Духовная связь времен. Цикл бесед

Елизавета Басова
Православный институт святого Иоанна Богослова
Факультет церковного служения
Курсы катехизаторов во имя священномученика Фаддея,
архиепископа Тверского


«Духовная связь времен»
(Цикл духовно-просветительских бесед для преподавателей и учащихся курсов катехизаторов во имя священномученика Фаддея, архиепископа Тверского)


выпускная квалификационная работа по катехизации

Выполнила: Е.К. Басова
Руководитель: Священник Игорь Киреев, к.ф.- м.н.
Рецензент: Н.В. Лапшина, к.ф.н.

МОСКВА
2013


Содержание

1. Введение
2. Богословское, духовно-нравственное (историческое, культуро-логическое) содержание и основание цикла духовно-просветительских бесед для преподавателей и учащихся курсов катехизаторов во имя священномученика Фаддея, архиепископа Тверского: «Духовная связь времен»
3. Методы проведения духовно-просвятительских бесед
4. Развернутый  план цикла духовно-просветительских бесед «Духовная связь времен» для преподавателей и учащихся курсов катехизаторов во имя священномученика Фаддея, архиепископа Тверского
* Место темы беседы
* План беседы
* Цели и задачи
* Подробный конспект беседы
* Торопецкая икона Божией Матери (Ефес, Полоцк, Торопец, Санкт-Петербург, Княжье озеро) 
* Святой благоверный князь Александр Невский и Александра Брячиславовна Полоцкая (праведная Васса Владимирская) - родители святого Даниила Московского
* Святейший Тихон, Патриарх Московской и всея России 
* Новомученики земли Тверской 
* Новомученики земли Торопецкой 
* Святая праведная Иулиания Новоторжская
* Новомученики земли Новоторжской
5. Заключение с подведением итогов работы
6. Библиографический список





1. Введение

27 декабря 2011 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви был утвержден документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви», который стал основополагающим в работе приходских катехизаторов.

Что же должен уметь делать приходской катехизатор? Во-первых, вести огласительные беседы перед Таинством Крещения, во-вторых организовать и вести занятия в воскресной школе для взрослых, в третьих - организовать работу службы приходского консультирования, в четвертых уметь подобрать материал, разработать, правильно оформить и распространить катехизический листок к православным праздникам или историческим датам храма, а также вести духовно-просветительскую работу на приходе и во время паломнических поездок.

Выпускная квалификационная работа посвящена подготовке и проведению цикла духовно-просветительских бесед во время трех паломнических поездок Тверь-Торопец-Княжье озеро, Нижний Новгород-Дивеево-Хрипуново-Нуча и Тверь-Торжок-Красное-Поведь-Княжье озеро для преподавателей и учащихся курсов катехизаторов во имя священномученика Фаддея, архиепископа Тверского: «Духовная связь времен». Знакомство с жизнью, подвигами и трудами священномучеников Русской Православной Церкви, пострадавших за веру, является одной из важных составляющих в изучении современной истории.   

При планировании духовно-просветительских бесед для преподавателей и учащихся курсов катехизаторов, важно осознавать, что паломнические поездки проходят под омофором Иконы Божией Матери «Торопецкая», священномучеников Фаддея, архиепископа Тверского,  митрополита Серафима (Чичагова), Александра (Вершинского) и Иоанна (Васильева).

Во время поездок каждый паломник может и должен получить живой опыт жизни во Христе. Этот опыт необходим и начинающим воцерковление, и умудренным опытом церковной жизни. Ведь паломнические поездки объединяют приход, помогают лучше понять чьи-то потребности (житейские и духовные), позволяют прихожанам теснее знакомиться друг с другом: делиться не только конфетами и печеньем во время паломничества, но и своими скорбями и радостями, прощать и просить прощения за иногда оказанную невнимательность к потребностям ближнего.

А ведь те, кто стоит рядом с нами на Божественной Литургии и есть, по истине, самые близкие для нас люди. Многим не понаслышке знакома фраза: «Пришел к своим, и свои Его не приняли». (Иоан. 1:11). Так часто получается, что люди пришедшие в храм не находят поддержки и понимания в семье, среди родных и близких. В паломнических поездках купание в целебных источниках, совместная и уединенная молитва укрепляют наше благочестие и веру.

Представленный в выпускной дипломной работе цикл духовно-просветительских бесед «Духовная связь времен» имеет целью познакомить преподавателей и учащихся курсов с чудотворной Иконой Божией Матери Торопецкая и жизнью православных священников пострадавшего за веру во Христа.

В первой поездке темы бесед связаны с жизнью новомучеников земли Торопецкой и историей чудотворной иконы Божией Матери Торопецкая, событиями прошлых веков и новейшего времени, свидетелями которого мы являемся. Мне кажется важным, показать «духовную связь» и рассказать о том, что Икона стала «выздоравливать» после передачи ее Русским музеем в Княжье озеро в Храм в честь святого благоверного князя Александра Невского.

Во второй поездке познакомить паломников с жизнью священномученика Серафима (Чичагова), митрополита Ленинградского и историей образа чудотворной иконы Божией Матери Знамение в селе Хрипуново, скиту Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.

В третьей поездке прикоснуться к жизни и подвигам священномучеников Новоторжских.

Также одним из главных является: знакомство с религиозным значением городов: Торопца, даровавшего нам святителя Тихона Патриарха Московского и всея России, Нижнего Новгорода и Торжка знакомство со святынями городов, их монастырями и храмами, поклонение святыням и испрошение благодатной помощи.

