Деревня моя, деревянная, дальняя

Виктор Ремизов
Судьбы исчезнувших сёл Кытмановского района между собой схожи. Образованные в разные годы XVIII-XX веков, распадались они по одинаковым причинам. И потому на примере своей деревни я хочу показать судьбу остальных.
Это моё село Ново-Кытманово, ещё не исчезнувшее, но уже доживающее свои последние года. Здесь осталось несколько домов и десятков людей, живущих в ней. Деревня держится из последних сил, продлевая свою историю и укоряя современников в покорном безразличии к себе.
Село наше образовано в 1780 году. Основатель его – Кытманов Александр Иванович, отец которого Иван Кытман в 1727 году пришёл из-под Томска на берега Чумыша. Иван Кытман упоминается в книге 1371 лист 14 Российского Государственного архива древних актов, где описывается положение семьи «неверстанного сына боярского из шляхтецкой семьи Михаила Ивановича Кытмановского».
Проживала эта семья в Томском уезде на заимке, где обрабатывала землю пашенного крестьянина Сосновского острога Фадея Веснина, который приходился тестем Михаилу Кытмановскому, у которого было четверо сыновей.
Одним из сыновей и был Иван, о котором имеется запись в уже упомянутом архиве на листе 29, что он «…в 1703 г. имел сенные покосы на 120 копен сена и с подъячим Г.Лавровым владел рыбной тоней, а пахотных угодий не имел…».
В 1724 г. Иван ушёл из-под Томска «а куда – тому неведомо, да увёл детей с жёнкою. Сыском не найден, а потому угодья делены были».
В 1727 г. Иван Кытман появляется на заимке, где уже жили семьи Набоган и Распопиных. Располагалась эта заимка на месте нынешнего села Кытманово.
Осталось неясным, почему фамилия Кытмановский стала Кытман.
Семья  Ивана Михайловича Кытмана состояла из 8 человек. К 1759 году она разрастётся и часть  обоснует деревню Кытманову Тяхту. А в1780 г. ещё один из Кытманов – Александр пойдёт вверх по речке Тарабе и в 30 верстах встретит заимку Фёдора Атаманова.
Место оказалось на редкость красивым: два огромных увала, поросшие густым березняком, надёжно оберегали шуструю своей струёй речку Тарабу, которая суетилась промеж них. К этому времени недалеко будет только одно поселение – станец Лосишинский. Филатово, Порошино, Зорниково, Семёновка, Новая Тараба, Максарово, Черкасово. появятся позднее.
В 1802 г. власти Колывано-Воскресенского горного округа в присутствии «десятника Жукова и обывателя Кытманова» припишут деревню к заводам. С этого момента, согласно ревизской сказке деревня будет называться Кытманова-на-речке Тарабе.
 
Получив статус поселения, жители будут включены в производственную деятельность государства: они начнут платить подушную подать, отрабатывать «уроки по выжигу угля», заведут пруд и будут поставлять «мясо скотское на заводы». С этого и началась деревня Ново-Кытманово.
К 1834г. в деревне будет 34 жителя, а в 1858 г. – 78 человек. 16 человек умрёт. Таким образом, можно предположить, что через деревню прошло 94 человека. Веру исповедовали старую.
К 1893 г. деревня сильно приросла населением. Жителей здесь будет 349 (174 м.п. и 175 ж.п.) человек. Жили они в 84 домах, обрабатывали 7375 десятин земли 9 (на одного жителя 21 десятина).
Огромный приток населения произойдёт за период с 1911 по 1926 гг. Здесь обоснуются более 2000 человек.
 В 1917 г. в личном пользовании новокытмановских крестьян имелось: коров – 974, телят до одного года – 850, быков – 328, овец – 3518, лошадей – 512, свиней – 2100, пчелиных ульев – 493.
Самый высокий уровень населения будет зафиксирован в 1939 г. – в 1400 домах будут проживать около 5000 человек.
Жители Ново-Кытманово никогда не испытывали голода. В 1920 г. по продразвёрстке населению деревни полагалось сдать 75000 пудов хлеба при всём намолоте в 281500 пудов. Такого урожая больше никогда не будет. Даже в 1963 г. при урожайности в 23 ц./га. Будет собрано  только 175000 пудов хлеба (28000 ц.).
