В деревне у бабушки. День двадцатый

Эльвира Гусева
Бабушка встала, как всегда, рано, накормила  всю  живность, стала готовить завтрак.  Дед  уже  косил  усадьбу.  Леночка   ещё  видела  свой сон,  когда  бабушка вошла в её комнату.  Она не хотела будить внучку, но  та  проснулась сама.

- Баб, уже вставать надо? – спросила она, оторвав голову от подушки.
- Можешь  ещё полежать немножко, - ласково сказала бабушка  и присела на краешек кровати.
- Бабушка, я так  люблю своего братика  и  буду любить его всегда, - сказала  Лена.
- Конечно, - поддержала её  бабушка.- Он  для  тебя такой родной человечек.
- Баб, а чем мы будем сегодня заниматься? – неожиданно  спросила  Лена.

- Для начала  тебе надо встать, умыться и одеться, будем завтракать, - сказала бабушка.
- Дед уже завтракал? – Лена  надевала  свой  розовый сарафанчик  с большими карманами.
- Нет, дед  с утра ушёл  косить траву, - сказала бабушка.- С  сегодняшнего дня начал заготовку  сена на зиму.

- Скосит и придёт завтракать, после завтрака пойдёт сушить траву, а мы будем ему помогать, - бабушка  вышла  на кухню,  Лена за ней следом. Она подошла  к крану, умылась  и  села за  стол.  Сегодня на завтрак  любимая  Леночкина  молочная вермишель  со сливочным маслом, бутерброды  с сыром,  ягоды клубники.  Бабушка старалась  кормить внучку  свежими овощами, зеленью и ягодами.  Не успела бабушка налить чай,  как  в  дверях показался  дед.  Он  был  в  одних  брюках, загорелый  и  улыбающийся.

-Ох, ну и жара  с  утра! – сказал он. – Мать,  мне  сделай  в первую очередь  питья!  Бабушка достала из холодильника   желе из красной смородины, положила несколько ложек в его бокал, залила водой, перемешала.  Дед  с  удовольствием выпил весь бокал.

-  Ох, хорошо,- сказал он. – Ну,  что,  моя красавица, будем  сено сушить? – сказал он, обращаясь  к  Лене.
-  Да, дед, только я не знаю,  как? – ответила  внучка.
- Я  тебя научу,  это нетрудно, - дед  с удовольствием  ел  вермишель  и бутерброт  с  сыром,  но от чая отказался.
-  Мать, сделай  мне  ещё  такого  питья из смородины, - сказал  он.  Бабушка  выполнила его просьбу.

-  Спасибо  этому  дому, теперь пойдём  к другому, - сказал  дед, хитро улыбаясь. – Пошли, внученька, сено  сушить.
После завтрака  все вместе  раскладывали  траву,  чтобы  солнышко  её просушивало, а ветерок  продувал. Травы  было много, бабушка ловко орудовала граблями,  Лена помогала,  хотя ей  эта работа  не была знакома, но работая вместе со взрослыми, она  чувствовала,  что  её  маленькая помощь необходима, ей это нравилось.

Солнце  своими горячими лучами  быстро подвяливало скошенную траву.
-  Сегодня высушим,  а завтра  досушим  окончательно,  и  можно будет убирать на сеновал, - сказал  дед, не переставая  ворошить  сено.

-   Вы можете  идти  домой, готовьте обед,  а  я  здесь  один управлюсь, - дед прошёл все валки по нескольку  раз.  Бабушка позвала внучку,  они  заглянули  в  вольер  к  цыплятам.
- Надо подлить воды, а то очень жарко, - сказала бабушка.  Зачерпнула  воды из ведра, налила  цыплятам  и  курам, после чего  бабушка и внучка пошли  в  дом.  Бабушка  стала готовить обед,  а  Лена  писала в своей рабочей тетради. Сегодня  она  рисовала  квадраты, треугольники, прямоугольники, потом раскрашивала бабочек, как было показано на картинке   цветными карандашами.

-  Бабушка, а  ты помнишь, каких  мы вчера видели бабочек на дороге? – спросила  Лена.
-  Да, раньше я никогда не видела  такого количества бабочек  сразу, - отозвалась бабушка.
-  Я  сейчас их нарисую, - загорелась  Лена.  Она  взяла  свой  альбом  и  простым карандашом  стала  рисовать  бабочек. Нарисовала много, подрисовывала ещё, раскрашивала.  Рисунок так  занимал  её,  что  она  выполняла  всё молча.

