Вознесенский Фроловский женский монастырь. День се

Владимир Бровко
             Вознесенский Фроловский женский монастырь. День сегодняшний ч.2
                ч.2 Восстановление исторической справедливости

    Продолжая свой рассказ о Фроловском женском монастыре я хочу рассказать вам уважаемые читатели о большом событии в жизни монастыря, происшедшем 10 июня 2013 г.
      А событие — это в пресс-релизе «Украинской православной церкви МП» названо «Почитание памяти лиц похороненных в Печерском Вознесенском монастыре».
      Событие это настолько важное в делах этой церковной конфессии, что в нем (не смотря на плохое самочувствие в силу преклонного возраста) приял личное участие   Митрополит УПЦ МП блаженнейший Владимир  совместно с рядом других верховных  иерархов этой церкви. От государственной власти  был  представлен сам мер  г. Киева Александр Попови и генеральный директор Национального культурно-музейного комплекса «Мистецький Арсенал» Наталия Заболотная.
    А суть вопроса состоит в том, что при реставрации здания Арсенала, бывшей Киевской крепости, переданного городу Киеву КМ Украины под создания нового музея, украинские археологи обнаружили хорошо сохранившийся городской некрополь 17-18 веков.
      В ходе поведенных в 2012-2013 одах раскопок было обнаружено 262 могилы. Из них 90 принадлежало женщинам из числа монахинь бывшего «Вознесенского женского монастыря» на Печерске и там же было найдено и 60 детские могилы.  Это очевидно юные воспитанницы монастыря, поскольку он еще назывался «девичьим».
     Монастырское кладбище осталось на Печерске, после того как царь Петр Первый закрыл Воскресенский монастырь.
     Причина закрытия состояла в первую очередь в том, настоятельницей (игуменьей) монастыря была родная мать – Ивана Мазепы, уже успевшего изменить Россия, присоединившись к войскам шведского короля - Карла XII, но а официально было выдвинуто «требование о необходимости возведения новых крепостных укреплений». Кстати в строительство Киевской крепости было вложенные громадные средства, но она ни разу так и не была применена Российской армией по назначению.
     Здания же монастыря снесли до фундаментов, на его месте быстро возвели здание «Арсенала» и на почти 300 лет, все в том числе и историки забыли о существовании кладбище. Вследствие чего оно не было разграблено или уничтожено по другим причинам и  сейчас украинские ученные пришли к выводу, что этот некрополь есть из числа древних наибольшим как в Киеве, так и в Украине.
    Так же исследуя могилы специалисты археологи из НАН Украины достоверно установили, что одна из могил принадлежала бывшему киевскому губернатору С.И. Сукина. (умершему в 1740 г).Следовательно до этого времени кладбище еще существовало и в силу своей  близости к Киево-Печерской лавре было престижным место  погребения.
       Сукины - дворянский род, восходящий к концу XV в. Семен Кондарь Иванович Сукин сопровождал в Литву великую княжну Елену Иоанновну, невесту литовского великого князя Александра (1495).
       Иван Иванович Сукин (умер в 1517 г.) был ясельничим. Федор Иванович Сукин (умер в 1567 г.) был послом в Польшу (1542) и боярином; брат его Борис был дьяком, потом печатником (1573); сын последнего Василий Борисович (умер в 1613 г.) был думным дворянином. В XVII в. многие Сукины служили в стольниках и пр. и бывали воеводами. Александр Яковлевич Сукин (1764 - 1837), генерал от инфантерии и генерал-адъютант, был членом государственного совета, сенатором и комендантом Санкт-Петербургской крепости. Род Сукиных внесен в VI ч. родословных книг Новгородской и Ярославской губерний (Гербовник, IX, 74).
        Сукин Семен Иванович (1680--1738) ген.-майор с 1728, исполнял должность ген.-провиантмейстера. с 1730 сенатор. с 1736 губернатор в Киеве
    Причем надо сказать что 10 июня 2013г. произошло второе перезахоронения останков с кладбища Вознесенского монастыря. Первое перезахоронение состоялось 8 декабря 2012 г.
      Теперь посмотрим как же происходило это перезахоронение.
      Надо сказать, что митрополит Владимир немного опоздал с приездом в монастырь, но тем не менее был встречен с большой радостью как насельниками монастыря во главе с игуменьей Антонией, так и представителя городских властей и случайными посетителя Флоровского монастыря.
      Для участия в перезахоронений были привлечены военнослужащие украинской армии. В том числе и з числа роты почетного караула. Правд рота одеты они были в мундиры 18 века и так же вооружены.
        Их участие придало процессу перезахоронения яркий театральный эффект и привело участников и зрителей как мне показалось в праздничное настроение.
       Торжественное перезахоронение как я уже выше отмечал, лично возглавил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир.
        Вместе с викарными архиереями Его Блаженство совершил заупокойную литию по почившим инокиням, после чего произнес разрешительную молитву над останками и окропил их святой водой.
         Затем гробнички с остатками тел монахинь Воскресенского монастыря были преданы земле.
