Нематериальная материальность...

Соколов Сергей
В жизни каждого из нас бывают моменты, когда понимаешь, что происходящее не устраивает тебя. И тогда ты киваешь на внешние причины, и либо смиряешься, либо пытаешься подстроить под себя весь мир. Чаще всего все эти попытки заканчиваются неудачей. Неудовлетворённость растёт. Появляется ощущение одиночества и беспомощности. На жизненном горизонте маячит апатия. Именно в такие моменты чаще всего приходит осознание, что необходимы перемены в себе.

Возникают вопросы, что и как менять. Следом приходится решать, с чего начать. Обычно упускается тот факт, что перемены уже начались. Ты уже стал другим: внутри поселилось намерение. Не изменившись телесно, не изменившись видимо, для реальности ты уже стал другим.

Эти невидимые перемены не остаются незамеченными нашим окружением. Мир вокруг обязательно и весомо отреагирует на них. Просто мир, в котором мы живём, устроен так, что ничего не происходит, не удостоившись его внимания. То ли из любопытства, то ли по необходимости, но всё вокруг нас придёт в движение. Так невидимые перемены в нас взбаламутят всё пространство вокруг.

Внешние изменения уже цепляют нас. На них переключается и наше внимание. Мы чувствуем себя так, словно оказались в центре мира. Внешнее внимание вынуждает нас меняться снова. Оно вынуждает нас, подстраиваться под новое течение событий. Попутно меняются и условия нашей жизни. Причём не обязательно эти изменения следуют нашим желаниям. Основная их масса происходит как раз вопреки им. Невидимые изменения как-то незаметно начинают управлять нашим хорошо видимым и достаточно весомым телом. Нематериальная сторона жизни вовлекает нас в водоворот событий, происходящих в материальном мире.

Каждый из нас, хотя бы иногда, пытается понять такие жизненные метаморфозы. Меняя себя и свою жизнь, мы вынуждены внимательно смотреть по сторонам. Выводом из наблюдений становится понимание того, что рядом с нами присутствует нечто незримое, но вполне ощутимое. И это «нечто» влияет на нас. С этим пониманием приходят и новые ощущения. Порой от них становится не по себе. Они волнуют. Они тревожат. Иногда эти ощущения мимолётны. Иногда они возвращают в прошлое. И тогда оказывается, что появились они давно и с того момента живут внутри нас, просто раньше мы не обращали на них внимания.

Новые ощущения пробуждают в нас новые состояния. Иногда возникает страх перед происходящими переменами. Их скрытые причины непонятны нам. Этот страх сродни страху неведомого. Порой он приводит нас к необъяснимым решениям. Порой толкает на необдуманные поступки.

Постепенно мы понимаем, что пока нам было хорошо, пока мы жили удовольствиями, мы были «глухи» и «слепы» к подобным ощущениям. Сейчас, когда появилась настоятельная необходимость разобраться со своей жизнью, когда не всё в ней идёт гладко, мы всего лишь обратили на них внимание. Постепенно мы понимаем, что они появлялись всякий раз, когда мы сталкивались с непонятными ситуациями. Уже тогда обострённое восприятие подсказывало нам, что мы имеем дело с тонкими, нематериальными, проявлениями мира. Просто тогда такое понимание почему-то было нам не нужно. В то время нас интересовали плотные проявления реальности, которыми мы могли управлять.

Иногда новые ощущения вызывают к жизни предубеждения и суеверия. Нам же не нужна вера всуе. Не нужна нам и слепая вера. Нам нужны знания, которые помогут жить. В том числе нам нужны знания о неуловимых «соседях», которые меняют наше состояние вопреки нашему желанию. И это – не блажь, не прихоть, ведь они скрытно, но напрямую влияют на наше поведение. Чтобы взаимодействовать с такими факторами реальности на равных, нам приходится приобретать новые навыки общения со своим окружением.

Не всегда желание, поменяться, приводит к пониманию того, что следом придёт и новое отношение к действительности. Нужно ли оно нам? Чаще всего мы этого не знаем. Ведь, приобретая нечто новое, нам хочется сохранить в неприкосновенности всё то, хорошее старое, что имеем. Когда это касается наших состояний, самое время вспомнить, что «лучшее – враг хорошего». Возжелав изменить свою жизнь к лучшему, мы рискуем потерять всё то, что приобрели за годы жизни. В очередной раз мы встаём перед серьёзным выбором. Снова возникают вопросы.

