни у кого из моих товарищей не вызывала.
– Если администрация "поставила" на Бознякова, – сказал мне Скосырский, – значит, он и будет лидировать в этом списке.
Подобные "рейтинги" – одна из грязных политических технологий. На заказ сформировать у избирателя образ, выражаясь современным языком, "лузера" неугодного (неугодных) кандидатов. Какой смысл идти голосовать за Мазоху, если за него готово проголосовать всего З процента избирателей. Он все равно проиграет.
Но это еще не все. В ход были пущены незаконные методы. За день до голосования, когда уже нельзя было ничего опротестовать и опровергнуть на областном телеканале прокрутили фамилии кандидатов с криминальным прошлым, в этом "черном списке" значилась и моя фамилия. Канал телевидения на мой протест в заказном письме, отмолчался. Прокуратура посоветовала обратиться в суд.
Все это не могло не сказаться на результатах выборов.
Если говорить о негласном заказе политологам, то это также было подтверждено результатами выборов. Кравченко,  которому было отведено предпоследнее место в рейтинге, одержал уверенную победу. Да и я оказался не на последнем месте, набрав примерно одинаковое количество голосов с Пензиным, обойдя Долгушина. За меня проголосовало 1,5 тысячи избирателей  города и района.
По итогам выборов я написал статью в местную газету, но редактор ее не подписал в печать. Понятно, что тут свою роль сыграли Коломеец с Султанахметовым. Впрочем, и сам Кизюк, вопреки истине, победителей судить не любил.

                *         *         *

Закончились выборы. Пока я был кандидатом в депутаты, администрация райпо занимала выжидательную позицию, но буквально на следующий день после выборов меня пригласили в контору и ознакомили с приказом об увольнении, с формулировкой: "в связи с истечением срока договора".
– Вы что выдумываете? – возмутился я. – Никаких сроков при приеме на работу не оговаривалось, я был принят постоянно.
Начальник отдела кадров Белякова только фыркнула. Я зашел к Игнатьеву.
– Николай Григорьевич, – сказал я. – Вы мне и Обухову задолжали заработную плату по 200 рублей. Для предприятия – это копейки. Если вы выплатите задолженность, я соглашусь с увольнением, так как работать у вас у меня нет желания.
– Ничего вы не получите, – был ответ.
– Что ж, – сказал я, – не хотите, по-доброму, отдать наши несчастные копейки, отдадите тысячи, но уже  через суд. И восстановите на работе.
Считая увольнение незаконным, я подал заявление в суд.


                *   *    *
После выборов в партийных организациях в рамках всероссийского форума проводились  собрания. Руководству КПРФ необходимо было отреагировать на массовое нарушение коммунистами Устава партии. С повесткой дня: "О ходе выполнения решений IV съезда КПРФ и задачах по повышению активности и ответственности коммунистов" состоялось собрание и в Барабинске.
– Как известно, IV съезд КПРФ ввел в Устав принцип демократического централизма, – выступил с докладом Н.Коломеец. – Вызвано это настоятельным требованием жизни – укреплением партийной дисциплины. Без железной дисциплины партия не сможет выполнить возложенную на нее миссию.
К сожалению, данное принципиальное уставное положение не всеми коммунистами нашего города воспринято руководством к действию...
Пришло время держать ответ за свое "раскольническое" поведение. Собственно мы все были настроены обвинять, а не оправдываться. В своих ответных выступлениях говорили, убеждали, что нельзя строить свою работу на обмане, что КПРФ должна брать от КПСС лучшее, а не худшее, как сейчас. Что поведение депутатов Госдумы от фракции КПРФ вызывает брезгливость из-за их боязни потерять портфели в случае отказа голосовать за бюджет. Их трусость видит вся страна. Они подрывают авторитет партии.
Наши слова не дошли до сердца рядовых членов партии. Столько в них было злости по отношению к "раскольникам".  Меня и Дьяченко исключили из партии. Клименков и Скосырский получили выговоры. Александр Обухов не получил даже порицания.
 В последствии  об  этом вышла заметка в  газете  "Барабинский вестник".

"...Группа членов партии: Ю.М. Скосырский, Т.Е.Клименков, Н.Е. Дьяченко и В.В.Мазоха вопреки решению областной партийной конференции и двух партсобраний выдвинули от группы избирателей В.В.Мазоху и вели активную агитацию за него. Это было сделано в противовес общему кандидату в депутаты от коммунистов Ю.Н. Кравченко по Барабинскому избирательному округу№5.,  Избиратели их действиями были дезориентированы. Такое раскольническое поведение названных членов партии получило на собрании суровое осуждение. Они все четверо исключены из рядов КПРФ".  Н.Коломеец. Газета "Барабинский вестник" 04.03.1998г.