Начало, Ленфильм, 1970 скромная песнь

Ирина Батюк-Белковская
«Начало», Ленфильм, 1970 – скромная песнь молодой страны победительницы.

Может показаться наивным, более того – странным просмотр фильма «Начало», 1970, Ленфильм. Это же прошлое, очень дремучее, архаика советского, как сказал один из интересных слушателей в передаче Буренина «Полуночники», радио «Ностальджи», простого незамысловатого кино. Хотя, как по мне, советские фильмы – это классика, это россыпи красоты и высоких смыслов, пусть и есть в нём не совсем удачные примеры, но это, тем не менее – наше всеобщее бесценное богатство.
 
О самом фильме «Начало». Трогательная и осторожная история любви, затронувшая троих. Разве может быть настолько деликатным, настолько кротким и невинным сюжет, обыгрываемый искусством любых эпох и времён? Вот просто: я его люблю больше тебя и он теперь мой, говорит вторая, совсем не смущаясь, что у мужчины есть ребёнок от первой, законной. И законная жена с удивлением и практически без агрессии забирает чемодан с вещами и мужем, выкрикивающим выходя за дверь, мол, я всё равно люблю тебя, вторую! Хотя, по всему видно, что любит обеих. Развязка конфликта – прямо образец для, буду иметь смелость высказать, какой-то формы выяснения отношений в возникающих трещинах супружеской жизни. Не видя фильма, можно возмутиться моими строками, описывающими сюжет, но вот она – советская сексуальная революция без грубой сексуальности, со скрытым целомудренным эротизмом, с чистотою и верою в любовь, с самопожертвованием и мужеством в приятии судьбы. Сколь скандальны и нечистоплотны темы треугольников в обычной жизни и, болезненны и не решаемы, столь понятнее и доступнее становится сложность и неоднозначность этой проблемы, столь убедительнее звучит призыв к культуре и благородству в решениях подобных проблемы.

Вторая сюжетная линия – героиня Чуриковой играет актёрскую роль Жанны д*Арк. Здесь наше советское кино, качественное, без суперкомпьютерных эффектов, вводит современного зрителя в эмоции необыкновенного накала, пусть и лёгкими касаниями, но достаточными, чтобы заставить сопереживать, сострадать, возвышаться над обыденностью и задуматься над граничными областями бытия, над смертью, героизмом, над предательством, над мучениями во имя и вопреки.

По этому поводу вспомнился вчера пролистанный мартовский номер «2000» о пропагандистских проблемах утилизации танков из мест военной славы по так называемым теперь «просьбам трудящихся». Как страшно и мучительно гореть в танке, страдать невыносимыми страданиями, как на костре горела Жанна! «В Черновцах ведутся споры: в самом деле это та самая машина, на которой 25 марта 1944 – го в город первым ворвался экипаж лейтенанта Павла Никитина (было ему всего 20 лет, и он, как и Марченко погиб).»[ «2000»,26.IV, 2013 г.]. Как просто можно ответить самим фильмом на столь часто лживые и дискредитирующие вбросы в СМИ о Великой Отечественной войне.  Например, в таком серьёзном для КАЖДОЙ воюющей за свою землю страны, как тема дезертирства и трусости на поле боя, пресечение, необходимо жестокое и показательное этих преступлений.

Равнодушие и беспамятство людей…Оно, особенно теперь, когда усиливается прессинг фальсификаций и беллетристических заблуждений, хочется просить людей, порядочных и разумных, обратиться к науке, к истории на серьёзном уровне, не спать.
 И это на самом деле очень опасно. Смешной и примитивной становится фраза, уже набившая оскомину: все беды происходят с молчаливого участия равнодушных. Подобные стандартные, гуляющие по интернету и пр. фразы, содержащие в себе многотрактовку в зависимости от уровня развития сознания произносящего, расплывчатые и не затрагивающие серьёзно душу, не несут важной мировоззренческой нагрузки, вернее, не становятся узловыми горячими точками,впечатляющими на долгие годы. Без конкретики не может быть подлинного прикасания к нерву жизни. Вместо поиска истины сплошная ИМХОлогия. (да не обидятся на меня вдумчивые пользователи интернета.)

Интересная параллель одинокого пути исключительного героизма личности в истории, Орлеанской Девы и простой человеческой любви одинокой девушки, любви, которая не имеет, по крайней мере, видимого оптимистического завершения. Светлая грусть, вернее, светлая трагедия судьбы, тем не менее, вносит надежду и обязательное исполнение в будущем чего-то доброго и правильного в непримечательной истории. И сама непримечательная девушка, «ставшая» Жанной в свои юные годы, уже оставила прекрасный след во всеобщем море жизней. Кажется, даже последующие жизненные события, уже не будут иметь настолько большого значения.
 
Начало в разворачивании молодой жизни, её восхождение по своим предначертанным и собственными усилиями взятым ступеням в «Начале» - затерянная в архивах киноискусства и памяти возвышенная песнь  молодому поколению строящейся страны коммунистической романтики, в мечтах и трудах преодолевшей тысячелетия господства несправедливости. И также, как и она, Орлеанская Дева, спасшая мир от войны, не понятая, оболганная, преданная своими же, брошенная в костёр средневекового невежества под видом европейских ценностей…

© Солька*, 11 июня, 2013 г.