«Что я хочу изменить в жизни? Ради чего я это делаю? Чем вызвано моё желание?» – обычно думаем мы в такие моменты.

Только, когда предстоящие изменения не пугают нас, мы готовы действовать. В качестве основного ориентира мы всегда выбираем самое сокровенное, что у нас есть – наш личный образ счастливой жизни.

Приступив к активным действиям, мы невольно цепляем людей, живущих рядом. Без этого нельзя: мы находимся среди них. Мы испытываем их влияние. Мы сами влияем на них.

Казалось бы, что общего между людьми помимо структуры тела? Что тогда заставляет нас объединять свои усилия? Что вынуждает нас вместе с другими идти к общим целям?

Именно в самые тяжёлые моменты своего существования мы понимаем, что трудно встретить человека, не желающего стать счастливым. Каждый стремится к счастью. Только счастье у каждого своё. Каждый человек по-своему представляет то, что скрыто за этим словом – «счастье». У каждого человека образ его «счастья» обрастает словами. Именно слов и не хватает, чтобы описать… уже пережитые мгновения. Если же к словам присовокупить и поступки человека, то абсолютно ясно, что стремление к счастью живёт внутри каждого человека изначально. Стремление к счастью живёт в каждом из нас от рождения. Именно это стремление и объединяет нас. Вокруг него мы объединяемся без слов.

Чтобы лучше понимать, о чём идёт речь, и по возможности исключить многообразие индивидуальных представлений, под словом «счастье» будем понимать состояние полной гармонии с реальностью. В этом состоянии мы едины с миром. Мы растворёны в нём. Мир своим состоянием присутствует в нас. Между нами и миром нет противоречий. Между нами нет напряжений. Между нами нет границ. Человек в этот момент представляет собой естественную составляющую мира. Такое состояние, найдя однажды отражение в нашем сознании, активно влияет на наше поведение в дальнейшем. Испытав его однажды, мы осознанно стремимся к нему снова и снова.

Индивидуальные состояния счастья – это всегда разные состояния разных людей. Испытать одно состояние люди в принципе не могут. Причиной этого является их индивидуальность. Нет абсолютно одинаковых людей. Нет людей с абсолютно одинаковым телом и с абсолютно одинаковым сознанием. Нет их хотя бы потому, что каждый человек является частью окружающего мира другого человека. Поэтому, декларируя счастье как единую цель для людей, необходимо признать, что каждый человек в качестве своего счастья выбирает особую цель. Выбирает он и свой особый путь к ней. Естественно, выбирает только он сам.

Казалось бы, какая разница, достиг человек состояния счастья путём личностных усилий или принял «таблетку счастья»? Разница принципиальная. В первом случае мы имеем дело с человеком, обладающим высокоразвитым сознанием. Во втором случае мы видим только некую особь, ориентированную на наслаждение, которая добивается его ценой разрушения собственного сознания. Такой человек как-то легко забывает, что только сознание делает человека «человеком».

Путь к счастью напоминает покорение горных вершин. Каждый выбирает свою вершину и свой маршрут. Находясь у подножия, каждый видит пик так, как позволяют ему условия. Неопытные «покорители счастья» прислушиваются к мнению «бывалых». Кто-то «сам с усам». Переоценившие свои силы гибнут при первой же попытке, порой, в шаге от цели. «Сомневающиеся», из тех, кто идёт «за компанию», крутятся вокруг горы, не смея сделать шаг в сторону вершины. «Упрямые», потерпев неудачу, приводят себя в порядок и снова, раз за разом устремляются вверх. По-разному ведут себя люди и «на маршруте». Кто-то, растратив силы, замирает на полпути в страхе, лишиться достигнутого. Кто-то сбрасывает с себя всё приобретённое, лишь бы достичь цели. Успех, естественно, зависит от многих факторов, но главными среди них всегда являются личностные качества покорителя. Это тренированность, целеустремлённость, бесстрашие, умение видеть и исправлять свои ошибки. Парадокс, но тяжелее всего приходится тем, кто покорил вершину. Они и рады бы остаться на ней, но приходится уступать место тем, кто идёт следом.

