Ключики

Борис Воронин
               
Послевоенные годы. Детство. Сколько раз они будут напоминать о себе. Будить память, забытые переживания, ощущения, воссоздавать целые картины в мельчайших подробностях исчезнувшего мира. Вот и опять неожиданно пробуждается прошлое.
Иду с другом Сергеем по апрельскому лесу. Шуршит прошлогодняя листва под ногами. Чувствуется горький запах распускающихся почек. Тропинка вьется вдоль маленькой речушки Жерновки. Ее чистые холодные струи журчат в темном ольшанике. Сергей взволнованно рассказывает о своих «сизарях», «турманах», «чиграшах», «мраморных». Жестикулирует, пытаясь изобразить полет своих любимцев. Ветер доносит звон колокола. В Успенском соборе будет служба. Весенний день щедр: ласковое солнце, щебет птиц. На открытых участках леса бурно прорастает трава. Сергей идет впереди. Неожиданно его голубиный рассказ прерывается. Минутная пауза  -  и радостный крик: «Клю-ю-ю-чи-ки…!». Бежит к склону оврага. Я бегу за ним. На солнечном склоне покачиваются венчики светло-желтых цветов. Цветы имели прикорневые светло-зеленые листья, покрытые бархатистым пушком, венчики, собранные   в розетки. Из середины розетки тянулись один или несколько стебельков, на вершине которых распускались цветки, склоненные в одну сторону, словно связка золотых ключиков. Сергей азартно рвет стебли и аппетитно их жует. Я поддаюсь искушению, и вот уже прохладная, ароматная мякоть стебля на моих зубах. Я удивлен! Вкус стебля необычный, освежающий и неповторимый. Мы наперегонки срываем ключики и наслаждаемся дарами весны. Я уже позже узнал, что эти цветы называют также и первоцветом, и баранчиками, и дикой примулой. На Руси издревле считалось, что первоцвет  -  это золотые ключики, которыми весна открывает дорогу теплу. Меня долгие годы  преследует вкус стебля  этих необычных цветов. Малейшее напоминание этого вкуса, и я ухожу в мир детства.  А в ушах дробится, как эхо, радостный крик Сергея: «Клю-ю-ю-чи-и-и-и-ки-и-и…!».