Цикл духовно-просветительских бесед «Духовная связь времен» для преподавателей и слушателей курсов катехизаторов во имя священномученика Фаддея, архиепископа Тверского выбран не случайно. Он объединил беседы, которые проходят в трех городах Тверской митрополии: Тверь, Торопец и Торжок, Подмосковном храме и двух городах Нижегородской митрополии: Нижнем Новгороде и Дивеево, неразрывно связанных с покровителем наших курсов священномучеником Фаддем (Успенским). Нижегородская земля - место рождения святого, а Тверская земля место его трагической гибели, упокоения и пребывания святых мощей.
Актуальность данной темы диплома обусловлена возможностью поделиться знаниями: о новомучениках земли Тверской, Торопецкой и земли Новоторжской.
Продолжительность каждой беседы от 45 минут до 1 часа.

2. Богословское, духовно-нравственное содержание и основание  цикла духовно-просветительских бесед для преподавателей и слушателей курсов катехизаторов во имя священномученика Фаддея, архиепископа Тверского: «Духовная связь времен».
Более двух тысяч лет Церковь Христова живет реальностью Священной истории. Не воспоминаниями, а именно реальностью – постоянно пронизывающей каждое движение верующей души. Священная история живет церковным Преданием о святых иконах, обращается к нам словами Священного Писания, выстраивает богослужебную жизнь Церкви, праздники которой – дни особого переживании событий Священной истории.

Благодать Церкви дается на служение. Сознательное участие в богослужениях, церковных Таинствах, изучение Священного Писания в свете толкования Отцов и Учителей церкви, осмысленное выполнение установленных ею обрядов и правил, обретение опыта церковной и личной молитвы – все это пробуждает ощущение Священной истории как некоего пространства, которое связывает нас с вечностью.

В центре мировой истории находится Боговоплощение и Искупительная Жертва Спасителя, Богочеловека Иисуса Христа. Церковь учит почитать Сына Божьего, Его подвиги и страдания за грехи мира, Крестную смерть и Воскресение. Уклонение от жизни во Христе – небрежением участия в богослужениях и Таинствах, самооправданием в несоблюдении Христовых заповедей, забвением правил церковной жизни – закрывает наши сердца для Христа. Тщетны словесные обращения ко Господу, если на деле мы не позволяем Ему войти в наши души, не даем Ему взрастить посеянные там семена веры, единственно способной вести нас в вечное Царство Христово. Одним из самых действенных средств к преодолению духовной расслабленности Церковь издавна считала паломничество к святым местам.

Представленный цикл духовно-просветительских бесед для преподавателей и слушателей курсов катехизаторов во имя священномученика Фаддея, архиепископа Тверского «Духовная связь времен»  посвящён  чудотворным иконам и православным священникам, пострадавшим за веру Христову, и причисленным к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских для общецерковного почитания.

Нареченные при рождении одним именем Иоанн, священномученики Фаддей, архиепископ Тверской и Иоанн (Васильев) приняли мученическую смерть в 1937 году. Они несомненно были знакомы и наша задача заниматься поиском материалов связанных с их служением.
Священномученик Фаддей, архиепископ Тверской (в миру Иван Васильевич Успенский) всегда был готов сказать слово утешения каждому, оказать ему помощь, выслушать его. Нравственное влияние Архиепископа Фаддея на паству было огромное. В домах многих верующих, в переднем углу, вместе с иконами находились его фотографии. О владыке Фаддее можно было бы говорить много, ибо жизнь его была проникнута любовью и благочестием. При общении с ним каждый чувствовал исходившую от него благодать; во время совершаемых им богослужений прихожане ощущали себя как бы воспарящими в горные высоты. Кто бы ни обращался к нему из страждущих, не оставался без духовной поддержки и материальной, когда требовалось, помощи...

«…Потрясающий подвижник… из его дневника можно понять: как люди становятся святыми…»[15]

Три сестры /архиепископ Фаддей (Успенский)/

Горя, страданья, отчаянья полны
Моря житейского бурные волны,
Брызги их - слезы и кровь!..
Но человеку в юдоли томленья
Чудные сестры даны в утешенье:
Вера, Надежда, Любовь!
Первая в доле суровой, унылой
К людям приходит могучею силой,
Светом небесным полна
И, ободряя унылых душою,
Вера приносит им бодрость с собою,
Гонит сомненья она.
В жизни суровой, в тоске безысходной
Светит вторая звездой путеводной,
Эта звезда нас ведет.
Смотрим вперед мы с надеждой смелее,
Темная даль и ясней, и светлее,
Легче нам бремя невзгод.
Третья сестра это - Божье дыхание.
С ней не страшны никакие страдания.
Храм ее - наши сердца!..
В ней сострадание, жалость, участие,
В ней красота всепрощенья и счастия,
Царство любви без конца!..

3. Методы проведения духовно-просвятительских бесед во время паломнической поездки
Главной задачей катехизатора, при проведении цикла духовно-просветительских бесед в паломнических поездках - настроить паломников на встречу со святынями городов, монастырей и храмов, побудить их к молитвенному настроению и достойному принятию Святых Христовых Тайн.
Важное условие успешного проведения духовно-просветительских бесед – доверие к катехизатору и желание каждого слушателя приобрести душеполезные знания о святынях и истории земли русской.
Проводя беседы на курсах катехизаторов, каждый учитель понимает, что его «ученики» взрослые, богословски подготовленные люди, заинтересовать которых и вызвать отклик в их душе можно только при подаче нового и духовно-познавательного материала. Катехизатор постоянно ведет поиск методов и форм подачи знаний. Использование передового опыта, наработанного педагогами, психологами очень важно для православного педагога. Цель всей нашей жизни во Христе - спасение, а задача  воспитание добродетелей.
Планирование беседы имеет важное значение. Каждая беседа должна иметь четко установленные временные рамки и быть направлена на изучение одного предмета. Учитель-катехизатор всегда является организатором беседы и должен учитывать особенность своих учеников.

