Осколки

Елена Ряшина
 "Говорят,то,что было в детстве,
  значит больше, чем все остальное..."
                (А.Кристи "Мышеловка")


Когда я собираю по крупицам все осколки своей памяти, непроизвольно в моей «киноленте видения»  всплывают картинки детства, хотя за плечами уже много прожитых лет, много событий, но вкус детства, наверное, для каждого остается определяющим на всю оставшуюся жизнь.
          У меня было счастливое детство, хотя я совсем не задумывалась на тот момент, как мне живется – хорошо или не очень. Я жила своими маленькими радостями, горестями, детскими проблемами, мыслями и чаяньями: «накормить» кукол, рассадить их по местам, одеть, причесать, «сварить» суп в детской посудке, сделать кашу-малашу из песка с водой, сходить в «магазин»…«Дела» находились всегда и требовали немедленного их разрешения. То, что сегодня кажется детской игрой, на тот момент было важным событием каждого прожитого дня. Игры придумывались молниеносно, и в секунду воплощались на детской площадке. Одной из любимых, была игра «в магазин». Бетонные кубы, «шедевр» перестроечного дизайна, служили нам магазинным прилавком, на который  выставлялись самодельные красивые куличики, сделанные из завезенного на детскую площадку песка янтарного цвета, украшенные листиками и цветочками, а деньгами являлись разноцветные стекляшки от кефирных, пивных и прочих бутылок. Зеленые и белые осколки были мелкой монетой, коричневые крупнее, самой крупной «купюрой» считалось фиолетовое стекло, которое найти было очень трудно, видимо, бутылки от вина не так часто бились. Винное стекло было толстое, прочное  и равнялось ста рублям. Купив куличики, мы аккуратно складывали их на обрывки картонных коробок и уносили в свое «жилище». В «магазин» можно было играть бесконечно, потому что «продавец» всегда менялся, и пока каждый не побывал в этой роли, игра не заканчивалась.
         Дворовые игры – это особая история в жизни каждого ребенка. В моем детстве мальчики играли « в войну» с палкой, которая заменяла им все виды оружия, девочки  с отрядом кукол в «дочки-матери», мальчики «ходили на работу», девочки  гулять с колясками, потом встречая мальчиков «с работы», кормили их супом, сделанным из листвы, камушков и воды из лужи. Как правило, мальчикам быстро надоедало играть с девочками, им было веселее лупить друг друга палкой, кидаться песком, видимо,  их разрушительная энергия никак не сочеталась с созидательной энергией девочек.
          В одно лето товарищество жильцов МЖК построило в нашем дворе  «Деревянный городок». На круглой  площадке, огороженной узенькой асфальтовой дорожкой, появились деревянные фигуры деда с золотой рыбкой в руках и бабки с разбитым корытом из сказки Пушкина, два бревенчатых домика, деревянный колодец, точнее его верхняя часть, лавочки и похожая на крыльцо деревенского дома беседка. Выглядело это все очень красиво, но за одни летние каникулы постепенно городок «умер». Сначала сломали деда, так как нашим аттракционом было залезть на его деревянную фигуру кто быстрее. Была продумана целая система: поставив ногу на выпирающую рыбку в его огромных деревянных руках, ты в считанные  секунды сидел на дедовых плечах и обнимал его за голову. Вот так дед и развалился на щепки. Не стало деда, стали залезать на бабку. Бабка  «не давалась» так быстро, покорить ее вершину было гораздо труднее. Из выпуклых частей у нее было только корыто, которое упиралось в землю, вставать на него было неудобно, поэтому из-за особых усилий бабка рухнула в одночасье. Дальше принялись за колодец: нужно было ухватиться руками и ногами за деревянный валик и продержаться в таком положении пока тебя крутят на этом валике за железную  ручку колодца. Эта забава была чревата головокружением, по сему колодец перестал привлекать внимание, тем более, что ручка быстро отломалась. На наше счастье как всегда раз в месяц наше ЖЭУ привезло на площадку новую кучу песка, КАМАЗ вывалил ее ровно перед одним из бревенчатых домиков, тем самым подав нам идею для очередной забавы. Нужно было залезть на крышу домика и прыгнуть в песок, который, прогреваясь на солнце, был просто горячим. Нескончаемая очередь детей, словно стадо муравьев, паслась возле бревенчатого дома. Прыгнул, и снова в очередь. Но однажды кто-то, озаботившийся нашими руками и ногами, дабы предотвратить переломы, принял решение разобрать оба домика, тем более, что второй дом облюбовали дворовые собаки, отмечаясь на нем ежедневно «здесь был Шарик» в своей природной манере. В общем, к наступлению осени, от «Деревянного городка» остались одинокие лавочки, колодец без ручки, валяющаяся бабка и беседка, на которой взрослые выбивали ковры .