Подрастающему поколению

Антонина Царёва -Брызгалова
     Сделала внуку замечание. Ему уже двенадцать лет. А он так много времени проводит за телевизором и компьютерными играми – стрелялками.
Он мне возразил – небось, когда сама была в таком же возрасте, тоже все дни просиживала за ними…

    Да, за небольшой отрезок времени – пятьдесят лет, а как все изменилось! В наше время не было ничего такого. Вечерами сидели с керосиновой лампой. Я хорошо помню, как провели потом электричество и радио. В этом возрасте мы не слонялись без дела по улицам.

   Я родилась и выросла в деревне. С малого возраста мы были заняты посильной работой. Закончив первый класс, летом в сенокос, я сметала свой первый в жизни стог сена. Стояла наверху, а мама подавала вилами и учила, как его правильно уложить.

    Нужно было успеть всюду- на сенокос, пасти телят. А их было целое стадо. Я выбирала бычка, который посмирнее да пониже ростом, садилась на него, и словно на лошади, ездила, загоняя телят в нужном направлении

    Помогала пилить дрова ручной пилой с двумя ручками. Взрослый с одной стороной стороны, а ты – с другой и тянешь ее туда, обратно. Держать нужно прямо, чтобы пила не ушла в бок, а то зажмет ее. Вот так и проходило наше счастливое детство.

    Когда стали постарше, лет на 13- 14 , помогали взрослым гнать скотину в заготскот. Это в один конец 18 км и столько же обратно. Правда, когда повезет, назад домой на лошади или на тракторе удавалось добраться. А дорог таких, как сейчас, не было. Была узкая проселочная и три болота на ее пути. Каждую весну взрослые ходили и выстилали их бревнами, словно мост. Отсюда и название одного болота – Мостовое.

   А осенью в школе всем классом ходили на уборку льна. Став немного постарше, возили его на тракторе на льнозавод. Мы сидели в тракторном прицепе прямо на снопах льна.
    На дороге  были такие ямы, что прицеп под большим наклоном вперед нырял туда. Мы крепко держались друг за друга и за снопы льна, в которых делали для себя углубление, чтобы усидеть. Это не вызывало у нас страха. Было весело, и мы дружно смеялись.

    Мне было 13 лет и я уже ходила со старшей сестрой рубить ольху на дрова. И однажды, не правильно размахнулась топором и попала по суку, он отскочил. Удар пришелся по ноге. Кое – как дошла до дома.

   Мама в это время была на скотном дворе. Сообщила её о случившемся, она в первую очередь спросила, а цел ли мой сапог. Сейчас я понимаю, она была права,  нога заживет, а вот сможет ли она купить мне новые сапоги?
 
    Мне кажется, пусть наше детство было трудным, но интересным. Мы находили время играть в лапту, прятки, бегать искупаться. Мы бегали, играли и взрослели, не сидя у телевизора и компьютера, а на улице на свежем воздухе. Летом в деревне , где были дети,  стоял шум, гам и веселый детский смех, который редко сейчас услышишь.
     Я смотрю на внуков вновь и вновь, вспоминаю себя в этом возрасте. Да! Мы были другими - хуже, лучше ли - не мне судить. Но то , что мы трудились с самого раннего возраста , не сделало нас  хуже.

   Мы научились ценить труд свой и чужой, уважать старших. Мы гордились, что нас приняли в октябрята, пионеры, а затем комсомол. Мы воспитывались на примерах Павки Корчагина, молодогвардейцев. У нас были реальные герои для подражания, а не виртуальные.

   А какие идеалы у подрастающего поколения, с кого они должны брать пример? С героев из боевиков и компьютерных игр?
 Хочется , чтобы они не тратили  время на пиво и сигареты. А были умнее и мудрее, обладали разносторонним внутренним миром и развитым интеллектом...