Подготовка  беседы  для курсов катехизаторов включает  традиционные этапы.
1.Определяется   тема  беседы. В данной выпускной квалификационной работе  представлен цикл духовно-просветительских бесед по теме «Духовная связь времен».
2.Необходимо обратить внимание  на особенности слушателей.   
3.Очень важно определить цели  и задачи  урока.
Цель беседы определяет - зачем нужна такая беседа? Цель - прежде всего результат, которого мы хотим достичь в ходе беседы. Она может быть воспитательной, направленной на формирование нравственных ценностей и норм (добродетели); образовательной, направленной на приобретение знаний и развивающей мышление.
Задачи  беседы  –  это то, как мы идем к цели и что делать для достижения поставленного результата. 
4.Объемом  учебного  материала необходимо разбить на смысловые  блоки и учесть закономерности педагогического процесса:
- продуктивность усвоения заданного объема знаний, умений обратно пропорциональна количеству изучаемого материала или объему требуемых действий;
- продуктивность усвоения заданного объема знаний, умений обратно пропорциональна трудности и сложности изучаемого учебного материала, формируемых действий.
5.При  планировании и ведении беседы важно логично выстроить ее  структуру.   Во всем нужна логика процесса обучения и  логика усвоения новых знаний.
Структура   урока включает: организационный момент – создание доверительной атмосферы.
1)проверка усвоения прошлого материала  (воспоминания о прошлой паломнической поездке);
2)сообщение темы (5 минут)
3)сообщение нового материала (не более 20 минут) 
4)закрепление материала  (проверка, что запомнили)
5)домашнее задание (2-3 мин) – не задаётся.

6.Подбор  методов и приёмов обучения. Что может вызвать изумление, в чем будет неповторимость этого урока.
7.Определение  типа беседы:
•изучение нового учебного материала;
•совершенствование знаний, умений и навыков;
•обобщения и систематизации;
•комбинированные уроки;
•контроля и коррекции знаний, умений и навыков;
•нестандартные беседы 
Планируемая беседа  по типу является беседой изучения нового материала.
Остальные этапы в планировании беседы:
8.Определение объёма и форм самостоятельной работы во время беседы.
9.Планирование всех действий преподавателя и учеников  на всех этапах беседы.
10. Подбор дидактических средств (кино- и диафильмов, карточек, плакатов, схем, вспомогательной литературы).
11.Планирование записей и зарисовок.
12.Подготовка оборудования для беседы. Составление  списка необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д.
Катехизатор должен владеть искусством слова и свободным изложением материала беседы. Речь его должна быть лаконичной, четкой, а текст богословски правильным.
Катехизатор должен оказывать помощь каждому слушателю и своевременно отвечать на возникающие вопросы в течение всей беседы, он должен находиться в приподнятом рабочем настроении и каждый раз заново переживать события и факты, излагаемые в духовно-просветительских беседах.
      Общее впечатление о беседах во многом зависит от катехизатора, он должен отличаться доброжелательностью и уважать слушателей, быть чутким и внимательным к их психологическому состоянию, ровным и выдержанным ко всем, иметь опрятный скромный внешний вид.
Идите, научите все народы (Мф. 28, 19). Это обращение Господа Иисуса Христа к апостолам относится и к нам современным христианам.
После запретов советского времени вновь появилась возможность такой деятельности.  Миллионы людей идут ко Христу, "тянутся" к вере, стремятся войти в церковную ограду. И одна из важнейших задач Церкви - помочь ищущей истину душе найти Бога, понять и принять Евангелие, переоценить прожитую жизнь, принести покаяние, научиться общаться со Христом в молитве, сделать человека полноценным членом прихода, членом Церкви, чадом Божиим.
Опыт духовно-просветительских бесед во время паломнических поездок показал, что жизнь тех, кто приобщился к святыням становятся более духовной, они постепенно воцерковляются, регулярно посещают богослужения, исповедуются и причащаются Святых Христовых тайн.
Богослужение во время паломнических поездок объединило всех: и преподавателей и слушателей наших курсов, и поехавших за "хлебом насущным" духовного православного просвещения и образования.
Катехизис с латыни и др. греч. означает «поучение», «наставление», вероучительное содержание и ответы на наиболее важные вопросы о вере. Катехизация – это содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви. Это аспект религиозного образования, который предполагает «наставление православного христианина в истинах веры и нравственных нормах христианства, приобщение его к Священному Писанию и церковному преданию, в том числе к литургической жизни Церкви» .
В данной работе представлен цикл духовно-просветительских бесед во время паломнических поездок «Духовная связь времен». Основная информация о чудотворных иконах и жизни священномучеников подается в формате краткой лекции, затем следует блок вопросов-ответов. Возможно продолжение беседы в индивидуальном порядке, если кто-то из паломников проявляет такое желание.
Каждому слушателю были подарены изданные мной книги: «Икона Божией Матери Одигитрия Корсунская (Ефесская, Полоцкая, Торопецкая). Акафист»; «Деревенский покров. Рассказы о Поведи. Акафист Покрову Пресвятой Богородицы»; «Святые благоверные князь Вячесла и княгиня Людмила Чешские. Житие. Акафисты»; буклеты: «Корсунский собор города Торопца»; «Свято-Тихоновский женский монастырь города Торопца»; «Скит Всемилостивого Спаса Свято-Троицкого Серафима-Дивеевского монастыря» и небольшие иконы: образ Торопецкой иконы Божией Матери; образ святого Тихона, Патриарха Московского и всея России.
4. Развернутый  план цикла духовно-просветительских бесед для преподавателей и учащихся курсов катехизаторов во имя свщ.мч Фаддея, архиепископа Тверского «Духовная связь времен»

