Собачье счастье

Ella Vitta
 
Собачье Счастье/для театра кукол/
 
«Чем больше я узнаю людей, тем больше мне нравятся собаки»-Г. Гейне
 
персонажи:

франк-пес
николя-мальчик
кот
бомж
он и она -хозяева
женщина
полицейский
 
картина 1
 
Звуки вокзала.Хозяин и хозяйка, между ними идет странный диалог:

он-Ты уверенна,что хочешь оставить его здесь?
она-конечно, здесь столько людей, кто-нибудь да подберет.
он-а как –же дети?они будут спрашивать, куда он подевался.
она-скажем,что он сбежал от нас. Или что мы обменяли его на рыбок, купим им рыбок.
он-а если его никто не подберет?
она-Анри, прекрати со своими «если»!На вокзале много народу шатается,может бомж какой подберет. Пес милый, чистый, найдет себе новых хозяев. Понимаешь, я не хочу,чтобы в новом доме всё снова было в шерсти, и все ножки стульев были погрызены. Хочу,чтобы было чисто и никто не лаял посреди ночи. Выбирай:либо я,либо он!
пес- кажется мы переезжаем…Но о ком они говорят?они хотят кого-то не брать с собой…но кого, меня?
/хлопок двери и звук машины/
пес-.А как же я? почему они не посадили меня в машину? Может быть они что-то забыли дома?
/пес бегает взад и вперед, нервничает/
Ладно, надо подождать, может они ещё вернутся, может они и не про меня говорили.
/пес ложится и ждет,протягивается рука и гладит. шаги прохожих,звук поездов./
пес-. Что-то Хозяева не возвращаются,уже и железные коробки ездят реже, и людей стало мало. А как кушать хочется!Может пойти поискать еды.Только вот где?Дома я всегда находил еду в моей миске.а её люди доставали из большого ящика,который они называли холодильник.Я поищу где-нибудь еду, поем,и потом вернусь на моё место,чтобы ждать моих хозяев.
пес стал принюхиваться, учуял запах еды.и двинулся в нужном направлении.он увидел большую кучу мусора...И вдруг из-за кучи на него выпрыгнул большой кот.
Кот-что ты здесь делаешь, это моё место!.
пес-я всего лишь хотел взять вон тот остаток сендвича с курицей
кот /выгнулся и зашипел/-никогда не трогай мою еду!шшшш!
пес- Простите,мсье,я не знал,что это ваша еда. Мой друг Лори мне рассказывал...
кот -шшшшшшшш/кот замахнулся  лапой с длинными когтями/
пес-ай,ай,ай! / и  побежал.но оглянулся-ни гонится ли кот,он услышал  шаги и голоса./
Пес-очень есть хочется, а  может люди мне дадут что-то покушать,
/он увидел бомжа, в руках того был хлеб и приблизился./
пес-Дай мне, ну хоть маленький кусочек!
/бомж больно ударил пса ногой,так,что он подлетел./
бомж-пошел вон,скотина,нечего тут крутиться под ногами.
/пес отбежал в сторону и сел/
Пес-Великий Песич, как же так, за что меня ударил человек? К зрителю-Песич-это так зовут нашего собачьего бога, он наш покровитель.
 А люди оказывается могут быть злыми.Меня никто никогда не бил. Разве что хозяйка тыкала меня носом, когда я «делал лужу» на ковре. Но я вскоре понял,что это запрещенно и стал делать свои дела на улице.И теперь у меня болит лапа и живот.Мне холодно,одиноко и хочется кушать.
пес-УУуууууууу!
/неожиданно появился мальчик/
Николя-кто это тут шумит?--ты кто такой и откуда взялся?
Да ладно, не дрожи, я тебя не обижу…Тебя как зовут?
Пес- Франк
/Он протянул к псу руку и погладил./
Николя-и откуда ты такой взялся,Франк?
пес-я с хозяевами приехал сюда утром. они меня оставили, а сами уехали. Наверное,  они что-то забыли дома, мы ведь переезжаем в новую квартиру,  они завтра за мной прийдут.
Николя-Ха-ха. Как же, жди... они  не вернутся, они тебя бросили.
пес-как это бросили?Они не могут меня бросить, они меня любят. И кто им будет дом охранять? А мяч гонять и в куклы играть они с кем будут?
Николя-Наивный ты
пес-ничего я не наивный, Лори говорил,что человек-друг и в нас очень нуждается.
Николя-а кто такой Лори?
Пес-собака наших соседей, мой приятель.
Николя- а теперь ясно. Короче так, меня зовут Николя.Пойдешь ко мне жить? Я живу воон в том вагоне.
Пес - в вагоне? а у моих хозяев была  красивая квартира.

