И снова о читательских рецензиях

Анетта Сочиняйкина
Рецензии – больная тема для многих авторов. Их всегда не хватает. Их ждут, как ворон – крови, как бюджетник – зарплату, как вшивый – баню. Их очень ждут, на них надеются, их почти выпрашивают. Многие авторы поднимают тему недостаточного количества отзывов в своих статьях, в рассказах и стихотворениях. Райтеры прямо указывают на то, как важен для них читательский отклик и реакция, говорят о том, что гораздо менее, чем критика, их пугает молчание. Многие авторы заявляют, что при отсутствии отзывов на их произведение, у них пропадает желание творить дальше, опускаются руки, развивается пресловутый творческий кризис.

 Однако иногда случается так, что автор, получив долгожданный отзыв, не знает, что с ним делать.

 Рассмотрим несколько самых распространенных ошибочных реакций авторов на отзывы.

 1. Игнорирование. То есть автор публикует работу,  а также пишет в профиле, что очень ждет отзывы и такую желанную конструктивную критику, но, получив желаемое, не отвечает на них.

 Причины:
 А) отзывов так много, что авторов просто физически не успевает на все ответить. Названная причина часто распространена среди так называемых топовых  (рейтинговых) авторов.

 В) Автор зазнался. Понимаю, что сейчас в меня могут полететь солдатские ботинки и тухлые помидоры, но данная причина также весьма распространена среди популярных в широких массах писателях.

 С) Автор стесняется отвечать на отзывы. Странная причина, однако, и она имеет места быть, если верить признаниям N-го процента опрошенных райтеров. Причина парадоксальна, учитывая отсутствие факта застенчивости автора во время публикации своей работы.

 D) Автор редко бывает на сайте, а потому и не имеет возможности отвечать на отзывы.

 2. Выборочное комментирование автором читательских отзывов, а именно:
 - автор отвечает только на похвалу и слова признательности со стороны читателей, игнорируя критические отзывы;

 - автор игнорирует положительные отзывы, но на все критические замечания дает подробные разъяснения, иногда в несколько раздражительной форме.

 И в первом, и во втором случае остаются обиженные и разочарованные читатели, которых заинтересовавший их автор проигнорировал. Такие читатели, вполне вероятно, больше не зайдут на страничку к нашему автору и не станут комментировать его работы, так как автор ясно дал им понять, что их мнение для него не важно.

 3. Болезненное реагирование на всякое критическое замечание. Получив долгожданную критику, автор расстраивается, поняв, что кто-то нашел в его шедевре ошибки, недочеты, нелогичность или неправдоподобность. Он начинает доказывать, что написавший критическое замечание в корне не прав, ведь он не знает всей истины, всего грандиозного авторского замысла, что взгляды критика в корне неверные или просто морально устарели.

 Тут тоже есть нюансы, а именно:
 - когда автор просто выложил свою работу на сайт на общих основаниях;

 - автор заплатил за анонс своей работы  или же в своем резюме указал на важность для него обратной связи с читателями, или даже попросил конкретного человека прочитать его работу и высказать о ней свое мнение.

 Если в первом случае, получив критический разгром, еще можно как-то сослаться на то, что автор писал для себя, а «если кому не нравится, так иди лесом», то во втором придется получить то, что заказал и расписаться за него. В этом случае у автора нет никакой возможности прикинуться незаинтересованным, и ему придется принять долгожданную критику и попробовать ее обдумать. Возможно, в ней есть зерно здравого смысла, и критик не совсем уж такой отвратительный завистник и тролль, каким кажется на первый взгляд.

 В заключении хочется добавить следующее. Если вы опубликовали свою работу на сайте (на любом), то вы должны быть готовы к тому, что в Вашем произведении найдут недочёты. Потому что:

 Во-первых, сколько людей - столько и мнений. И нет ни одного произведения в любом виде искусств, одинаково принятого и оцененного публикой. Любой шедевр может быть не понят и не принят читателем, слушателем, так и каждая посредственная история может найти благодарный отклик в душе человека, если тот окажется на одной волне с ее создателем.

 Во-вторых, со стороны виднее ошибки и недочеты. Можно десять раз проверять свою работу и всё равно где-то пропустить запятую, где-то не заметить опечатку.

 В третьих, автор может в силу возраста или отсутствия опыта не знать некоторых вещей или не понимать психологию людей и поэтому заставлять своих героев совершать нелогичные и несвойственные им поступки.

 Я не призываю верить каждому слову в критическом отзыве, но если вы опубликовали свою работу и получили на нее отклик, то просто необходимо хотя бы поблагодарить читателя за его внимание к прочитанному и на досуге попытаться осмыслить все замечания.

 Ни в коем случае нельзя игнорировать своих читателей, даже если отзывов очень много, даже если вас уже достали эти «Очаровательно. С теплом!», даже если вам не хватает времени. Автор не может существовать независимо от его читателей, именно они, бескорыстные и искренние, делают писателя популярным.

 Ведь в конечном счете, как признаются многие авторы, именно ради читателей и их откликов и впечатлений они не спят ночами, продумывая очередную интересную историю.