* Торопецкая икона Божией (Ефес, Полоцк, Торопец, Санкт-Петербург, Княжье озеро)
* Святой благоверный князь Александр Невский и Александра Брячиславовна Полоцкая (праведная Васса Владимирская) - родители святого Даниила Московского
* Святейший Тихон, Патриарх Московской и всея России
* Новомученики земли Тверской: священномученики Фаддей, архиепископ Тверской и Серафим Чичагов, митрополит Ленинградский
* Новомученики земли Торопецкой
* Святая праведная Иулиания Новоторжская
* Новомученики земли Новоторжской: священномученики Александр (Вершинский) и Иоанн (Васильев)
Подробный конспект беседы «Новомученик земли Поведской. Священномученик Иоанн (Иван Иванович Васильев)».
Тема беседы: «Новомученик земли Поведской. Священномученик Иоанн (Иван Иванович Васильев)».
Место темы в учебном курсе 
Беседа входит в цикл духовно-просветительских бесед во время паломнических поездок по Тверской и Нижегородской митрополий.
Тип урока:  Беседа изучения нового материала
План урока:
Продолжительность урока:   45 минут.
1.Организационный момент   –  3 мин.
2.Молитва – 10 мин.
3.Воспоминания о прошлых поездках -  5 мин.
4.Объяснение нового материала - 20 мин.
5.Подведение итогов – 5 мин
6.Молитва  – 2 мин.

Источник материалов для беседы: в основу беседы положена составленная мной и изданная Обществом инвалидов «ПРОФОНД»  в 2011 году брошюра «ДЕРЕВЕНСКИЙ ПОКРОВ. РАССКАЗЫ О ПОВЕДИ». Так же использовалась следующая литература:
- Игумен Дамаскин. "Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия". Тверь, Издательство "Булат", т.1 1992,т.2 1996, т.3 1999, т.4 2000, т.5 2001. http://fond.ru/book/book3/3-30.htm
Список реабилитированных клириков и мирян Калининской обл.
[1]  Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. № 21286-С. Л. 3.
[2]  АПРФ. Ф. 3, оп. 60, ед. хр. 13, л. 56, 57.
[3]  АПРФ. Ф. 45, оп. 1, ед хр. 170, л. 57.
[4]  Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. № 9827-С. Л. 28.
[5]  Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. № 9827-С. Л. 59.
[6]  Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. № 9827-С. Л. 97
[7]  Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. № 21286-С. Л. 9.
[8]  Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. № 21286-С. Л. 5.
[9]  Архив УФСБ РФ по Тверской обл. Арх. № 21286-С. Л. 15-16.


Новомученик земли Поведской.
Священномученик Иоанн (Иван Иванович Васильев).

Дни памяти: в Соборе новомучеников и исповедников Российских
(воскресный день выпадающий на 25 января/07 февраля,
или же в ближайшее последующее воскресенье); 18 сентября/01 октября

Общее количество верующих, подвергшихся репрессиям, оценивается от 500.000 до 1.000.000
Однако никакого смягчения репрессий не произошло, и размах гонений с каждым годом только нарастал, что хорошо видно из собранной в ПСТГУ статистики репрессий (если принять число арестов по «церковным делам» в 1926 году за 100%, то в 1927 году этот показатель равен 166%, в 1928-м – 223%, в 1929-м – 785%, в 1930-м – 2175%) Даже из тех иерархов, кто подписал в 1927 году упомянутую июльскую декларацию, большинство было расстреляно (репрессий избежали лишь двое из девяти – будущие Патриархи Сергий и Алексий I).
Действительной причиной гонений на Церковь была вовсе не ее мнимая нелояльность советской власти.

Победивший в России большевизм был одержим пафосом богоборчества.
Новая власть требовала не просто законопослушности: борьба шла за души людей. По этой причине можно без всякого сомнения считать всех христиан, пострадавших за отказ как-либо служить советской власти в деле насаждения безбожия, мучениками за Христа. Их страдания – результат принятия Евангелия во всей полноте. Им предлагали делать то, что было противно их христианской совести, именуя это «борьбой с церковной контрреволюцией». Они предпочли смерть. В этом выявилось величие их подвига и раскрывается его смысл.
И хотя физически к концу 1930-х годов Русская Церковь была практически полностью уничтожена (служили всего четыре-пять архиереев из примерно двухсот, несколько сотен священников из более чем пятидесяти тысяч, бывших до начала большевистского террора), духовно она оказалась не сломлена, ибо, по слову митрополита Петроградского Иосифа (Петровых), «смерть мучеников за Церковь есть победа над насилием, а не поражение».
Новомученики и исповедники Российские не боялись жить по Евангелию и готовы были умереть за это. Господь принял эту великую жертву и Своим Промыслом направил ход истории в годы Второй мировой войны так, что бого- и человеконенавистническое советское руководство вынуждено было отказаться от планов скорейшего искоренения религии в СССР.
Именно благодаря подвигу новомучеников и исповедников Русская Православная Церковь и была спасена. В этом и заключается его непреходящее значение.

Память земли русской хранит воспоминания об очень многих подвижниках Русской Православной Церкви. Мы хотим рассказать о священномученике Иоанне (Иване Ивановиче Васильеве), пастыре жизнь и деятельность которого была связана с землей Новоторжской.

Священномученик Иоанн (Иван Иванович Васильев) родился 18 июня 1876 года в деревне Малая Киселенка Новоторжского уезда Тверской губернии в благочестивой крестьянской семье. Не для земного крестьянского труда хотелось приготовить своего сына Ивану Васильеву, а для небесного — служения Богу и Его святой Церкви. В те времена, когда существовали сословные ограничения, не просто было дать крестьянским детям образование в духовном учебном заведении, но отец Ивана добился своего, определив сына в Тверскую Духовную семинарию, которую тот окончил в 1898 году. Через три года, в 1901 году, Иван Иванович был рукоположен в сан священника ко храму села Осипова* Новоторжского уезда. За усердное служение через несколько лет он был возведен в сан протоиерея. Здесь, в селе Осипово, прошла безвыездно его жизнь до 1928 года, когда он был переведен в целях укрепления прихода в храм села Таложня** Новоторжского уезда.