/внутри вагона/

Николя- у кого квартира есть, а у кого только вагон. Тут темно, но сейчас я сделаю свет и ты увидишь мою квартиру.
/мальчик зажег свечу,появилось убогое пространство и куча тряпья./
пес-Этот вагон, тебе от кого достался? наследство,да?
Николя-угу,наследство,от одного бомжа, он помер, а я его жилье занял, теперь это мой вагон.
пес-  как все у тебя удивительно ловко вышло, есть свой дом... Дом, в котором я жил, был намного больше. И чище. А здесь как-то пусто.
Николя-по-правде сказать, я бездомный, в этом вагоне я живу несколько месяцев.
пес-А где твои родители?
Николя-Не знаю.-давай я  тебя покормлю.
/Он загремел мисками, достал молоко и хлеб.пес стал есть./
пес- надо же, такая простая еда и бывает вкусной!
Николя-ну что, наелся?
пес-дай мне тарелку вылизать.
Николя-  хорошо, мой твою тарелку, лизун
пес-Спасибо. А почему ты живешь тут, у тебя разве нет нормального дома?
Николя-Я когда-то жил в таком доме, только в другой стране. Потом мы переехали сюда, жили в маленькой комнате, но у родителей начались проблемы и папа сказал,что  мы переночуем пару ночей в парке, мы собрали чемоданы и пошли жить в парк, только это было не пару ночей, а гораздо больше.Потом мы стали ночевать в разных местах.
пес-а что ты делал днем?
Николя-днем я сидел  у метро и просил деньги у прохожих, а вечером мы встречались с родителями у магазина. Потом стало холодать, пришла осень и, вуаля, я оказался тут.
пес-А где твои родители теперь?
Николя-Не знаю. Они все время пытаются найти работу, но никто не хочет их брать, так как они иностранцы, без документов и плохо выглядят.Они ущли неделю назад, но пока ещё не вернулись. Ничего страшного, я верю,что они вернутся.
/они замолчали./
Николя-Слушай,Франк, а что если тебе попрошайничать вместе со мной?Если я буду с животным, нам дадут больше денег, и мы сможем купить тебе кусок мяса,а мне шоколадку, я давно хочу  ее купить,- я деньги для родителей собираю и все им отдаю, так что на шоколадку не хватает.
Пес-Давай, только я не умею, научи меня.
Николя-Очень просто. Смотри. Я буду сидеть с табличкой. Вот с такой-/он достал из кучи тряпья картонку с надписью/ «J’ai faim»,
Пес- а что там написано?
Николя-там написано,что я голоден, но теперь мы ее исправим./он зачеркнул и написал мы-голодны/ «Nous avons faim»-Так лучше,а? Смотри, мы садимся у метро, я держу табличку, а ты просто сидишь передо мной и жалостливо на всех смотришь, а когда кто-то подходит к нам, ты встаешь на задние лапы и тихонечко поскуливаешь. Ну-ка, попробуй!
/Пес сделал./
Николя- Молодец!теперь спать!завтра утром встанем и пойдем работать.
/они легли на кучу тряпок и уснули тут-же/.
 