Аналогичным образом ведут себя люди в жизни. Даже те, кто испытал сладостное ощущение счастья и осознал его, теряют это состояние. Нетренированный человек не в силах удержать его под напором окружающих. Порой он сознательно жертвует им в угоду другому человеку. Поэтому и вибрирует виртуальная «вершина счастья» в сознании человека. Она расплывается в пространстве. Она теряет высоту. У некоторых она распадается на множество холмиков, на вершинах которых находятся кусочки некогда единого большого счастья. Тяжело собрать из таких разрозненных осколков тот образ, который когда-то виделся человеку. Парадокс в том, что человек сам делает такое родное, такое близкое и вполне достижимое счастье недосягаемым. Чтобы проверить это не нужно далеко ходить, не нужно читать горы книг. Достаточно посмотреть вокруг. Много ли счастливых лиц можно увидеть? До обидного мало. Истинно счастливые люди редкость. Они сверкают кое-где, как природные самородки среди пустой породы. Ещё меньше таких людей, кто открыто сможет сказать, что он счастлив. Такие люди уже не ищут счастья: они живут счастливо. Они находятся в гармонии с окружающим их миром.

Почему рождённый быть счастливым человек не становится им? Почему человеческие мечты о счастье редко воплощаются в действительность?

Причина неудач не лежит на поверхности. Она скрыта в той самой сфере нематериальных отношений, в которой находятся все отношения человека. Находятся там и его отношение к себе, и его отношение к жизни. В них, как в зеркале, отражается индивидуальность человека. Отражены в этом «зеркале» и воспитание, и отзывчивость на влияние людей.

Не секрет, что в основном люди живут с оглядкой на других. Они плывут по жизни, как плот по течению. Когда на пути встречаются подводные камни, или они сталкиваются с такими же «плотами», следуют жизненные удары. В остальное время люди чувствуют себя вполне комфортно. Привычка «плыть, как дозволено», заменяет человеку естественную потребность «рулить». Со временем она заменяет в нём стремление, выйти за установленные социумом рамки. Объяснение тому находится в культурных и религиозных традициях. Присутствует оно и в преемственности воспитания. Хорошо видно оно в моральных и этических нормах. Объяснение ограничений, накладываемых на личность человека, присутствует во всём, что создано людьми в виде правил совместного существования.

Все «традиционные» составляющие человеческого общежития направлены на то, чтобы вынудить отдельного человека жить, не мешая другим и подчиняясь «избранным». Казалось бы, для усреднённого человека это даже хорошо, но… Нет в реальности «усреднённого человека». Это хранители традиций усредняют реальных людей. И это плохо. Плохо для каждого отдельно взятого человека. Плохо хотя бы потому, что жёстко ограничиваются наиболее яркие проявления его индивидуальности. В то же время только индивидуальность составляет основную ценность каждого человека. Только индивидуальность его сознания движет им по пути, который предназначен только ему.

Сумма нетрадиционных посылов индивидов, проявляемых ими в течение жизни, создаёт характерные особенности общества. Того самого общества, в котором всем нам и приходится жить. Не мифическому обществу, а каждому отдельному человеку приходится решать, чем ценны для него вековые ритуалы. Только он решает для себя чего больше привносят они в его жизнь, хорошего или плохого. Сложность в том, что человеку приходится принимать такие решения на свой страх и риск. Фактически он решает, что выбрать, следовать совместно со всеми или попытаться найти «свой путь в жизни». Выбор, как всегда, зависит только от его личностных качеств.

Многие люди, пытаясь выйти за пределы уготованных им рамок, пытаются понять, зачем они вообще появились в этом мире. Такие люди ищут в потоке жизни своё русло. Их движение часто «поперёк жизни». Иногда они обосновываются на краю общественной жизни. Им здесь спокойнее. Им так удобнее.

Порой людям удаётся создать свои «боковые ответвления» «потока жизни». Такие создаются только собственным трудом. Они создаются только для себя. Выбравшие такую жизнь люди пробивают «своё русло» в своих интересах, вкладывая в него свой труд и свой интеллект. Правда, иногда и другие следуют их примеру.

Окружающие в порыве борьбы за справедливость, за общественные интересы вполне могут разрушить любое новое творение, новое направление в жизни. Подчас «разрушению» подлежит и сам человек. Успеха добиваются только те новаторы, которые сумели договориться с людьми, живущими рядом. Правда, их успех тоже ограничен. Он ограничен рамками договорённости.

Часто можно встретить человека, который просто боится действительности. Пугаясь жизненных ударов, по большей сложности надуманных, он торопится жить. Он стремится ухватить всё, что попадает на глаза. Он хватает всё, что «проплывает» рядом. Рано или поздно, такие люди разочаровываются в жизни. И тогда они уходят в мир собственных представлений. Их мир может быть большим и ярким. Может быть он маленьким и убогим. Каким бы ни был «мир человека», человек всегда старается отгородить его от действительности. Он создаёт в нём образы, доставляющие удовольствие. Он живёт среди этих образов.

