Урок в воскресной школе. Заповедь третья

Таисия Фурманова
-Здравствуйте, мои хорошие!   Я вижу, вам не терпится продолжить  наше с вами изучение самой главной инструкции по  долголетию – Заповедей,  которые дал нам Господь.

     В этот раз в классе собрались почти все ученики, даже те, кто приходил редко.  Татьяна Алексеевна оглядела ребят и подумала про себя: «Как было бы хорошо, чтобы  вместе с детьми  еще и родители рядом сидели». Вздохнула – так не бывает.

-Третий пункт инструкции и третья Заповедь:  «Не произноси имени Бога твоего напрасно». Как вы думаете, ребята, что это значит? – учительница предложила ребятам высказать свои мысли.

-Ну… - начал самый смелый – Саша, - это, наверное, нельзя просто так, без нужды говорить: «Господи, господи»…

-Верно. А кто еще?  Аня?..

-Это, наверное, нельзя говорить: «О, Боже! О, Господи!» из-за всякой ерунды. Когда сердишься или что-нибудь уронил…

-Или споткнулся! – с места выкрикивает Паша.

-Правильно! А когда мы  еще,  попусту, не в молитве, упоминаем имя Господа?»

-Когда божимся! – тянет руку Катя. Сказала и засмущалась. – Ну, говорим: «Ей Богу!»

-Правильно, Катюша! Когда божимся. А для чего люди божатся?

-Ну это значит, что они говорят правду. – вставляет  Лена

-В смысле, когда они клянутся в том, что говорят правду, верно? – переспросила учительница.

-Ну, да! – Лена кивнула роскошными  бантами.

-Еще кто-нибудь может что-то добавить? – Татьяна Алексеевна  выжидающе посмотрела на своих учеников. – Сашок, есть соображения?

-Когда анекдоты про Бога рассказывают! – тот не заставил себя  ждать.

-Совершенно согласна! И не только анекдоты, но и, бывает,  ругаются, называя  имя Бога. Вы все назвали абсолютно правильно те моменты, когда люди произносят имя Господа напрасно. Давайте теперь подумаем, а почему так?  Разве Господу не все равно? Разве он обижается, как простой человек, когда Его имя произносят напрасно?   Вот, скажите, пожалуйста, вы когда-нибудь обзывались? Дразнили своих знакомых?

Ребята смущенно молчали. Паша начал ерзать на стуле,  Кристина потупилась. У Ани порозовели кончики ушей.

-Вижу, что бывало такое. – Татьяна Алексеевна улыбнулась. Ну, да что ж теперь…Лучше вспомните…  тот, кого вы обзывали и дразнили, как себя вел? Всегда ли обзывался в ответ?

-Татьяна Алексеевна! – поднял руку Саша, - мы один раз с пацанами толпой дразнили  одного мальчишку, а он просто,  молча стоял и ничего не говорил.  А потом, через неделю, мне надо было одну книгу на внеклассное чтение, в библиотеке не было, а у того пацана, которого мы обзывали, она была. Но мне было так стыдно спрашивать у него. Мы же его обидели.

-Да, Саша, стыдно просить что-то у того, кого ты обидел. При встрече порой, даже в глаза тому человеку стыдно смотреть. Точно так же, стыдно просить что-то у Господа, после того, как мы ругаемся Его именем, произносим  имя Его напрасно.  И хоть Господь нам все прощает  и ничего нам не делает в отместку, но мы сами к Нему подойти не можем. Мы же знаем, что мы Его оскорбили. А еще, того хуже мы делаем, когда божимся. И знаете почему? Когда мы божимся, говорим : «Ей Богу!», то значит, мы призываем Бога в свидетели того, что мы говорим правду. Хорошо, если мы в этом случае, действительно, говорим правду и только правду и не малейшей даже  тени неправды не проскочит в наших словах. А если мы обманываем? Тогда мы, призывая Бога в свидетели  нашим словам, тем самым и Его призываем в солжецы. То есть делаем Его лжецом вместе с нами. Хорошо ли это по отношению к Нему?

-Не-е-ет! – хором. – Так нельзя делать! Бог не может врать вместе с нами!

-Не может! –лицо учительницы стало серьезным и строгим.  -А мы, получается, опять  Его оскорбляем, выставляя таким.   

 -  Саша, а  как бы ты отнесся к такой ситуации. Допустим  нашкодил Паша дома, и ты знаешь, что он нашкодил, а когда мама начинает Пашу допытывать, он говорит : «Сашкой клянусь, это не я!»

-Да я бы ему в морду дал за такое! – Сашок аж подскочил от негодования, представив  такую картину. Ребята  дружно рассмеялись

-Ну вот, примерно,  то же самое мы делаем по отношению к Богу, когда божимся, - улыбнулась учительница, подходя к книжной полке и  взяв книгу с закладкой.

-Сейчас я вам прочитаю два отрывка из двух произведений, а вы внимательно слушайте и потом мне скажете в каком из них произносится имя Господа напрасно.

-«— Я сейчас еду к доктору. За Лизаветой Петровной поехали, но я еще заеду. Не нужно ли что? Да, к Долли?

Она посмотрела на него, очевидно не слушая того, что он говорил.

— Да, да. Иди, иди, — быстро проговорила она, хмурясь и махая на него рукой.