Картина 2

Сон Франка
Псу снилось,что он на море со своим хозяином.
Он-Франк, иди сюда, неси мяч.
Пес приносит мяч
Он- Прости,Франк, я был неправ,ты хороший пес и я тебе обещаю, что больше тебя никогда не брошу.-и дает   псу большую-большую сосиску.
А потом они с ним гуляют, пес бежит рядом с ним, а потом его лапы отрываются от земли и он летит высоко-высоко…
внезапно,пес проснулся, от того,что до него кто-то дотронулся.
Николя-Вставай, нам пора работать.
Пес-а может сначала поедим чего-нибудь?у меня в желудке урчит.
Николя-еду надо заработать. У меня нет денег, так что тебе придется потерпеть. Я ведь тоже еще не завтракал.
 Они пошли и вскоре пришли к лестнице,ведующей  под землю.
Николя-Ну вот, здесь и сядем
Он достал табличку,пес сел перед ним,и делал всё,чему он  научился:он садился на задние лапы, вилял хвостом,когда кто-то  давал монетки, скулил из-зо всех сил
 женщина -Какой песик! И глазки какие умные. А как зовут эту собаку?
Николя-Франк
женщина -Мальчик,а тебе сколько лет?
Николя-12.
Женщина-Ты совсем еще ребенок, а где твои родители?
Николя-я не знаю.
Женщина- а может ты из дома убежал?
Николя- нет, просто родители потерялись.
Женщина-обычно теряются дети. Не могу представить, как твои родители еще не сошли с ума, вот у меня  есть сын твоего возраста, так я не могу представить, как бы он себя вел, если б оказался на улице или потерялся! Я бы умерла с горя, узнай, что мой сын голодает и просит милостыню. Вот на, поешь.
Николя-спасибо, мадам, вы очень добры.
 