         В завершение Митрополит Владимир обратился к присутствующим:
         «Дорогие Владыки, отцы, братия и сестры. Сегодня мы совершаем свою духовную обязанность – прилагаем усилия, чтобы останки тех, кто подвизался несколько веков назад, обрели покой в одном месте, и возносим нашу общую молитву о упокоении их душ. Отношение верующих людей к захоронениям, тем почестям, которые мы оказываем усопшим людям – это долг христианина. Это то, что каждый должен совершать, памятуя, что у Бога нет мертвых, но все живы. 
        Я благодарю всех, кто приложил усилия к перезахоронению уже второй партии останков честных монахинь.
         На исходе праздника Пасхи, совершив радостное поминовение и присоединив почивших к сестрам Вознесенской обители, верю и надеюсь, что они видят и слышат нас и испросят у Бога всем живущим силу, крепость и велию милость. Христос Воскресе!»
         В свою очередь, градоначальник Киева Александр Попов отметил:
        «Ваше Блаженство, дорогие владыки, духовенство, киевляне. История каждого города – это история каждого жителя и его семьи. И вот сегодня мы участвуем в историческом действе – перезахоронении тех, кто был причастен к истории средины ХVIII столетия.   Среди них боевой генерал Семен Иванович Сукин, который был назначен в 1736 году Генерал-губернатором города Киева.      
         Историки утверждают, что именно в его время в Киеве активно развивался военный городок, строились каналы, дороги, больницы, бани. Он недолго был генерал-губернатором, но оставил свой ощутимый след в истории Киева.
         Сегодня совершается историческая справедливость, ведь его останки будут перезахоронены на святом месте у стен Флоровского монастыря, где в свое время генерал работал, строил и развивал наш город. Мы должны помнить всех тех людей, которые имели отношение к нашей Родине».
   В завершение все присутствовавшие возложили цветы на общую могилу погребенных.
    Но большой праздник был и для самих монахинь. Посетители монастыря наверно впервые смогли увидеть всех монастырских схимниц и прочих высокопоставленных в смысле наделенных административной властью монастырских тружениц.
    Тут надо сделать уточнение, что в монастырях существует строгая иерархия и чинопочитание — вот по такой схеме:
       Послушник, (послушница) — лицо, готовящееся к принятию монашества. Послушники ещё не дают монашеских обетов и не принадлежат к монашескому братству, не носят монашеской одежды — рясы, иногда послушникам разрешают носить подрясник.
       Послушники исполняют разные послушания при монастыре, привыкают к монастырской жизни, распорядку дня и правилам.
       По правилам, существовавшим в Российской империи, послушник должен был провести не менее 6 лет до принятия монашеского пострига и вступления в 1-ю степень монашества.
        Рясофор (рясофорная послушница) — носящий рясу. В Греции принято называть эту степень «рясофорный послушник» («рясофорная послушница»), и греки не считают рясофор степенью монашества, относя его к послушничеству (подготовке к монашеству).
При пострижении в рясофоры послушник изменяет свое мирское имя и даёт единственный обет — послушания.
       Облачение монаха-рясофора состоит из рясы, клобука и чёток.
      В современной практике РПЦ в мужских монастырях рясофорных монахов часто называют иноками, а постриг в рясофор — иноческим постригом. Таким образом, общее для обозначения всех монахов русское слово инок стало обозначать лишь лиц, принадлежащих к первой степени монашества.
       Рясофорный послушник (рясофорная послушница) сохраняет мирское имя и волен в любое время прекратить прохождение послушничества и вернуться к прежней, мирской жизни, что для монаха, по православным канонам, уже невозможно. Рясофорный монах отличается от рясофорного послушника тем, что ему дается новое имя.
       Так как в православной Церкви принят обычай рукополагать во епископа только безбрачных священников, принявших монашеский чин, то если перед рукоположением во священники человек принял целибат, дав обет безбрачия, иногда ему достаточно принять первую степень монашеского пострига — рясофор.
        Инок (инокиня) (словообразовательная калька, аналогичная др.-греч. ;;;;;;;, образованная от др. русск. «инъ» — один) — древнерусское название монаха, иначе чернеца.
         В современных православных мужских монастырях иноком называют не монаха в собственном смысле, но рясофорного (греч. «носящего рясу») монаха — до пострижения его в «малую схиму» (обусловленную окончательным принятием монашеских обетов и наречением нового имени). Инок — как бы «новоначальный монах».
         В современных русских женских монастырях сохраняется традиция Российской империи, в которой иноческий постриг принципиально отличается от рясофорного пострига тем, что принимающая иноческий постриг монахиня получает новое имя.
         Монашеские обеты Господу во время чина пострижения не произносятся, поскольку иночество — это подготовительная стадия перед мантийным пострижением. Монашеские обеты пока лишь подразумеваются, поскольку готовность к их принятию и исполнению требует особого внутреннего устроения, определенной духовной зрелости. Согласно правилам и уставам православной церкви иноческий постриг совершается при наличии на то благословения от архиерея.
         В женских монастырях иноческое аскетическое правило, послушание и внешние иноческие одежды сильно отличаются от рясофорных.