*Усадьба Осипово, Торжокский район. Владельцы села Осипова в XIX веке - дворяне Москвины и Васильевы. В середине XIX века земля Москвиных поделена между двумя детьми - одна часть принадлежит «девице из дворян» Марии Федоровне Москвиной, другая - подпоручику Ивану Федоровичу Москвину. По описи имения в 1852 году при оформлении займа упоминается «при селе Осипове господский одноэтажный деревянный дом со службами». В 1851 году при приходской церкви села Осипова во имя Покрова Пресвятой Богородицы в имении Ивана Федоровича Москвина было устроено училище «для поселянских детей, на религиозно-нравственном основании, в коем обучается тридцать четыре мальчика...» Еще одна усадьба в селе Осипове принадлежала семье поручицы «Марье Ильиной Васильевой» и ее детям - Илье, Михаилу и Василию. В 1859 году имение Васильевых было выставлено на аукционный торг, а в 1860 году та же участь постигла и имение Москвиных. Примечательно, что имение Васильевых в 1881 году приобрел «на публичном торгу» крестьянин деревни Городок Алексей Федорович Ермаков «в сумме шестисот одного рубля серебром», а в 1920 году оно перешло к его сыну, Алексею Алексеевичу. 27 мая 1925 года в особой губернской комиссии рассматривается дело о выселении из имения бывшего помещика Алексея Ермакова, «...в явно контрреволюционных выступлениях не замеченного, но личность подозрительная и как таковая не выяснена...» Сегодня в селе Осипове можно увидеть церковь и остатки парка.

Село Осипово, от Твери 80 верст, от Торжка 20 верст. Церковь Успенская, построена в 1841 году, каменная, престол один Успенской Божией Матери. Церковные документы: опись 1846 года, метрики с 1801 года, план на землю. В 1901 году служили: Священник Александр Иоаннович Торочков 31-го года, окончил духовную семинарию, священником с 1891 года, награжден в 1898 году набедренником. Место псаломщика вакантно. Прихожан в селе Осипове, в деревнях Светцове, Вишенье, Пышкове, Струбище, Старо-Малинове, Ново-Малинове - 161 двор (468 мужчин, 536 женщин). По данным на 1914 год служили: Священник Иоанн Васильев 38-ми лет, окончил семинарию, на службе 15 лет, в Успенском храме 13 лет. Исполняющий должность псаломщика Сергий Троицкий 36-ти лет, на службе 12 лет, в Успенском храме 1 год. Прихожан в деревнях Малое Светцово, Большое Вишенье, Пышково, Струбищи, Новое-Маситово, Челядино - 501 мужчина и 576 женщина.

**Село Таложня, от Твери 86 верст, от Торжка 25 верст.  Церковь Воскресенская, построена в 1794 году, каменная, престола четыре: Воскресения Христова, Казанской Божией Матери, Иоанна Богослова и на хорах Сретения Господня. Церковные документы: опись 1846 года, метрики с 1789 года, исповедные с 1826 года, план на землю. В 1901 году служили: Священник Иоанн Васильевич Бутягин 51-го года, окончил духовную семинарию, священником с 1886 года, награжден в 1899 году скуфьей. Священник Константин Михайлович Ветлин 24-х лет, окончил духовную семинарию, священником с 1896 года. Диакон Михаил Семенович Покровский 30-ти лет, в служении с 1889 года, диаконом с 1895 года. Псаломщик Василий Гаврилович Петропавловский 59-ти лет, в должности с 1862 года. Псаломщик Алексей Николаевич Прилуцкий 22-х лет, в должности с 1897 года. Прихожане: 1) Священника Бутягина - в деревнях: Белях, Глинках, Григореве, Козлове, Упрышкине, Смыкове, Яму - 214 дворов (524 мужчины, 672 женщины). 2) Священника Ветлина - в селе Таложне, в деревнях: Подольцах, Кузовкове, Прокфьеве, Шевкове - 194 двора (573 мужчины, 625 женщин). В 1914 году служили: Священник Леонид Гумилин 38-ми лет, из 5 класса семинарии, на службе 11 лет, в Воскресенском храме 9 лет. Штатный диакон Феодор Шеметов 36-ти лет, на службе 14 лет, в Воскресенском храме 9 лет. Псаломщик Николай Виноградов 36-ти лет, на службе 16 лет, в Воскресенском храме 9 лет. Прихожан в деревнях6 Подольцы, Кузовково, Прокофьево, Шевково, Бель, Глинка, Козлово, Упрышкино, Смыково, Ям, Григорьево - 1088 мужчин и 1294 женщины.  Церковь полностью разрушена в 30-е годы ХХ века. В приходе сей церкви в деревне Шевкове находилась часовня, каменная, построенная в 1896 году.

До его приезда духовная жизнь в Таложне из-за нерадивости священника была в небрежении. Отец Иоанн сразу же наладил частые службы не только в храме, но и служение молебнов в домах прихожан. За каждой службой он говорил проповедь, призывая православных к нравственному совершенствованию и духовному возрождению; он объяснял слово Божие так, чтобы оно стало доступным пониманию каждого прихожанина. Отец Иоанн призывал к частой молитве, к внимательному отношению к окружающей человека действительности, научая понимать, что все случающееся с нами есть действия Промысла Божия, и как таковые имеют глубокое значение в деле спасения нашей души.