/И дала  Николя большой сендвич/
Женщина-А вдруг твои родители не найдутся?
Николя-Что вы, они обязательно найдутся.Это вот его  бросили навсегда, я же не собака.
Женщина-/в зал/ До чего мы дожили, беспризорность детей и собак, ну кризис,  понятно, но войны же нет... и куда правительство смотрит, да и родители тоже хороши... /к мальчику/Вот немного денег, возьми, мальчик, и купи еды  себе и для собаки. И пусть твои родители найдутся по-быстрее.
Николя-Спасибо, мадам, я обязательно покормлю собаку.
/Женщина ушла/
Пес- какая добрая тетя.
Николя-да, таких мало. Держи половину сендвича.
Пес- Ура, пора завтракать.
/ они  съели сендвич./
Николя-У меня никогда ещё не было столько монет, мы можем купить себе не хлеб с молоком, а вкусный ужин. Но мне нужно оставить половину для родителей. Давай ещё полчасика посидим,и потом пойдем.
пес-давай.Попрошайничать мне понравилось
/Внезапно мальчик вскочил, судорожно стал закидывать монеты себе в карманы, некоторые посыпались на землю/.
Николя-Побежали!бысрее!
Пес-куда?
Николя-потом объясню.
Пес- я только размечтался...
Николя- невремя мечтать, пора сматываться, пока не поймали.
Пес-кто нас может поймать? Кот? Я видел одного на куче мусора, с огромными когтями.
Николя- какой кот?! Облава!
/ они побежали,около вагона./
Николя-Уф,хорошо,что мы оторвались.
Пес-что такое облава?
Николя-Это были флики.
Пес-Кто?
Николя-кто-кто,-полицейские. Они всегда гоняют попрощаек.
Пес-я уже понял,что жизнь бездомных полна неожиданностей, причем чаще всего не очень приятных.  Почему мы должны были бежать?они хотели нас побить?
Николя-Нет,/подсчитывая монетки/-они бы нас забрали в приют.В разные. Меня бы к другим детям, а тебя-к другим собакам, в питомник.
пес-в питомник?а что это такое?
Николя-это когда тебя запирают в  клетке, ты не можешь выйти и идти гулять, где тебе хочется. Ты весь день сидишь в этой клетке, один. Тебе дают еду два раз в день и два раза тебя выгуливают, но очень быстро, минут пять.А потом снова в клетку. И так каждый день. И тебя там держат, а ты все время ждешь. Ждешь,что кто-нибудь придет и заберет тебя. Но ты никому не нужен. Люди предпочитают покупать колли или ротвеллеров за тысячу евро, нежеле взять обычного дворового пса. Потому что это модно, а иметь беспородного пса это не круто….Ты сидишь в своей клетке неделю, две,три, месяц…проходит несколько месяцев, люди, которые дают тебе еду, начинают понимать,что за тобой никто не придет.А потом они втыкают в тебя иголку и ты засыпаешь.И больше никогда не просыпаешься. И тебя уносят из клетки,она больше не твоя, туда заселяют другую собаку, которую ожидает такая же участь,как и тебя…Вот такая судьба тебя ждет, если  никто тебя не возьмет к себе жить.
Пес-Я не хочу в питомник! У меня есть ты. И мне нравится наш вагон. И я сегодня уже заработал денег на колбасу.
Николя-Ты -молодец! Ты -хорошая собака. Франк, ты полежи тихо, а я пойду в магазин купить нам поесть.
Пес- да, сейчас мы будем ужинать. Николя принесет большую сосиску для меня и себе шоколад, а потом мы будем петь песни, а потом....
/Он положил морду на лапы и заснул, звучит бой часов и шум поездов, Николя вернулся,держа в руке кулек/.
Николя-просыпайся, сегодня у нас праздник.
Пес-какой?
Николя-воскресенье.
Пес-а разве воскресенье может быть праздником?
Николя- конечно может!особенно, если у тебя все получается,когда  рядом есть хороший друг и немного денег,чтобы вкусно поесть. Когда  светит солнце и все хорошо, это просто счастье.
Пес- это я друг? это ты обо мне?
Николя /смеется/-да, о тебе.  А разве ты им не хочешь быть?
Пес-что ты, очень хочу! Собаке без хозяина нельзя, собака сразу становится дикой и несчастной. А человеку нужна собака,чтобы его оберегать, приносить тапочки, сторожить дом или водить по улице, когда тот ничего не видит, ведь человек не такой сильный, как я, у меня есть клыки. Я могу носить сумку или приносить мячик. А потом люди бывают такими несчастными и одинокими, что просто их жалко.
Николя- Эй ты, мадре Тереза, давай поужинаем,  а  то мой желудок уже просто ворчит. Я принес колбасу, сыр и  конфеты. А  потом...
Пес-что потом?
Николя- а потом мы будем мечтать.
Пес -Мечтать я люблю, но сначала давай есть колбасу.
 
/После ужина они сели мечтать./
Николя-Я хочу быть клоуном, буду красить лицо, носит забавный костюм и всех смешить. А еще мне нравится жонглировать, у меня даже есть такие шарики, смотри!
/он достал из коробки шарики и стал жонглировать./
 
Пес-ух ты!а я хочу быть…не знаю кем…
Может быть я стану собакой-спасателем, как мой дедушка ? чтобы спасать людей из пожара,например,а  потом бы меня благодарили, дали бы мне медаль и сфотографировали для газеты.
Николя- А почему бы тебе не стать артистом? Ты бы тоже выступал в цирке, вместе со мной. Ты бы стал дрессированным.
Пес-каким?
Николя- Это значит умным и ловким. Например, у тебя будет цирковой номер под музыку. Сначала ты будешь гавкать на счет, а потом будешь танцевать.
Пес-ты думаешь у меня получится?
Николя-Получится, если очень захотеть и приложить усилия.
/они начали пробовать с ним различные фокусы,пес крутился, мальчик ему считает/.
Пес- работать в цирке мне нравится!
Николя-конечно, здорово! Но пора спать, потому что завтра мы снова пойдем к метро.
/они легли спать./
Пес- да, будем работать.
 
