Чистые рубашки

Ирина Тымчук
  Лето-не только пора отпусков, но и каникул. Студенческие каникулы -это особенная радость,  если сданы все экзамены и можно спокойно ехать домой.

 Как я могла решиться на этот «подвиг», сама не знаю.
   -Поехали в  лагерь,  поработаем пионервожатыми-предложила мне подруга,-на сапоги заработаешь.

   -Тань, ну кто же меня туда возьмет?-возражала я.- Ты-то  учишься в Педагогическом, у тебя практика ,а у меня что?  Три курса технического института.
   -Поехали, -не унималась подруга.

До лагеря,  расположенного в лесу в селе Тулиновка , мы ехали рейсовым автобусом. Дорогой весело щебетали, смеялись .И вдруг мне стало не до смеха.  Одолевали сомнения: «Что я делаю, зачем еду, вдруг не справлюсь. Может  быть  проводить подругу и - домой?»

Начальник лагеря встретил нас в своем кабинете, взял у Татьяны направление ,прочел его и устало взглянул на нас:
   -Ну  вот, опять девчонок прислали.
Он  долго  рассказывал , что дети приедут «трудные», что опытных  воспитателей  направят работать в отряды детей из Ташкента.  И предложил  нам поработать    в младшем отряде  мальчиков.
   -Тань,а почему из Ташкента,- выйдя  из кабинета  поинтересовалась я.
   -Так там же весной было землетрясение. Сейчас во всех лагерях такие отряды.
  На дворе был 1966 год.

***
 Итак, я – воспитательница, а Таня- пионервожатая. Долой сомнения.  Сколько раз  ,будучи пионеркой, я  проводила лето в лагере и видела работу воспитателей. По-моему, они только и делали, что строили нас и пересчитывали. Справлюсь -старалась я себя  убедить.

 За день до приезда ребят мы с Татьяной  получали постельное бельё, заправляли койки, мыли полы  в корпусе. Волнения уже никакого не было.

 Наутро  возле ворот лагеря  все  воспитатели  встречали своих питомцев. Подъехал автобус  и  из него выпрыгнули ребятишки  восьми-девяти лет, целый отряд во  главе с воспитателем.

   -Это наши,-обрадовалась  Таня.
   - Мальчики  из детского дома села Горелое,- объявила  воспитательница и ,распрощавшись с детьми, уехала.

 «А где же их вещи ?- мы с вожатой удивленно переглянулись,-наверно  забыли в автобусе».
Ребята были одеты в  помятые серые костюмчики и белые рубашки .Никаких вещей при них не было.  Когда мы привели детей в отряд, то  разглядели, что все они обуты в ботинки . Я удивилась: как же в такую жару можно ходить в этой  обуви?

   -Разувайтесь, будем  ходить босиком,-предложила я ,вспомнив своё босоногое детство.
Мыло и полотенца  для детей  принесла кастелянша- толстая тётя Варя, как  её тут все звали и пояснила:
   -Простыни меняем через  десять дней, а «подмочат»-приносите в прачечную.

 И закружились беспокойные денёчки…
В столовую и на  линейку мы ходили строем.  Лагерное радио оповещало нас о предстоящем мероприятии. Ребята наши были шустрые. Я  долго   удивлялась    тому, как они  врывались в столовую и хватали свои тарелки. Кормили нас очень хорошо , но при выходе из столовой мальчики непременно брали со стола  хлеб и прятали за пазуху или просто несли в руках. Я и не возражала. Правда ,потом из тумбочек приходилось выгребать сухари.

 Лето было жаркое, но к вечеру налетали комары и дети надевали свои единственные рубашки и брюки. Постепенно  я стала  привыкать к своим мальчикам.

 Ну а как же в лагере без  художественной самодеятельности. Старшая пионервожатая дала нашему отряду задание  выучить  песню «Любитель-рыболов». Вот тут-то и начались наши мучения. Некоторые  мальчики  с большим трудом  запоминали  четыре строчки  и приходилось заниматься с каждым в отдельности.

   -Саша, ну давай еще раз попробуем,-не  унималась я , пытаясь выучить этот простой стишок с  одним скромным мальчиком, не похожего на своих бойких товарищей .-Может  написать тебе  слова на листочке?

 Он как-то сгорбился и  молча отошел ,держа в руках этот листок. В суете будней я уже и забыла  про Сашу, как  через два дня он подошел ко мне и ,протянув помятый листок, радостно сообщил: « А я выучил эту песню».

 Воскресенье - родительский день. «Домашние» мальчики из Тамбова  ждали своих родителей . А наши детдомовские тоже решили, что их воспитательница к ним непременно приедет . До самого обеда они "висели"  на заборе  и оторвать их оттуда было невозможно.

 После тихого часа дети потеряли всякую надежду на гостинцы и приуныли.  Глядя на их расстроенные лица, мы с подружкой   сбросились  по рублю  и купили в сельском магазине конфеты  для наших мальчиков.
 А  воспитательница из детдома приехала только через неделю  . В этот  день ребята ходили счастливые - их карманы  были  набиты  пряниками и конфетами.

  Закрытие лагеря дети ждали с нетерпением. Обещали приехать  артисты кукольного театра . За детьми из Ташкента прибыл  представитель  Гороно* в сопровождении повара, который обещал приготовить узбекский плов. А после ужина всем детям приготовили  подарки.

 С  утра у всех было хорошее настроение и легкое волнение. Послеобеденный тихий час отменили .
  -Ребята, ну  а теперь умываться и мыть ноги,-предложила я ,осмотрев своих подопечных.
Но когда они побежали к умывальнику чуть ли не по пятому разу, я решила проверить, чего же они там без конца полощутся. И…обомлела! Мальчики, выстроившись в ряд ,стирали  свои единственные белые  рубашки и брюки.

  -Так они же не успеют высохнуть!- закричала  я  на них чуть не плача .
  -Высохнут,-спокойно возразили  они мне  и тут же надели  их на себя…
На торжественную линейку  наш отряд, как самый младший, шагал первым.



  * Гороно - городской отдел народного образования.