Но эта «гибель Помпеи» не сломала наш дух. Жизнь била ключом, и каждый прожитый день был отдельной маленькой историей, в которой было много маленьких приключений, новых игр и занятий. Самые интересные были у нас с подругой Аней. Развлечений было масса. Поскольку мы всегда  болели в одно и то же время, то и в школу не ходили тоже одновременно. Это было продуманной акцией: как только одна заболевала, срочно писалась записка:  «Я заболела», и ровно на следующий день на больничный уходила другая. Огромное спасибо нашим мамам, которые передавая записки, никогда не читали их содержание и не раскрыли наши тайные заговоры. С больным горлом и насморком, но очень довольные выкроившимся свободным временем, мы придумывали себе каждый день новую игру. Дети своего времени, мы играли в «талоны на продукты»: одна выдавала – другая получала, расписываясь в специальном журнале; играли в «трамвай» - трамваем служил одежный шкаф, в который мы залезали, расталкивая платья, пиджаки, плащи и пальто, которые олицетворяли собой людей, едущих по своим делам. Ехали неизменно стоя, держась за перекладину, на которой висели на деревянных плечиках «тряпичные люди». Наша любовь к рисованию проявлялась в игре в бумажных кукол. Мы сами их рисовали, и сами рисовали им одежду, срисовывая фасоны из модного на тот момент журнала «Бурда моден», который за большие деньги приходил по почте раз в три месяца в бумажном конверте из самой Федеративной  Республики Германии. Рисовали куклам «квартирки» в тетрадях в клеточку: первая страница была входной дверью, далее рисовались по порядку прихожая, кухня, комнаты, ванная и туалет. В кровати лезвием прорезалась линия нарисованного одеяла, чтоб кукла могла лечь спать. Любовь к музыке, помимо нашего хождения в музыкальную школу, проявлялась в ведении песенника. Песенник – это было некое прикладное творчество в нашем девичьем детстве: песня в него не просто записывалась, владея нотной грамотой, мы еще записывали клавир данной песни, подчеркивали волнистой линией название и обязательно приклеивали рядом фото ее исполнителя, обведенное цветным фломастером. Еще мы играли в «Общежитие» - игра заключалась в том, что выходя из комнаты ,мы  обязаны были получить от Аниного маленького братика Стасика выписанный детскими калябушками пропуск, который при входе мы должны были ему его отдать обратно. Конечно, нам хотелось, чтоб Стасик играл с нами в «дочки-матери», но он изо всех сил хотел играть в «директора» - так с его стороны называлась наша игра в «общежитие». «Я буду директор!» - заявлялось нам, и мы сдавались, потому что спорить с ребенком  было невозможно, ибо у него против нас был мощный аргумент – детские слезы. Потом эта игра прекратилась, т.к. Стасик решил играть в «президента Японии», а в этой игре нам уже не нашлось места. Но мы не скучали, мы пели в больших наушниках в воображаемую стойку микрофона под пластинку "Приключения кузнечика Кузи", словно мы принимаем участие в записи этой сказки вместе с Юрием Антоновым, танцевали под пластинки «Битлз», «АББА» и «Бони М», обожали «Гардемаринов» - с трепетом смотрели каждую серию, выписывали журнал «Советский экран», трясясь в экстазе от каждой фотографии любимых артистов, в наших спальнях висели одинаковые календари 1989 года с Димой Харатьяном(тогда он был просто «Дима»). Мы подбирали на фортепиано песни из «Гардемаринов» и с нежностью пели их дуэтом, потом раз двенадцать смотрели в кинотеатре последующие «Виват,гардемарины!» и «Гардемарины 3». Могу сказать, что до сих пор этот детский трепет остался в моем сердце, и ,попадая по ТВ на любимый фильм детства, я смотрю его с улыбкой умиления на лице.