Картина 3
 
Сон франка
ему снится,что он в цирке,он прыгает, кружится под музыку, а люди аплодируют. А потом с неба падали звезды и месяц на небе пел песню.
Пес/ просыпаясь/- странный сон, надо его рассказать Николя.
/пес видит,что мальчик лежит, он подошел начал его тянуть за рукав, но мальчик не двигался, пес принюхался, лизнул его в лоб. Лоб был горячий, у парня был жар./
 Пес-Вставай,хозяин, нам пора работать.
/николя застонал и что-то бормочет, в бреду./
Пес- нет, нет, только не болей! Я тебя согрею собой, вот моя миска, попей, ты поправишься.
/собака легла рядом, потом лизнула его пару раз, потом встала и начала нервно смотреть по сторонам./
Пес- хоть бы родители его вернулись, они бы вызвали доктора.  А вдруг он умрет?  Ведь никто не знает,что мы тут.Что же делать? может пойти на вокзал?
/пес гавкнул, но мальчик только застонал./
Пес- Ты полежи тут, а я пойду поищу кого-то, кто нам поможет.
/Собака идет в сторону вокзала, и видит полицейского. Замирает в страхе, но потом решительно подходит к нему и гавкает/.
 
Полицейский- Так непорядок, собака без хозяина. Эй, дружок, где твой хозяин? Ты потерялся?
пес- гав, гав,
Полицейский-Что ты гавкаешь и смотришь на меня, как будто чего хочешь?  у меня еды нет. Я на службе, так что извини.
/пес смотрит внимательно на полицейского гавкает и тянет его за штанину./
Полицейский- это еще что такое! ты мне брюки порвешь, куда ты меня тянешь? Что тебе надо?
/пес продолжает тянуть и потом отбегает и гавкает./
Полицейский- ничего не понимаю, что ты от меня хочешь? Чтобы я с тобой пошел куда-то?
/Пес залаял и отбежал в сторону вагона/
 Полицейский- ладно, давай уж веди, посмотрим что там случилось только смотри, если это игра такая, я рассержусь.
/они двинулись к вагону.
Когда они пришли, то полицейский увидел лежашего мальчика, потрогал его лоб и присвистнул/
Полицейский- Так, его срочно надо показать доктору. У него жар, мальчишка серьезно болен.
пес -гав,гав
Полицейский-а ты молодец, сообразительная собака, его бы тут никто не нашел, если бы не ты, так и умереть можно, мы его сейчас отправим в больницу, а ты  жди его здесь, он скоро вернется.
/пес недоверчиво посмотрел на него./
Полицейский- ну что ты так смотришь, я не вру, его подлечат и он за тобой прийдет. Прости, я тебя к себе взять не могу, у меня у дочки аллергия, а в больницу тебя не пустят. так что жди тут.
/звук отъехавшей скорой помощи,пес лежит./
Пес- а полицейский оказался нетакой уж и плохой.  Вот доктор полечит моего друга,его там покормят и Николя поправится, и мы станем  опять ходить к метро, я буду прыгать, мы заработаем много денег...я куплю ему шоколадку.Главное,чтобы Николя вернулся.  Я его дождусь. Вот правду говорит Лори, что собака-друг человека и  мы людям полезны.
/Пес лежит в вагоне, тут появляется кот с помойки./
Кот-  эй, приятель, Не надоело лежать?
Пес- ты зачем сюда пришел? Это мое место.
Кот- ой, какие мы важные, мое место... что научился еду добывать?
Пес- научился.
Кот- что смелым стал и сдачи дать можешь?
Пес- я всегда был смелым, просто я хорошо воспитан и поэтому не показываю клыки без повода, как некоторые...
Кот- да ладно, он воспитанный, вот вырос бы без родителей, на улице, посмотрел бы я на тебя, далеко ли уехал бы ты со своей вежливостью.
Пес- а что  тебя тоже бросили?
Кот- вроде того...
 пес-у тебя никогда не было дома?
Кот- был, наверное, да только это было давно, я уже не помню.
Пес- как так? Я вот нашел себе друга, мне с ним нравится, но я и о доме, и своих хозяевах иногда думаю, и становится мне грустно.
Кот-  а ты не думай, а чего грусть? Люди ничего не понимают в кошках, они мою натуру просто вывернули наизнанку, ни тебе поорать, ни когти поточить, согласен, есть свои прелести в теплой подстилке и миске молока, всегда к твоим услугам, но Свобода-это самое важное, хожу куда хочу, никто  меня не бьет тапочком и  не делает из меня куколки, никто мне не мешает гулять и играть.
Пес- свобода....да, но иметь друга и полную миску еды, а перед сном косточку-это же здорово. А еще я люблю, когда мне кидают палку и просят принести. Мой хозяин так смешно машет руками, а потом сам бежит подбирать палку, когда я ленюсь, что я просто валяюсь от смеха. А еще я вспоминаю, как мне делали специальную ванну с шампунем для собак...
Кот- размечтался. Шампунь...ванна, тут приятель, надо держать ухо востро,  вовремя показывать когти, чтоб не отняли твою еду, смотреть, чтоб тебя не сцапали и не сунули в ящик.
Пес- про питомник мне уже рассказывали. Я вот дождусь моего друга, он скоро вернется из больницы, и мы пойдем работать в цирк.
Кот- куда?
Пес- в цирк, я буду танцевать, а мой друг будет жонглировать под музыку.
Кот- это шутка? 
пес- это правда.
Кот- чего только не придумает, фантазер..
Пес- а мне нравится мечтать о лучшей жизни.
Кот- ну ладно, ты тут мечтай, да осторожен будь, я пошел по делам.
Пес- я держу под контролем ситуацию. Куда ты пошел, ночь ведь уже?
Кот- а для меня самое время выходить на охоту. ну, ладно пока, до встречи на арене цирка. Мур, бывают же чудаки на свете...
Пес- укладываясь спать- чудаки... если не мечтать, то ничего хорошего не сделаешь в своей жизни. Как говорит Николя, как думаем, так и живем.  Спокойной ночи,Франк.
 