Во время служб о. Иоанна храм стал наполняться молящимися, в дом Божий потянулись люди, чуть было не отошедшие от веры, в прихожанах стала воскресать любовь ко храму и богослужению как орудию их собственного спасения, службы стали восприниматься как нечто живительное и необходимое, подобно воздуху, без чего может наступить духовная смерть. Безбожные власти, видя оживление духовной жизни в приходе, стали принимать свои меры.

В 1929 году единственный в этих местах член коммунистической партии на сельском сходе поставил вопрос об отмене празднования церковных праздников — Ильина дня и Преображения Господня. Против такого предложения выступили староста храма Антоний Кузьмин и крестьяне Бойков и Скачков. Подали протестующие голоса и многие крестьяне с места, но власти записали решение собрания так, будто большинство стоит за отмену.

На следующий день староста храма собрал прихожан, которые постановили: продолжать празднование церковных праздников. Из сельсовета о. Иоанну было послано распоряжение, чтобы он в эти праздники отмени службы, но священник проигнорировал запрет и продолжал служить по-прежнему.

В 1930 году власти сделали попытку закрыть храм за ненадобностью будто он мало посещаем и население в нем не нуждается. Но не таков был этот приход, прихожане любили храм и почитали своего священника. Тут же было собрано множество подписей, и храм удалось отстоять.

