Мониторы. Ланкастерские школы или печальный опыт Р

Мария Голдина
            Мониторы. Ланкастерские школы: или печальный опыт России.

          В начале XIX века в мире широко распространилась система взаимного обучения, по имени основателя Джозефе. Ланкастера, английского педагога, который занимался бесплатным образованием бедных детей и разработал оригинальную систему обучения.

          По методике Ланкастера при взаимном обучении ученики распределялись по множеству маленьких классов, в каждом из которых назначался один из наиболее способных учеников, передававших классу все необходимые знания, ранее приобретенные им у своего учителя. Такие ученики назывались Мониторами.

         Все обучение проводилось в определенные сроки, в определенной последовательности.

         Ученый из России Гамель первый познакомился с системой ланкастерских школ и начал применять этот опыт. В России создавались такие школы на пожертвования благотворителей.

         В 1819 году Устав «Общество учащихся училищ по методике взаимного обучения» был утвержден императором. Членами общества, учредителями были знаменитые люди: Ф.П. Толстой, Ф.Н. Глинка, Н.И. Греч, В.И. Григорович, Н.И. Кусов, П. Е. Доброхотов.
В последующем такая форма обучения в России получила широкое внедрение в армии, в военных училищах. Однако, в начале 20-х годов 19 века произошли значительные изменения в политике правительства, начали активно насаждаться методы пресечения вольнодумства в армии.

         Ланкастерские школы были признаны «рассадником вольнодумства», их деятельность в последующем была запрещена.

         И вот сейчас, в 21 веке, вновь возникает потребность в создании таких школ для обучения людей третьего возраста. К сожалению, даже программа «Старшее поколение» не предусматривает оплату преподавателям школ пожилого возраста. А если нет денег, значит надо находить источники внутри себя, возрождать ценные традиции передачи знаний от лучшего ученика – другим.
Не надо нам забывать и опыт ликбеза.