Развитие науки предоставило для таких людей массу дополнительных возможностей. В дело идёт всё, что отгораживает от жизни. Это алкогольные напитки и наркотики. Это персональные компьютеры и игровые автоматы. Уйдя в виртуальный мир наркотических грёз и азарта, люди не замечают, что в этом мире нет места их телу. В нём может жить только их сознание. Чем больше времени сознание проводит в таком искусственном мире, тем больше оно теряет связь с действительностью. Чем больше времени отсутствует сознание, тем больше непонятного ожидает человека по его возвращению. Плохо становится телу. Оно было оставлено без присмотра, но не было оставлено в покое. Сломанное сознание ломает и его. Виртуальные процессы переходят в плоскость мира вещественного. Вместе с телом плохо становится и человеку. Его ломают боли и болезни.

Естественно, наиболее распространены комбинированные варианты отношения к жизни. Они отличаются от рассмотренных только временными параметрами. Часть жизни мы следуем одним установкам. Потом перескакиваем на другие. Поняв нежизнеспособность обоих вариантов, создаём комбинацию, совмещая несовместимое. В общем, у каждого из нас своё отношение к жизни и своё видение её. Как следствие у каждого и своё поведение. И это естественно. Это факт. Как факт и то, что нет в мире силы, способной сделать людей одинаковыми даже по этому общему для всех параметру – по отношению к своей жизни.

Помимо общей цели, стремления к счастью, объединяет нас и жизнь на одной планете. Не так уж велика наша планета, как может показаться на первый взгляд. Вот и приходится нам совместно решать прозаические вопросы элементарного общежития. С рождения мы учимся этому. Мы учимся жить в мире, в котором появились. Мы учимся жить среди людей. Учимся только на собственном опыте. Сложность ситуации в том, что экзаменует нас всё тот же пресловутый мир.

Мир своенравен. Когда мы пытаемся диктовать ему свои условия, он реагирует достаточно резко. Он давит на нас. Порой просто бьёт. Он добр и щедр лишь тогда, когда мы поступаем по отношению к нему правильно, то есть по-человечески. Так уж устроен этот мир. Он не умеет общаться с людьми по-другому.

Мы лишены возможности, в одиночку тягаться с миром. Он огромный. Он разнообразный. Он насыщен непонятными явлениями. Он находится в постоянном движении. Мы вынуждены жить с миром в мире. И этого не изменить. Да и зачем это делать? Ни один человек, каким бы развитым он ни был, не сумеет изолироваться от мира. Не сумеет он спрятаться от него. Не сумеет он и побороть мир. Мир земной проявляет свой характер без оглядки на нас. Он большой, у него свои законы. И эти законы человеку не дано менять. Законы же человеческие мало интересуют большой мир. Они сформулированы людьми. Они формулировались для людей. Вот пусть люди их и выполняют.
 
Рождённые миром плотным, мы и жизнь свою строим весомо, основательно. Редко кого интересует, что было «до» него или что будет «после». Нас интересует, что будет с нами. Поэтому мы и выхватываем из окружающего мира только то, что считаем для себя наиболее значимым. В итоге мир предстаёт перед нами большой мозаикой. Мы видим его лишь таким, каким можем осознать. Жить же нам приходится в мире реальном. Мы живём среди его невыдуманных и в основе своей непознанных проявлений.

«Понять значит простить» – говорят люди. Горько, но это утверждение не относится к нашему общению с реальным миром. Мир может понять нас. Он может понять ограниченность наших возможностей. Простить же – никогда. Так устроен этот мир. Незнание его законов не освобождает нас от ответственности. Поэтому и тратим мы годы жизни на то, чтобы изучить эти законы. Мы тратим жизнь на то, чтобы научиться жить с миром, без взаимных упрёков и претензий. Счастливая жизнь всегда есть следствие такого ученичества. Она есть только подтверждение полученных знаний.

Такой экскурс в материальные и не совсем материальные стороны нашей жизни может показаться попыткой повенчать «розу белую с чёрной жабой». «Белая роза» – это мечты, духовность, тонкие проявления окружающего мира. «Чёрная жаба» – плотные процессы, рождающие иллюзию, что за ними ничего нет. Может быть, так оно и есть, а может быть, просто мир такой. Может быть, не может жить в нём «чёрная жаба» без того, чтобы не любоваться «белой розой».