Первоклассный урок второго класса В - Окружающая с

Наталия Мурюшина
Во втором  классе "В" образцово-показательной прогимназии проводился открытый урок - "Окружающая среда". На уроке были дети, родители, родители родителей, учителя, завучи, директора, представители местных, районных и всероссийских научных педагогических педагогов. Урок обещал быть первоклассным.

Первым слово взял местный директор, сказав педагогическим голосом:
- Я рад доложить присутствующим, что наша прогимназия стала одним из первых педагогических учреждений, которые не сняли  с себя ответственность за научные знания детей, которые они, в полной мере, начинают осваивать уже со второго класса. Одним из школьных предметов, которые предназначены расширить кругозор и углубить научные знания ребенка, является утвержденный всероссийским комитетом образования школьный предмет "Окружающая среда".  Так дети знакомятся, наконец-то, со своими родственниками, с природными условиями, в которых им придется выживать, с законами вселенной, с местной и общей фауной и  флорой.

И я хочу, чтобы несколько слов сказал нам отличник Вова Петин, который особо увлекается сам и увлекает нас всех своими знаниями про окружающую его среду. Последнее свое задание – "Mоя семья" – он выполнил блестяще. Его работа отправлена на всегородской конкурс "Я люблю тебя, жизнь".

Обращаясь к дитю, директор сказал:
- Вовочка, не стесняйся, скажи дядям и  тетям про то, как тебе удалось сделать такую замечательную работу.

Вовочка ответил увесисто и убедительно:
- Я никогда не стесняюсь. Но когда я пришел и сказал папе, что он должен сделать доклад к следующей окружающей среде, он сначала, как всегда, выругался, потом удивился и спросил, а почему не к следующему окружающему четвергу. Но когда я ему сказал, что это не среда, а окружающая среда, а про окружающий четверг нас не учили, то он ответил мне странными словами, которых нет даже в словаре – я смотрел.
- Ты про какого папу говоришь? – не понял директор.
- У меня один папа, они не разводились, и у меня нет пока другого как у Петьки и у Юрки, а хотелось бы.

Директор изобразил на своем лице вселенскую радость и чрезмерно бодрым голосом постарался вывести отличника  Вову на правильное направление в педагогической беседе.
- Давай вернемся к твоей работе. С чего она у тебя началась?

- Со скандала. Когда папа  стал делать мою работу, он сказал, чтобы ему принесли фотографии всех наших семейных уродов, которые его окружают. Ему дали все альбомы со всеми нашими родственниками, а папа приказал отделить мертвых от живых.
Когда наша любопытная бабушка спросила – "почему", то папа ответил -  "я  должен знать, о ком говорить в прошедшем времени, а о ком – в настоящем".

Бабушка все никак не могла угомониться и спросила, а о каких родственниках он будет  говорить в будущем времени.  Папа ей сразу ответил, что, если он напишет в этом дерьмовом сочинении то, что он хочет сказать о  наших родственниках в будущем времени, то Вовку, то есть меня, выгонят из школы.

Директор опять должен был изображать на своем лице настроение, которое к реально  существующему никакого отношения не имело, и спросить с радостью, которую он в настоящее время не испытывал:
- Все фотографии в твоей работе просто великолепны, особенно дореволюционные. Такое мастерство.
- Бабушка, когда плакала, тоже так говорила. Папа возился с нашими  родственниками весь вечер, а когда я сказал, что он не успеет сделать мою работу, и я получу двойку, он ответил, чтобы я, во-первых, заткнулся, во-вторых, не путался под ногами, а в-третьих, он сказал, - сам будешь делать эту погань, если еще раз хоть пикнешь.

Ведущий собрание с трудом выдавил несколько смешков и, отойдя далеко от правды, заявил, что у Вовочки  очень богатое чувство юмора. Затем, обреченно вздохнув,  продолжил:
- Ну, мы слушаем - как пришло тебе в голову  сделать генеалогическое дерево своей семьи? Очень удачная мысль.

Вовочка даже несколько испугался, потому что последнее время он никаких действий с деревьями не предпринимал – не лазил на них, не ломал ветки, даже в прятки за ними не прятался.

- Папа делал не дерево, а мою работу. Хотя во время скандала бабушка очень кричала, что лучше бы она сама все сделала, чем зятек, который угробил несколько старинных фотографий, которые подтверждали ее аресто-, аристокравтическое произрождение. А папа ей ответил, что на фотографиях родственнички его тещи были в зипунах и обмотках, а эти вещи аристокравты некогда не носили. В общем, из-за этого скандала и из-за плохого настроения папы я чуть-чуть бы и все.

Директор, вернувшись на путь нравоучительства, пробубнил:
- Я допускаю, что родители могут помогать детям в выполнении домашних заданий, это сближает их и детей.
Вовочка не замедлил с вопросом:
- Вы о каких родителях?
- Это общее правило, значит, я говорю обо всех родителях.

Вовочка уже сделал глубокий вдох, чтобы достойно ответить, как все явно услышали:
- Закрой пасть и не болтай лишнего.
Вовочка так быстро и полно последовал рекомендации отца, что после этого не сказал за все время сверхоткрытого урока ни слова.

Директор изображал из себя какое-то время застывшую статую, которая с трудом и попозже, но  все-таки смогла понять, что Вовочка замолчал накрепко,  и сказал очень веселым голосом.

- А сейчас познакомьтесь с девочкой, работа которой также была направлена нами на конкурс. Это Маша Медведева – круглая отличница все те четыре месяца, которые проучилась в моей прогимназии.