-  Лена,  я,  кажется, придумала очень интересное  дело, - неожиданно  сказала бабушка.
-  Какое,  баб? – спросила  внучка.
-  После обеда мы  будем  с тобой  делать коллекцию бабочек, - ответила бабушка.
-  Баб, я не умею, как это? – глаза у девочки загорелись.
-  Зато  я знаю,  как  можно сделать, - бабушка переворачивала  котлеты  на сковородке,  а они  шипели и брызгались маслом.

-  Баб,  ты  всё  что ли умеешь  и знаешь? – спросила внучка.
- Да  нет, не всё,  но если захочешь, научиться можно всему, - уклончиво ответила бабушка.  -  Я поставила  котлеты на слабый огонь, пусть они  медленно дожариваются,  а  я посмотрю,  как  там наш дед!  Спрошу, нужна ли  ему  наша помощь, - она  вышла  во  двор.  Дед  перевернул  скошенную траву  несколько  раз,  она хорошо подсыхала  на  солнышке.
-  Нет, помощь  ваша мне не нужна, а  вот  стаканчик  смородинного  питья  я  бы  выпил, - сказал дед.
-  Сейчас принесу, - отозвалась бабушка.  Она  вернулась в дом, развела  смородинное желе  в бокале  с  водой  и  вынесла деду  во двор.  Дед  залпом выпил  и  похвалил.
-  Ой,  как нравится  твой  напиток,  мать!  Жажду хорошо  утоляет, - сказал он.
-  Заканчивай,  а  то  очень жарко становится, пора отдохнуть, да  и  обедать, - сказала бабушка.

-  Да, - согласился  дед. – Я много сегодня сделал, пора и отдохнуть.
Бабушка вернулась  в  дом,  котлеты  дожарились,  суп  сварился,  капуста потушилась – обед был готов.  Дед  ещё  долго  плескался на  улице  под  краном,  мыл руки  и  лицо,  шею  и  грудь, потом  вытирался.

- Явился,  как огурчик, - сказал  он  с порога. – Хочу обедать!
Лена удивилась тому,  что  он  сравнил  себя   с огурчиком.
-  Дед,  почему,  как огурчик? – спросила  она.
-  Чистенький, весь вымытый, - ответил  дед, садясь за  стол.

Бабушка  уже  разливала по тарелкам суп,  дед  резал  хлеб  на кусочки.  Картофельный  суп  издавал такой аромат,  что  аппетит  разыгрался  сразу  от  одного только  запаха.
-  Мать,  мне  надо  посыпать  сверху  зелени!  - сказал  дед.  Бабушка подала  ему  маленькое блюдце  с мелко нарезанным укропом, луком и петрушкой.  Он  положил себе в тарелку  щепотку этой смеси, наклонился  над тарелкой.

-  Ой, какой аромат! – произнёс  он. – Что, голубушка, тебе тоже надо зелени? –спросил он внучку.
-  Дед, положи, только немножко, я  буду привыкать, - сказала  Лена.  Дед  положил ей  в тарелку  две крошки зелени.
-  Хватит? –  явно  издеваясь, спросил  он.  Лена кивнула головой.
-  Лёша,   у   нас  с Леной  есть одно  интересное предложение, - начала разговор  бабушка. -  Мы хотим сделать  коллекцию бабочек, ты нам поможешь?

-  Интересное дельце, а в чём будет заключаться моя помощь?- удивился  дед. – Бабочек  ловить?
-  Да,  нам надо будет  собрать все  виды  бабочек,  которые обитают в наших местах,- продолжала бабушка.
-   Вы  меня озадачили. Значит, мне надо бросить все дела  и бежать ловить бабочек? – не унимался  дед. -  На старости  лет,  как в  детстве,  я буду ловить бабочек.

-   Дед,  ты  у нас  не старый,  ты  ещё очень  молодой, - сказала своё слово внучка.
-   Вот  за  это  спасибо, на шестом десятке  я буду ловить бабочек, -  разошёлся  дед.
-   Если  не  хочешь,  не  лови,  мы  только предложили,  а ты  уж  никак не успокоишься, - виновато  сказала бабушка.  После обеда  дед  ушёл  к  себе  в  летнюю  комнату.