/он уснул , тут протягивается рука и хватает его,набрасывают петлю на шею и тянут, потом хлопок дверцы машины и звук  шин.  Жалобный вой пса./
 
картина 4
клетка, пес сидит понурив голову.
пес-  я уже давно тут сижу, но меня никто не берет. Кому я нужен беспородный? Был бы я овчаркой или бульдогом, меня бы сразу забрали. И почему люди так любят дорогих собак? Чем я их хуже? Я же не виноват ,что моя бабка согрешила  с  каким-то проходимцем, но я все равно очень даже симпатичный получился, а еще я умный и верный. Но люди меня совсем не замечают.... разве что, Николя меня найдет и увезет в наш вагон. А в соседних клетках воют и грустят такие же заключенные, как и я. И каждый ждет, что его хозяин найдется или кто-то просто возьмет к себе жить. Дни идут, кого-то забрали,-ему повезло- и он вытащил счастливый собачий билет, а у других шансы тают. И если нас не заберут хозяева, то нас всех усыпят.
/послышались шаги, появились ноги, пес загавкал/
 
Николя /обращаясь к кому-то невидимому-/  да, да, это он. Это моя собака.-Франк, франк, это я. ты меня помнишь? Смотри, я тебя нашел.
 /пес радостно завилял хвостом/.
Николя-Ты прости, я болел, а когда я поправился, то не нашел тебя в вагоне. Но один хороший человек мне сказал,что это ты меня спас,спасибо тебе, ты- настоящий друг.
Пес-я ждал тебя, я верил, что ты меня найдешь.
Николя-теперь мы снова вместе и у меня есть дом.
Пес-  твои родители вернулись?
Николя-нет, но меня нашел мой дядя и забрал к себе.
Пес- а как же я?
Николя-  Я хочу тебя забрать  отсюда, ты пойдешь ко мне жить?
Пес- с радостью. Я  давно тебя жду,  мне так было грустно и одиноко.
Николя- а теперь тебе будет сытно и хорошо, у тебя будет подстилка и красный мячик, и мы будем гулять в парке, и у тебя будет ошейник с твоим именем.
Пес- Вот  так повезло! это и называется-собачье счастье.
Николя- ну что пошли, нас ждут дома.