Прогулка от архива до станции метро

Екатерина Шильдер
  Прогулка от архива до станции метро

       Иногда, Вера Ивановна и Елена Ивановна, встречаются в историческом, военном  архиве. Они помнят друг друга, просто в лицо, но теперь появилась возможность и по дороге из архива поговорить, и узнать немного друг друга. Таких прогулок уже было несколько.

     Елена Ивановна маленькая женщина, с аккуратно уложенными тонкими светлыми волосами, светло серыми глазами. Она носит юбку, ровную средней длины, блузку и сверху блузки шерстяную кофту, тонкой вязки. Все светлого, серого оттенка.
 
     Сегодня жаркий июньский день, в зале архива окна завешаны толстыми белыми занавесками. На столах ламп нет, и приходится Вере Ивановны доставать маленькое увеличительное стекло в черной оправе и присматриваться к мелким аккуратным буквам на пожелтевших бумагах Военного Министерства Российской Империи, что относятся к середине девятнадцатого века.

    До закрытия зала остается совсем мало времени, но Вера Ивановна осматривает зал, в котором совсем мало мест, и видит в крайнем ряду, в середине у стены за столом Елена Ивановну. Перед ней лежит огромной толщины толстая сшитая книга. Елена Ивановна не отрывает глаз от этой книги.

- Забыла принести книги, что обещала Елене Ивановне, - думает Вера Ивановна.

     Чуть погодя звучат слова, о том, что работа читального зала уже заканчивается. Вера Ивановна складывает в маленькую стопочку черные своих папки с документами и едет к окну, за которым видны стеллажи, на которых и лежат давнего времени военные документы, полков, дивизий, генералов, офицеров. А вот Елена Ивановна не встает со своего места, она старается в последние пять минут что-то успеть дочитать. Но и ей приходиться подниматься от старого стола, и отдавать документы, в тоже окно, в котором уже исчезли документы, с которыми работала и Вера Ивановна. На выходе из читального зала она замечает и Веру Ивановну.

- Подождите меня, пойдем к метро вместе, - говорит она Вере Ивановне.
- Конечно. Пойдем вместе.

     Они проходят под аркой Петровского дворца. Здесь тень, но только на одно мгновение. Впереди асфальтированная дорожка, что ведет к проходной. Слева между тонкими палочками видны ростки молодых дубов. Даже странно думать, что из этого крошечного ростка меньше ромашки с пятью листочками может что-то вырасти.

- Я вас сегодня не заметила в читальном зале, - говорит Елена Иванина.
- Пришла позже вас. Сроки заканчиваются пользования документами.
- Да. Потом только через полгода можно получить. Я тоже тороплюсь.

- Да у вас не документы, а какая-то гора.
- Это письма тех, кто служил в полку. Очень интересно. Теперь даже некоторых знаю.
- Повторите как называется этот полк, там есть слово, которое запомнить трудно, - говорит Вера Иванина.

- 3-й Перновский гренадерский Короля Фридриха-Вильгельма IV Прусского.полк.
- Гренадерский можно запомнить. И то, что 3-й тоже, а вот слово «Перновский» ни с чем не связано. Так и проситься сказать, что Петровский полк, связать  названием этого дворца.
- Мне даже и трудно представить, что может быть другое название.

     Слева от дорожки за маленьким дубами далеко под раскидистыми кленами видна будка собаки, которой раньше здесь не было. Собаки не видно, но виден только поводок, что тянется от будки  к стволу дерева. Раньше эта будка стояла недалеко от входа, и собака облаивала всех, кто чуть отклонялся от дорожки, а теперь от жары она совсем не обращает внимания на тех, кто идет от нее на самом близком расстоянии. Женщины все равно проходят осторожно.

- Как получилось, что вы занялись этим полком.
- У меня знакомая ухаживает за могилой, вот и я ней поехала, на могиле и было написано, что, тот служил в Перновском полку. Так и стал думать, что это такое. И кем он был и что хотел, где и когда жил. Правда, годы жизни его указаны. Начала с одного военного, а теперь и офицеров полка знаю, и много еще чего.
 
- Так это не так просто отследить судьбы военных.
- Стараюсь.
- А период времени, какой взяли. Войны 1812 года?
- И это немного смотрела. Но больше об участии Перновского пока в Первой мировой войне.

     После проходной нужно было перейти по светофору перекресток. Там уже толпились студенты, которые шли от Бауманского института. Все торопились, но не спешили кидаться под колеса машин. Дорога по светофору точно шла через пересечение двух дорог. За спиной остался архив в Петровском дворце.

- Еще хотела вас спросить, а где вы работаете?
- В институте. Медицинском. Но я не врач. Научный работник. Вот времени мало, чтобы сюда приходить с документами работать.

- Так удивительно, что такая маленькая женщина занимается гренадерским полком. Там должны были быть богатыри. И почему могила солдата Перновского полка находится в Москве.
- Так перед 1914 годом в Москве были казармы этого полка. В Хамовниках.

     Действительно, голос у Елены Иванины был совсем тихим, говорила она без какой-либо явной артикуляции, и Вере Ивановне приходилось прислушиваться, чтобы слышать ее тихий голос. Но к тихому голосу начинают добавляться и названия мест, где был полк и награды, что получали офицеры и солдаты.

     У полка еще раньше было другое название, длинное и важное - Перновский 3-й Короля Фридриха-Вильгельма IV гренадерский полк. Началась же история полка  с  того, что от другого полка взяли несколько рот, от мушкетерского полка. И стал называться Перновским мушкетерским полком. Занимался всем этим полковник Чеглоков. Потом это полк переходил из одной пехотной дивизии в другую, пока, почти перед войной 1812 года, не получил названия – Перновский пехотный полк.  Был полк и Бородинском сражении, в центре боя, против Латур-Мобура. С 1813 года уже в Заграничных походах русской армии  стал Перновским гренадерским полком. Был и Полькам походе. 1831 года.

- А когда добавилось к имени полка имя Короля Прусского?
- Добавилось в 1860 году, а потом было удалено в 1914 году. Было другое время, и немецкие короли не могли быть в имени русских полков. А командирами полка были и немцы, что жили в России и русские. И известные люди были. Но люблю я читать письма простых солдат, что служил в полку.

- Так вам книгу нужно писать о вашем поиске. Это точно, - сказала Вера Ивановна.
- Вот и принесите свои книги, чтобы посмотрела, что вы там писали.
- Так у меня Семеновский полк, но о военных походах полка не пробовала даже писать.  Прочитала книгу об участии полка в Отечественной войне 1812 года, что к столетней дате было выпущено.

- И Перновский полк тоже вспоминали в 1910 году.  Книгу выпустили. Эх, жалко, что не успею много посмотреть, материалов много, а времени мало. Так привыкла ко всем, как родные стали. Хоть и жили давно, но будто вчера их видела, и говорила.

- Так, завтра придете? - спрашивает Елену Ивановну Вера Ивановна уже у станции метро .
- Приду. Теперь это уже в этом строю стою, - отвечает своим тихими голосом Елена Ивановна.