О противоречии

Павел Каравдин
О ПРОТИВОРЕЧИИ

С 1965 года я стал изучать историю науки и начал кое-что понимать. Мне захотелось пообщаться с профессиональными философами и в 1986 г. я записался на философский факультет Университета Марксизма-Ленинизма. Но общения не получилось. Читавший нам лекции зав.кафедрой философии ЧелГУ К.Н.Суханов умело уходил от общения. Он не реагировал ни на вопросы, ни на реплики. По звонку сразу же уходил из аудитории. Мы сначала удивлялись, но потом решили, что в новом здании Дома Политпросвещения, где проходили занятия, наверное, есть микрофоны и Суханов знал об этом. Философские же вопросы могут завести в опасные дебри. Но однажды он сказал, что есть закон единства и борьбы противоположностей как причина движения, но есть и противоречие тоже причина движения. Две причины одного явления, но какая между ними связь?  Профессор пожал плечами. Я вскочил, хотел сказать, но он усадил меня на место. Лет через 10 я встретил его  и сказал о связи двух причин, неизвестных для него. Он только хмыкнул. Я не знаю, понял ли он меня.

Собственно закон единства и борьбы противоположностей следует и из закона инерции Ньютона. Одно тело не может изменить своё состояние, нужен второй участник. Когда встречаются два участника, двигающиеся в противоположных направлениях, они мешают двигаться друг другу (тормозят друг друга) с силой, называемой силой  инерции. Многие не понимают, откуда берется эта сила. Но разве можно произвести работу, не затратив энергии? Если же возможные участники двигаются в одном направлении, то они никогда не встретятся. Отсюда следует, что всякий контакт всегда является большим или маленьким конфликтом. Два участника взаимодействия (конфликта) всегда находятся в единстве (они не могут быть друг без друга). Отсюда и следует, что истина может родиться только в споре и Аристотель понимал это, когда писал, что доказательство создает не тот, кто доказывает, а тот, кто возражает доказательству. Но у нас есть высший научный центр (РАН), которая не нуждается в спорах. Более того однажды «Вопросы философии» (№11-2002 г. по памяти) опубликовал статью, в которой Г.Левин писал, что пословица «В споре рождается истина» неверна.   Всякая разность между участниками (давления, уровней, потенциалов, температур, убеждений и т.д. и т.п.) является тем, что принято называть противоречием. Вот то, что я хотел сказать профессору.

Отсюда следует, что для того, чтобы двигался, например, воздух нужна разность (противоречие) атмосферных давлений (и высокое и низкое атмосферное давление). При небольшой разности  дует легкий освежающий ветер. При большой разности ветерок превращается в сокрушительный ураган. Так же для развития общества необходима разность богатства (разность состояний). При большой разности состояний неторопливая созидательная эволюция превращается в кровавую революцию. А для того, чтобы развивалась наука, необходимо взаимодействие противоположных точек зрения. Без этого никакие Сколковы не помогут.

Сейчас же как? Сначала нужно работать в научном учреждении, под чьим-то управлением написать статью. Получить разрешение на публикацию (акт экспертизы). Но и это не дает гарантии на публикацию. При такой системе невозможно обсудить ни одной новой мысли. Потому и не знают доктора наук о связи между противоречием и законом единства и борьбы противоположностей.

Из моего понимания этой связи проклюнулось очень много нового для науки и жизни. Только нет возможности всё это обсудить. Я никогда не работал в научных учреждениях и не могу получить акт экспертизы для публикации. Остается только Интернет.

Павел Каравдин 11.12.2013