         Рясофорная послушница обладает правом ношения подрясника, рясы, апостольника, скуфьи.
        Форма одежды инокини отличается от одежд рясофорной послушницы наличием клобука.
         Многие монахини, приняв иночество, не принимают следующих монашеских степеней и всю жизнь проводят в монастыре в данной степени монашества.
          В старообрядчестве сохраняется древняя русская традиция наименования всех степеней монашества иночеством — см. статьи: инок Павел (Великодворский), инок Онуфрий (Парусов).
        Мантийное монашество: Разделение на малую и великую схиму сегодня на деле существует не во всех Православных церквях.
      Например, в современной Греции остались только две степени монашеского пострига — рясофорный постриг и следующий за ним монашеский постриг, при принятии которого человек сразу даёт обеты великой схимы.
         Малую схиму еще называют мантийным монашеством[4] — принимая постриг и обеты малой схимы, человек полностью отрекается от мирской жизни и становится монахом (от греческого слова ;;;;;;; — одиночный).
Он получает новое имя (как бы рождаясь заново) и даёт четыре монашеских (аскетических) обета]:
1. Послушания (отказ от своей личной воли и послушание духовнику);
2. Безбрачия (или девства);
3. Нестяжания (нищета, или отказа от владения личной собственностью);
4. Непрестанной молитвы.
      Часто пострижение в малую схиму совершается на литургии, после которой монаха торжественно облачают в хитон, параман, пояс, рясу, мантию (она ещё называется паллий), клобук, сандалии и дают в руку чётки.
         В соответствии с обетом послушания, монашествующий должен избрать руководителя   своей духовной жизни, называемого   старцем, и отсекая своеволие во всех своих делах, следовать его совету и его воле. В конечном итоге через отсечение своей воли и послушание монах учится следовать воле Божией.
       Принимая монашество, кроме соблюдения пяти обетов: первого, данного еще при крещении (отречения от сатаны и всех дел его и обещания верить и служить Христу как Царю и Богу) и четырёх аскетических обетов, монах обычно должен ежедневно совершать положенное молитвенное правило (различаются в зависимости от монастыря и духовника) и нести монастырское послушание (трудиться).
    Схимничество. Великая схима — это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения с Христом.
        Монах, принявший великую схиму, иначе — великий ангельский образ, называется схимона;хом, или в просторечии схи;мником. 
 Пострижение инока в великую схиму совершается торжественно и дольше, чем в малую.
        Великосхимник даёт особые обеты, при этом ему снова изменяют имя. Притом, следует отметить,  инок получает ещё одного святого покровителя (то есть после каждой перемены имени за него перед Богом ходатайствует всё больше святых).
В русских монастырях великосхимники обычно живут отдельно от другой братии и не занимаются никакими послушаниями, кроме непрестанной молитвы.
Обеты великой схимы в сущности являются повторением обетов малосхимника, но, вслед за повторением, обязывают и к ещё более строгому их соблюдению.
 В древности великосхимники давали дополнительный обет — вселиться в затвор, закрыться в одинокой пещере как в гробу и тем самым полностью умереть для мира, оставшись с единым Богом.
Облачение великосхимника: ряса, аналав (особый параман), куколь (остроконечная шапочка с крестами), мантия, чётки, сандалии, пояс, хитон.
     Великосхимничество происходит от стремления совершать высшие монашеские подвиги, которыми являются отшельническое или пустынножительное житие.
       Не имея возможности поселиться в настоящей пустынной местности вдали от людей, чтобы посвящать все помыслы единому Богу, монахи, живущие в обычном общежительном монастыре, уходили в затвор, тем самым заменяя отшельничество — они и стали именоваться монахами великой схимы. Впоследствии затвор перестал быть обязательным обетом для схимонахов.
       Вот и в Фроловском монастыре процессом подготовки и проведения перезахоронения от руководила инокиня Херувима.
      Она же давала от имени монастыря и интервью журналистам телевизионных каналов, делавших свои репортажи о этом событии.
      Причем из числа монахинь в перезахоронений приняло только участники монастырского церковного хора, один мужчина монах-схимник и несколько монахинь схимниц.      Остальные монахини были заняты повседневным трудом. В том смысле, что выполняли порученную им монастырским уставом работу- (послушание).
       Как выглядят монахини Фроловского монастыря, хорошо видно из прилагаемых автором фотографиях.
      Они, выйдя со своих келий, облаченные в черные и как для лета очень теплые рясы, и с трудно скрываемым любопытством, смотрели и активно обсуждали между собой, эту на вторгшийся в их мирную обитель бурную городскую жизнь.
     Общались монахини не только между собой а и с знакомыми им прихожанами давая им те или иные советы по религиозны и жизненным вопросам их волнующих.
    Но, событие перезахоронения вскоре закончилось гости, журналисты и тележурналисты, а так же и местные обыватели и туристы, покинули монастырь, а его насельницы-монахини разойдясь по своим кельям, снова вернулись к свой бедной,но тихой и мирной жизни....

Материал  снабжен большим количеством авторских и редких фотографий, но их увидеть можно если перейти вот по этой ссылке:http://h.ua/story/378007/