Он уже выходил в гостиную, как вдруг жалостный, тотчас же затихший стон раздался из спальни. Он остановился и долго не мог понять.

«Да, это она», — сказал он сам себе и, схватившись за голову, побежал вниз.

— Господи, помилуй! прости, помоги! — твердил он как-то вдруг неожиданно пришедшие на уста ему слова. И он, неверующий человек, повторял эти слова не одними устами. Теперь, в эту минуту, он знал, что все не только сомнения его, но та невозможность по разуму верить, которую он знал в себе, нисколько не мешают ему обращаться к богу. Все это теперь как прах, слетело с его души. К кому же ему было обращаться, как не к тому, в чьих руках он чувствовал себя, свою душу и свою любовь?»

-И вот, второй отрывок .-  Татьяна Алексеевна взяла с полки другую книгу и открыла на закладке.

-« "Вчера, - читал взволнованным голосом  один  генерал,  -  у  почтенного
начальника нашей древней столицы был парадный обед. Стол сервирован был на
сто персон с роскошью изумительною. Дары всех стран назначили себе как  бы
рандеву на этом волшебном  празднике.  Тут  была  и  "шекснинска  стерлядь
золотая" и питомец лесов кавказских, - фазан, и,  столь  редкая  в  нашем  севере  в  феврале месяце, земляника..."
   - Тьфу ты, господи! да неужто ж,  ваше  превосходительство,  не  можете
найти другого предмета? - воскликнул в отчаянии другой генерал и,  взяв  у
товарища газету, прочел следующее:»

 -Ну, что ребята, скажете?  Я думаю, некоторые из вас узнали произведения.  Теперь скажите,  в каком из отрывков имя Господа произносится напрасно?

-Про генералов!  Этот генерал ругался, произнося имя Бога с раздражением. – уверенно высказала свою мысль Лена.

-А в первом случае? – Татьяна Алексеевна указала рукой на Аню. – Может, ты скажешь?

-В первом отрывке человек молился Богу. – тихо ответила та.

-Молодцы, девочки, правильно поняли,  в чем суть Заповеди.  Имя Бога свято. Как и имя Его Матери. Вы, наверное, слышали, к сожалению, как многие люди ругаются матерно, упоминая слово «Мать».  Они, глупые, не понимают, какая мать тут имеется ввиду.  Не только мать того человека, к которому обращается ругающийся, но и Мать Божия. Этому ругательству людей научили злые бесы. Они ненавидят нашу Богородицу за то, что Она родила нам  Спасителя. И они очень радуются, когда люди, которых Ее Сын пришел спасти, и за кого Он отдал свою жизнь, ругают  Ее матерно.  И как нам, людям,  потом, после того, как так страшно оскорбили Мать Господа, просить Его о милости?  И как просить  Его о долголетии и вечной жизни после того как Его Самого, Его святое Имя произносили в ругательстве? Он, конечно,  услышит нас. Но станет ли он дарить  долгую жизнь тому, кто всю эту долгую жизнь потратит на то, чтобы оскорблять Его Мать и Его Самого? А тем более, что окружающие такого человека дети будут слышать это и станут повторять   ругательства, считая их нормой.   И мало, что этот человек сам грешит,  оскорбляя своими словами Бога, он еще и страшный вред наносит окружающим,  особенно детям, уча их делать так же и тем самым грешить. Есть у кого вопросы?

- Татьяна Алексеевна,  - подняла руку Леночка, - А если человек дал Богу обещание, а потом нарушил его?  Это страшный грех?

-А ты сама как думаешь? – улыбнулась учительница.

-Я думаю это все равно,  что обмануть Бога.

-Да. Это тоже относится с этой же  Заповеди. Когда человек впустую дает обещания Богу, тут же нарушая их, это тоже  произнесение имени Бога в напрасной клятве.  Человек, нарушивший клятву,  называется клятвопреступником.  Вы наверное слышали, что во  время войны были такие, кто нарушали воинскую присягу,  или по-иному, клятву, перебегая в вражеское войско. Таких людей называли предателями и их все презирали.  А на фронте еще и под трибунал отправляли. Вот и сейчас очень много предателей среди людей, тех, кто нарушает клятву, данную Богу.Когда человек принимает  Таинство Крещения, он дает клятву вступить в войско  Христово, то есть стать христианином и соблюдать все требования  воинского устава христиан – Заповедей, церковных правил и так далее.  Но, зачастую,  мало кто выполняет эту клятву.  Даже мало кто вспоминает о Боге, а если и вспоминают, то именно так, всуе, то есть,  напрасно.  Как назвать таких людей?

-Предатели! – воскликнул Паша. – Под трибунал их!

-Ну,  трибунал – это слабо! – рассмеялась Татьяна Алексеевна.  – Всем предателям, как впрочем, и всем остальным людям грозит более серьезное испытание – Страшный Суд.  И вот там предателям будет куда хуже, чем под трибуналом.

-А остальным? Кто не предал? – широко открыла глаза Иринка.

-А остальных, кто остался верным, ждет Рай и вечная жизнь! Но об этом мы будем говорить в следующей четверти, а сейчас наше занятие  окончено.  На следующий урок я вас прошу составить небольшой рассказ о том, как вы проводите воскресный день. А сейчас предлагаю, по традиции, испить чаю с конфетами.