Маша Медведева так была напугана всем происходящим, что от страха не могла встать из-за своей парты. Директор тоже долгое время искал глазами Машу Медведеву, но это был абсолютно напрасный труд, потому что он вообще никого из своих учеников в лицо не знал. Он стал директором двух школ всего четыре месяца назад по решению городской думы, которая намерилась сократить городские траты, сэкономив на окладах директоров. Два часа в одной школе, где он проработал восемь лет, но, по правде говоря, в лицо своих учеников за это время так и не узнав, а потом два часа в этой прогимназии, провались она пропадом. 

Наконец  двое близлежащих мам с трудом оторвали девочку от парты, в которую она, с недетской силой, вцепилась. Поставить-то поставили, но вот заставить ее открыть рот было еще более трудным делом. Но когда чья-то бабушка со свирепым выражением лица что-то прошипела в Машино ухо, та, наконец-то, начала говорить, но вот остановиться потом уж не могла.

- Обычно мои уроки делает папа, но он был в командировке, и мама пригласила дядю Игоря помочь мне. Дядя Игорь наш сосед. Он приходит к маме в гости, пьет чай или еще что-нибудь, потом я делаю уроки, а они работают в другой комнате. Дядя Игорь хорошо рисует, ведь он художник. Он в пять минут, как говорит мама, нарисовал семь  членов нашей семьи, из которых я никого бы не узнала, если бы он не написал под каждым рисунком – Маша, мама, папа, дедушка, бабушка, дядя, тетя.

Когда я спросила маму, а где живут мои дядя и тетя, то она сказала, что это не моего ума дело. Потом велела мне переписать то, что она написала про всю нашу семью и сказала, чтобы я не торопилась и не беспокоила их, потому что они с дядей Игорем будут вырезать картинки, а это надо делать очень аккуратно.

Я переписала про окружающую среду, посмотрела телевизор, а они все еще вырезали картинки, но странно, в маминой комнате все время слышалась какая-то возня. Можно было подумать, что мама и дядя Игорь играют с нашим котом Барсиком, но он спал в кресле. 

А тут неожиданно приехал папа, и уже ни одного слова про окружающую среду я в тот вечер не услышала. Но когда дядя Игорь пошел домой лечить синяки, я нашла его картинки и сама вклеила их в доклад. Получилось очень красиво, хотя хотелось бы знать, как зовут моих дядю и тетю и где они были все это время. А уж потом…

Но в это время к Маше подлетела только что вошедшая в класс, как все поняли, Машина мама, и, ни слова не говоря, пулей с дочкой на руках вылетела из класса, оставив окружающую Машу среду на ее парте.

Директор должен был найти выход из положения, и он сказал:
- Но, к сожалению, не все ученики второго класса "В" так хорошо справились с заданием. Вот, например, работа Миши Ауэрбара. А вот и  первая фраза из его доклада про окружающую среду.
- "Я не очень понимаю, что значит "окружающая среда".

Директор вдохновился:
- Итак, мальчик признается, что не понимает, что значит "окружающая среда". А его бабушка, которая приходит забрать внука из школы, оказывается, ответила ему, что окружающая среда, это мир, в котором мы живем. Но я убежден, что не надо идти на поводу у детей. Они должны вникать в глубинный смысл слов, а не подменять их словами, взятыми из детства.

А теперь  посмотрите на его рисунки. Ни одной фотографии. Когда я спросил Мишу, почему нет фотографий, то получил его странный ответ: "Фотографии – это то, что видит фотоаппарат, а мои рисунки это то, что вижу я". Неужели он видит у своей бабушки такой большой лоб? - спросил я его. Он сказал, что, конечно, это так. Ведь его бабушка самая умная бабушка в мире.
- Но я убежден, что ребенок не должен делать такие ошибочные выводы, исходя из ошибочных мыслей.
 
Миша встал и, извинившись виноватым голосом по поводу директорских слов, ответил:
- Да, я немножко ошибся. Но так как учительница, которая нас учит про окружающую среду,  дала нам тему доклада "моя семья", то я и  решил, что окружающая среда – это окружающие меня родственники.
И еще. Наша учительница сказала, что ей очень хотелось бы, чтобы мы подробно написали – кто наши родственники, где они работают, сколько получают, имеется ли у нас машина, дача, сколько комнат в квартире.  Для того чтобы правильно ответить, я сделал вопросник для моих родственников и раздал их. Всего я раздал 21 вопросник – вот, сколько у меня родственников.

А самые близкие мои родственники – это мама, папа, две бабушки, два дедушки и двое дядей.  Но одна бабушка, мои двоюродные братья, мои дяди и их жены не живут с нами. Они живут в Израиле. Мы туда ездим каждое лето. Они очень любят нас и ждут. Иногда приезжает тетя Циля из Америки со своими тремя внуками. Но все мы очень хорошо понимаем друг друга, так как говорим по-русски. И я очень рад, что меня окружает со всех сторон моя семья - самая лучшая семья на свете.
 
Видно, что  слабый ученик Миша Ауэрбар с его словами, которые в некоторых местах прямого отношения к теме доклада не имели, сильно поднадоел директору и тот почти скороговорной закончил тему про Мишу – "Я убежден, что родители Ауэрбара должны уделять больше внимания и заботы своему сыну, чтобы он не отставал от своих одноклассников".

Директор после этих умных слов поставил в голове большую точку, но в следующую секунду стал крайне возмущенным, поскольку из недр многочисленной группы Мишиных родственников, присутствующих на первоклассном открытом уроке второго класса "В", послышался громкий и дружный смех.