Прихожане за год служения у них о. Иоанна искренне полюбили его, взяли на свое попечение и храм, и священника с его супругой Елизаветой (их единственный сын был взрослым и жил в другом городе), возя дрова для отопления храма и дома священника, своевременно внося деньги для уплаты налогов. И батюшка, приходя в сельсовет, добродушно говорил «Спасибо, что старые люди помогают, а то иначе бы пришлось закрыть храм».
В декабре 1930 года власти все же решили добиться закрытия храма. Для достижения этой цели они выставили такую сумму налога за пользование церковным зданием, что ни священнику, ни прихожанам внести ее было невозможно, тем более что большинство прихожан о. Иоанна были людьми бедными, а в самой двадцатке состояли почти одни бедняки, с которых взять было нечего и, соответственно, выслать их под тем предлогом что они кулаки, невозможно. Причем на этот раз власти запретили сбор средств для уплаты налога, а также и сбор подписей против закрытия храма и уже готовы были праздновать свою победу.
После богослужения о. Иоанн объявил, что от церкви требуют уплаты налога, в противном случае храм будет закрыт. Выступил со своим словом председатель церковного совета Антоний Кузьмин, который сказал, что церковь и рада бы заплатить все налоги, но в церковной кассе нет стольких денег. Среди присутствующих сразу же начался сбор денег. Первой положила пять рублей самая бедная из прихожанок Мария Федоровна из деревни Шевково, а за нею стали жертвовать и все остальные, и в течение получаса прихожане, полные решимости отстоять храм, собрали нужную сумму.
Наступил 1931 год, а службы в храме продолжались, несмотря на все ухищрения безбожников. Но это было время ужесточения гонений. Еще 14 февраля 1929 года центральная власть издала обязательную для исполнения всеми местными сатрапами директиву, в которой, в частности, было сказано: «Церковно-религиозные организации используют трудности социалистического строительства в целях мобилизации реакционных и малосознательных элементов страны...
С усилением классовой борьбы в деревне, как одна из форм этой классовой борьбы, особенно усиливается деятельность религиозных организаций среди реакционных и малосознательных прослоек крестьянства. В деятельности религиозных организаций принимает активное участие кулачество, часто используя церковные советы как аппараты своего влияния перевыборов в советы агитируя против сдачи хлеба заготовительным органам, против советской школы, коллективизации, социалистического переустройства сельского хозяйства, против деятельности партии, комсомола, юношеского движения, нашей работы среди женщин и против других общественных и культурных мероприятий сов-власти и партии...
Наркому Внудел и ОГПУ. Не допускать никоим образом нарушения советского законодательства религиозными обществами, имея в виду, что религиозные организации являются единственной легально действующей контрреволюционной организацией, имеющей влияние на массы...».
В тех случаях, когда Сталин привлекал к исполнению директив ОГПУ, действия властей всегда были последовательно жестокими. И жестокости этой требовал сам Сталин. В январе 1931 года руководящие работники ОГПУ собрались, чтобы провести совещание о методах уничтожения крестьян. Соответствующее приглашение было прислано Молотову. Но вместо Молотова ответил Сталин:
"Считаю нецелесообразно, неправильно превращение конкретной и совершенно определенной директивы ЦК о кулаке из предмета проведения в жизнь в предмет широкой агитации, хотя бы среди актива чекистов. Достаточно будет вполне, если директива ЦК о кулаке будет передана в ПП ГПУ (Полномочное Представительство Государственного Политического Управления при НКВД РСФСР) на руки. Ни Молотов, ни кто-либо из секретарей ЦК не будут принимать участие в предпринятых ОГПУ совещаниях "ответственных работников ОГПУ". Совещание считаю излишним".
Ни о. Иоанн, ни крестьяне, члены церковной двадцатки, не знали о принимаемых на их счет указах, которые не замедлили осуществиться практически. Рано утром 11 марта 1931 года священник села Таложня о. Иоанн и пятеро наиболее активных в церковном отношении крестьян были арестованы. Не надеясь на то, что они оговорят себя, ОГПУ не спешило их и допрашивать, не предъявляло им и обвинение. А тем временем допрашивали тех, кто стоял за безоговорочное закрытие храма. Их ответы неизбежно обрекали священников и верующих крестьян на арест: «Считаю, что дальнейшее пребывание Кузьмина (председатель церковного совета) в обществе с его политическими взглядами на советскую власть не допустимо». И так о каждом из арестованных крестьян. Только в конце апреля ОГПУ допросило обвиняемых. Отец Иоанн Васильев, отвечая на вопросы следователя, сказал:
— Сам я советскую власть признаю и выполняю все ее требования. В момент моего переезда в село Таложня председателем церковного совета был гражданин села Кузовкова Кузьмин Антон Егорович; с Кузьминым я встречался только по делам службы, заходил к нему в дом только во время исполнения религиозных обрядов, никаких разговоров у меня с ним по вопросам коллективизации сельского хозяйства, хлебозаготовок и о политике советской власти, проводимой в деревне, не было. Сам я никаких подписей среди верующих с протестом против закрытия церкви не собирал и не могу сказать, собирал ли их кто из членов церковного совета, так как мне об этом ничего известно не было. Проповеди я в церкви говорил, но касался вопросов только религиозно-нравственного характера; заявлений и обращений с моей стороны к верующим о том, что коммунисты закрывают храмы, служителей культа облагают непосильными налогами, сажают в тюрьмы, никогда не было. Вину свою в том, что якобы я, служа в церкви, обращался к верующим со словом, что коммунисты закрывают церкви, обирают нас непосильными налогами, сажают в тюрьмы, не признаю и заявляю, что этого с моей стороны допущено не было, и вообще разговоров антисоветского характера с прихожанами я не вел.
Арестованные вместе со священником председатель церковного совета Антоний Кузьмин и крестьяне Симеон Турбанский, Иларион Яковлев также не признали себя виновными. 18 июля 1931 года Тройка ОГПУ приговорила о. Иоанна и председателя церковного совета Антония Кузьмина к пяти годам ссылки в Казахстан с отправкой этапом, Симеона Турбанского и Илариона Яковлева — к трем годам ссылки в Казахстан с отправкой этапом. Антонию Кузьмину было в это время шестьдесят пять лет, и вряд ли ему удалось пережить этап и ссылку.  Отец Иоанн пробыл в ссылке день в день и вернулся на родину в Тверскую епархию в середине 1936 года. После тяжелых условий заключения, изнурительной ссылки, хорошо зная, за что он принял эти страдания, он, как многие мученики первых веков христианства, переносил эти страдания радуясь. Не упрямое упорство было в его желании не солгать, не покривить душой, а переживания радостного сопричастия страданиям сонма увенчанных Христом святых мучеников, и ему, как и другим, Господь протянул Свою десницу, и сами страдания были уже не страшны!
Вернувшись на родину, о. Иоанн получил благословение на служение в храме села Яконово***, причем исповеднический подвиг только укрепил священника в решимости с ревностью послужить Богу и вверенной его попечению пастве. Около года прослужил о. Иоанн в храме Божием. 5 августа 1937 года председатель Яконовского сельсовета по требованию сотрудников НКВД написал заявление, где просил «принять меры воздействия к служителю религиозного культа Яконовской церкви Васильеву Ивану Ивановичу, который занимался агитацией среди окружающего населения...» [7].
***Село Яконово, от Твери 88 верст, от Торжка 24 версты. Церковь Богоявленская, построена в 1862 году, каменная, престол один Богоявления Господня. Церковные документы: опись, метрики с 1780 года, исповедные с 1829 года, план на землю. В 1901 году служили: Священник Николай Иоаннович Троицкий 49-ти лет, кандидат богословия, в служении с 1877 года, священником с 1884 года, награжден в 1867 году камилавкой. Диакон Виктор Стефанович Казанский 53-х лет, в служении с 1867 года, диаконом с 1885 года. Псаломщик Александр Николаевич Шавров 51-го года, в должности с 1897 года. Прихожан в селе Яконове, в деревнях Чупрове, Заполье, Чудинах, Якимове, Коробове, Житникове, Головорезове, Насывкине, Удальцове, Подсосонье, Зубове, Машкине, Корытникове, Карнееве, Вишинье, Шевелине, Сельце, Бавыкине - 395 дворов (1101 мужчина, 1406 женщин), в их числе раскольников 15 дворов (29 мужчин, 42 женщины). В 1914 году служили: Священник Петр Панков 45-ти лет, окончил учительскую семинарию, на службе 20 лет, в Богоявленском храме 5 лет. Штатный диакон Михаил Черниговский 51 год, на службе 27 лет, в Богоявленском храме 1 год. Псаломщик Феодор Лавров 33-х лет, на службе 11 лет, в Богоявленском храме 7 лет. Прихожан в деревнях Чупрово, Заполье, Чудино, Якимово, Житниково, Головорезово, Насывкино, Удальцово, Коробово, Подеханье, Зубово, Макшино, Карнеево, Корытниково, Вишенье, Шевелины, Сельцо, Бавыкино, Хутор Веселая Долина - 1130 мужчин и 1294 женщины. Раскольников 22 мужчины и 24 женщины. В приходе сей церкви в деревне Подсосенье, находилась часовня Святых Мучеников Фрола и Лавра, деревянная.
  В тот же день священник был арестован и заключен в Тверскую тюрьму. Против него лжесвидетельствовали лишь представители местных властей — председатель сельсовета и бригадир колхоза. Никто из крестьян не согласился оговорить священника.
  13 августа после истязаний голодом и бессонницей следователь НКВД допросил священника:
— Следствием установлено, что вы среди колхозников Яконовского сельсовета систематически вели контрреволюционную антисоветскую агитацию. Признаете вы это?
— Не признаю; контрреволюционной, антисоветской агитации я среди колхозников не вел.
— В июле месяце 1937 года вы среди колхозников деревни Малиново открыто высказывали контрреволюционные мысли против подписи на заем и вели провокационные слухи о войне. Признаетесь в этом виновным?
— Виновным себя не признаю, подобных разговоров у меня не было, это я отрицаю.
  10 сентября следствие было закончено и дело передано на рассмотрение Тройки НКВД, которая 29 сентября приговорила о. Иоанна к расстрелу. Протоиерей Иоанн Васильев был расстрелян 1 октября 1937 года.
  Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 12-16 августа 2000 года для общецерковного почитания.
Заключение
Редактируя житие священномученика Иоанна (Васильева) невольно поймала себя на мысли:
только один год с 1936 по 1937 служил протоиерей в Богоявленской церкви села Яконово и был отдан представителями местных властей Тройке НКВД на расстрел, но никто из крестьян не согласился оговорить священника...................  шесть лет с 1996 по 2002 год служил иерей Георгий (Воробьев) в храме Богоявления Господня села Яконово, восстанавливал его, на свою пенсию покупал иконы, сам стеклил окна… и был отдан на поругание средствам массовой информации представителями местных властей и безбожными жителями, пропившими остатки совести.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй жителей села Яконово (и всех жителей сел где до сего дня плачет Ангел на престоле разрушенного храма), вразуми их Светом разума Твоего, дай покаяние и прощение всех их грехов вольных и не вольных, помоги принять открытым сердцем необходимость восстановления поруганных святынь,  укрепи их в Вере, подай Надежду и награди Любовью. Пострадавший за Христа священномученик Иоанн моли Бога о земляках твоих, предавших тебя, и предстательством твоим пред Господом, помоги возобновить служение Божественной литургии в храме Богоявления Господня в селе Яконово.