Бабушка  с  Леной    убрали  со  стола,  вымыли  посуду.  Бабушка  достала  коробку,  в   которой  ещё  было несколько конфет,  выложила  их  в сахарницу.  На  дно коробки  она  постелила  белый лист бумаги, закрепив  его по краям  клеем.  Верх  коробки вырезала  аккуратно  и  вместо картона подклеила  скотчем   прозрачную  плёнку, получилось очень даже красиво.  Бабочек пока ещё не было, поэтому  коробку бабушка отложила,  и  они  с  Леной  прилегли  на диван.

     Отдохнув,  дед   взял грабли  и  продолжил ворошить сено.  Подсыхая,  оно  издавало неповторимый  цветочный сладкий аромат.  Он  зашёл  на  двор  и  увидел  на  окошке  поросячьего  хлева  несколько  засохших бабочек.  Видимо, они  когда-то залетели  туда, а  вылететь не  смогли, долго бились о стекло  и погибли, от  времени они  уже высохли.  Он  аккуратно взял  их, положил  себе на ладонь  и  пошёл  в дом.

- Ну,  что,  мои  натуралистки?  Я наловил  вам бабочек,  а  вы  всё  спите? – громко сказал  он.

-  Нет,  дед,  мы  не  спим, покажи! -  Лена  вскочила  и,  обрадовавшись,  бросилась навстречу деду.
-  Осторожно,  поломаются,  они  уже  сухие, - сказал  дед.
-  Бабушка,  какие красивые! – удивилась  Лена. – Дед,  ты  просто  волшебник,  я тебя  так люблю! – она бросилась  к нему на шею.

-  Лена,  ты  всех бабочек  изломаешь, - сопротивлялся  дед, но  ему  было так  приятно,  что  внучка похвалила  его, да ещё  обняла  и  поцеловала.
-  Ладно,  любезничать, пойдёмте пить чай! – предложила  бабушка. – А потом  уже все дела по порядку будем делать.

-   Бабушка,  какой хороший  у  нас  дед, - не унималась  Лена. – Мы  ему только сказали,  а  он  уже  всё сделал.
-   Нет,  внучка, это не  всё, бабочек  у нас обитает гораздо  больше, чем  я  принёс,  но  постепенно  будем  дополнять  вашу  коллекцию,  Москва не сразу строилась, - дед  тоже  готов  был  помогать  делать  коллекцию, внучке очень понравилось  его настроение.

После чая,  дед  взял  подготовленную бабушкой  коробку из-под конфет,   клей  и  первую бабочку.  Аккуратно  расправил ей крылышки,  смазал  клеем  ПВА  нижнюю часть  её туловища  и приклеил  на  дно  коробки, так  же он поступил со второй и третьей бабочками.  Лена внимательно наблюдала  за его работой, ей нравилось его отношение: неторопливо, аккуратно  и красиво  он  приклеил сразу трёх бабочек.

-  Дед,  а  остальных? – спросила  внучка.
-  Остальных не буду, они  повторяются, то  есть  те  же  самые,  их оставим  в запас, - сказал  дед. – Теперь  полагается подписать, это сделает бабушка.  Надо взять  ручку  с  чёрной пастой  и  красиво  написать название каждой бабочки.

-  Дед,  я не знаю,  какие у них названия, - испуганно сказала Лена.
-  Смотрите и учитесь, пока  я жив:  Крапивница, Павлиний   глаз,  Белянка.  Бабушка,  ты запомнила?   Мне пора ворошить сено, - сказал дед. – А вы продолжайте дальше. Чем  смогу, помогу!  Пока! -  Он  направился к выходу.

-  Бабушка, дед меня сегодня так удивил!  Откуда он знает названия бабочек? – удивлённо  спросила  Лена.
-  Он  много читает,  наблюдает, поэтому и знает! – ответила бабушка.
-  Бабушка,  я очень люблю нашего  деда!  - сказала  Лена.  Бабушка,  молча, кивнула головой.

-  Баб,  и  тебя,  конечно, тоже  очень- очень люблю!  Вы  у меня самые  красивые  и  умные! – Лена  обняла  бабушку, прижалась к ней щекой, гладила по плечу.
-   И  мы  тебя  очень любим, радость  ты наша, - бабушка  смахнула  с глаз набежавшую слезу.