           Телевизор нам тоже давал идеи для игр и развлечений. Я помню как мы под впечатлением от чехословацкого сериала «Больница на окраине города» играли в хирургов, «препарируя» друг друга пластмассовым набором «Детский доктор», пытались говорить на разных иностранных языках вместе с программой «Детский час», в которой угрюмый ведущий немец Йоханес Шульц со скучным лицом сообщал детям, что далее в программе «Вязано», и нужно приготовить спицы и пряжу. Больше всего нравился «Детский час» с уроками английского языка, фразы из мультфильма про Маззи до сих пор пользуются популярностью в лексиконе всего моего поколения. После просмотра  «Очумелых ручек», пытались сотворить что-то из пластиковых бутылок. Это всегда выглядело очень уродливо, собственно  так же, как и у Гуру пластиковобутылочного ремесла Андрея Алесандровича Бахметьева, но зато своими руками. Однажды, после просмотра передачи «Марафон-15», посвященной жизни популярного тогда Юры Шатунова в интернате города Оренбурга, где был указан адрес, на который можно было написать молодому певцу, мы с Аней решили воспользоваться случаем и написать Шатунову письмо. Не являясь поклонницами группы «Ласковый май», нам из вредности захотелось проверить ученика 6класса Юру Шатунова на знания общих школьных дисциплин. В письме мы предложили ему решить уравнения  с интегралами за 6 класс из книги «Математическая шкатулка», но потом здравый смысл возобладал, и мы решили не мучить серое вещество бедного мальчика и выбросили это письмо в мусорку, хотя, кто знает, если б это письмо тогда дошло до адресата, может, мы и узнали степень интеллекта Юрия Васильевича и сейчас уважали бы его как никого другого, или наоборот. Каждый вечер вместе со всем населением страны мы переживали за рабыню Изауру, а потом Марианну и «просто Марию», Иден и Круза из «Санта-Барбары», смотрели из любопытства эксперименты Кашпировского и Чумака, заряжавшего «крЭмы».С появлением «видиков» стали смотреть «Терминатора», «Том и Джери» и прочие «субпродукты» заграничной культуры, смотрели «Шоу Бенни Хилла» и смеялись от души.  Мы  собирали фантики, открытки, календарики  - особо ценными экземплярами считались календарики с переливными картинками – собирали значки, фото артистов и вкладыши от жвачек. Все мои коллекции до сих пор хранятся в коробочках дома у родителей, так же как и все мои игрушки, мои рисунки, блокнотики, песенники и прочие секретики детства.
       Сегодня у нас с Аней разные жизни, и видимся мы уже не так часто, как хотелось бы, но неизменно поздравляем друг друга со всеми датами и праздниками. Теперь она мой благодарный зритель в партере, а я, наблюдая за ее взрослеющей дочкой, с каждой новой фотографией, выложенной в соц.сетях, уношусь в далекое детство, потому что их сходство  невероятно до мелочей.
          Пока я собирала эти «осколки» воедино, меня вдруг охватило невероятное желание ощутить вкус вафель из детства и лимонада «Буратино». Мне захотелось выбежать в родной двор, ощутить запах листвы жарким летним днем, прокатиться с ветерком на велосипеде «Салют-С» зеленого цвета, который, хранясь возле входной двери, однажды был благополучно украден, захотелось написать Ане: «а помнишь…?» и вместе посмеяться над тем или иным фактом нашей биографии, захотелось  прожить все заново, но, увы, «жизнь невозможно повернуть назад». Остается только память, которая предательски не отпускает и с каждым днем все больше и больше терзает закоулки души, поскольку «говорят, то, что было в детстве, значит больше, чем все остальное»