Елизавета Басова


...

Заканчивая нашу беседу, хотелось бы «… вспомнить, что русское слово «образование» происходит от слова «образ». Образом мы называем икону – изображение Воплощенного Бога или человека, в котором Духом Святым отобразился Господь Иисус Христос. Образом Божьим является также и сам человек, и об этом говорится в начале Библии.
Духовная жизнь человека и процесс его образования неразрывно связаны. Ведь образование – это не только овладение теми или иными знаниями, но это также социализация и постижение культурного наследия, и, наконец, это приобщение к духовным основам бытия – выявление в человеке таинственного образа Божьего.
Человек не представляется в глазах Церкви автономным существом, он зависит не только от воздуха и пищи, не только от политических и социальных условий, в которых живет, но, прежде всего, человек зависит от Бога. Потому что, согласно Библии, человек сотворен, чтобы общаться с Богом и потому что человек несет в себе неизреченный «образ Божества». То есть поиск Бога и стремление к духовной жизни – это то, что присуще человеку изначально, онтологически.» [13]
Надо помнить, что на наших катехизаторских курсах «…человек воспитывается на всю жизнь для Господа, для вечности, воспитывается как истинный Христианин…» [15]
«…Если учитель говорит о заповедях, например Евангельских, то чем более он сам следует эти заповедям, тем более успешно будет дело его преподавания... человек (катехизатор) должен стремиться к святости» [15]
«…Должно быть обязательно призвание учительское. Господь его призывает на служение. Когда человек откликается всем сердцем и всем умом на призыв Божий и всю жизнь посвящает этому делу…, главное при этом иметь любовь, любовь которая долго терпит, отдается самого себя…» [15]
Надо и нам стремиться, чтобы каждая наша беседа была как беседы покровителя курсов Фаддея, архиепископа Тверского «светлым праздником на курсах».

***

Если все мы забудем о Боге,
То Россия своё отжила,
Кто-то должен стоять на дороге,
На пути озверевшего зла.

Кто-то должен за Русь распинаться
Кто-то должен подставить плечо
Кто-то должен молитвой сражаться
Кто-то должен сражаться мечом.

Кто-то должен, но кто это? Боже!
Где ж Россия твои сыновья?
Неужели понять мы не можем:
Это ты, это он, это я.

Так давайте ж родные все вместе
Помолясь и покаясь в грехах,
Встанем дружно с молитвою
Песней на пути озверевшего зла.

Кто-то должен за Русь распинаться
Кто-то должен подставить плечо
Кто-то должен молитвой сражаться
Кто-то должен сражаться мечом.

Кто-то должен, но кто это? Боже!
Где ж Россия твои сыновья?
Неужели понять мы не можем:
Это ты, это он, это я…



© Copyright: Елизавета Басова, 2008
Свидетельство о публикации №1807014300
Библиографический список

1.Библия – М.: Российское Библейское Общество, 2008
2.Библейская энциклопедия. Российское Библейское общество.  М., 1998.
3.Бородина А.В. Основы православной культуры. М.: 2006
4.Георгий (Шестун), игум. Православная педагогика. ПРО-ПРЕСС.  М., 2010.
5.Зелененко А. Важнейшие  принципы  православной педагогики.
6.Опыт методической и воспитательной работы.
Воскресная школа при храме Богоявления, что в Китай – городе. М.: 2001
7.Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология. ИЭОПГКО. М., 2006.
8.Серафим Слободской, прот. Закон Божий. М.: 2010
9.Шестун Гергий, игумен. Православная школа. М.: Воскресная школа. ИЭОПГКО, 2004
10.Икона Божией Матери Одигитрия (Корсунская, Ефесская, Торопецкая). Акафист». М.: ПРОФОНД, 2010
11.Акафист Покрову Пресвятой Богородицы. Деревенский Покров. Рассказы о Поведи. Новомученик земли Поведской. Священномученик Иоанн (Иван Иванович Васильев). М.: ПРОФОНД, 2011
12.Сайт проза.ру. автор Елизавета Басова, http://www.proza.ru/avtor/ekbasova
13.В одну воронку две бомбы… попадают,  http://www.proza.ru/2010/03/10/789
14.Доклад на VII Тихвинских межрегиональных Рождественских образовательных чтениях, г. Тихвин, 23 января 2013 года,  http://hghltd.yandex.net/
15.«Дидактика» сщмч. Фаддея (Успенского) как основа методики преподавания вероучительных предметов». Северина Н.С.
http://video.yandex.ru/users/faddey-kurs2012/ 
XVIII Международные Рождественские образовательные Чтения, 2010