В период коллективизации так или иначе пострадают 64 семьи. Первым председателем колхоза был двадцатипятитысячник из Ленинграда Цакман Павел Яковлевич.
В 1937-38 гг. были арестованы 36 человек, из которых расстреляли Ващенко Ивана Филипповича, Киселёва Сергея Михайловича, Некрасова Афанасия Лукича, Воробьёва Ивана Николаевича, Галманова Григория Дмитриевича, Чернова Ивана Петровича, Кытманова Алексея Егоровича, Жукова Николая Степановича. Остальные получили по 5-10 лет.
Война забрала 72 мужика, не вернулись 42. К 60-м годам из вернувшихся половина умрёт от ран и увечий.
После войны из деревни начнут массово уезжать люди. К 1960г. количество уехавших приблизится к 500 человекам. И уже к середине 60-х гг. деревня попадёт в разряд неперспективных. После того, как в 1958г. колхоз в Ново-Кытманово перестал существовать, она перешла в подчинение  совхозу «Россия», что был создан на базе 5-ти бывших колхозов с центральной усадьбой в с. Новая Тараба. Средняя школа будет только в Новой Тарабе и начиная с 5-го класса, дети со всех деревень учились в отрыве от своих родителей. ,то стало первой причиной отъезда людей из Ново-Кытманово.
В 1965 г. районные власти спохватятся и в Ново-Кытманово  начнётся строительство школы, клуба, магазина, фельдшерского пункта, заложат футбольное поле, проложат хорошую дорогу в село. Но отток жителей из села уже было не остановить. Если в 50-х гг. в начальной школе Ново-Кытманово училось больше 100 ребятишек, то в 1968 г. при открытии новой 8-летней школы было всего 48 детей.
 За десять лет, с 1960 по 1970 гг., из деревни уехало 127 семей. С началом строительства в Заринске Коксохимического завода выехало ещё 30 семей.
Село Ново-Кытманово всё же дожило до XXI века. Оно ещё не исчезло. Порядка 15 дворов осталось. Люди на этой земле живущие, а вернее – доживающие, спокойно, без сопротивления ждут конца. Что изменилось с наступлением 2010 г.? Всё изменилось. Телефон на всю деревушку один, радио давно отрезано, газеты не привозят, работы нет никакой. Поля заброшены лет 18 назад, крупнорогатый скот порезали в 1993г., гордость деревни – конский табун – сдали на колбасу.
Оставшиеся жители пьют. Практически все случаи смерти связаны с пьянством. От старости здесь умирали ещё в советское время. Школы нет, клуб стал не нужен по понятным причинам – некому в него стало ходить. Там, где когда-то стояли дворы, и бурно цвела жизнь, сегодня всё заросло бурьяном, чертополохом и крапивой. Пруд, некогда  гордость всего района, заболотился. Рыбы нет.
Так же не стало Семёновки, Михайловки, Зорниково, Максарово. Всего же с 1712 по 2010 гг. через территорию Кытмановского района «прошло» 271 поселение, из которых 250 распались. Сюда входят сёла, деревни, заимки, пасеки, хутора, мельницы, т.е. те населённые места, которые в той или иной степени контролировали  и обустраивали территорию. Сегодня невозможно представить, что  в Кытмановском районе проживало 50 000 человек. А ведь это было!!!
Больно и горько от осознания того, что всё биологическое умирает. Ещё тяжелее становится от понимания исторической неизбежности начала и конца. Но гораздо хуже, когда люди сами приближают этот конец, не насытившись полным счастьем и радостью.
Приезжаем мы, конечно, в свою деревню. Ходим по ней, вернее, по местам, где дома раньше стояли. О чём-то говорим, перебирая какие-то черепки на родовом подворье. Ахаем, увидев заросший пруд. Ругаем начальников, допустивших гибель деревни. А сами-то в душе понимаем, что предали её не начальники, а мы. Вот и суетимся, вот и лукавим, что, мол, всё у нас хорошо. Какое там хорошо, у предателей не может быть хорошо. Всю свою оставшуюся жизнь они боятся одного – признаться деревне, которая их породила и вывела в свет, в самом низменном проявлении отрицательных качеств человека – в предательстве предков своих.
И сколько же нас таких в районе, крае, стране? Вот она, какая штука то получается.