Какие герои, такие мы

Владимир Попков
Наверное, напрасно сотрясаю воздух, в очередной раз касаясь темы - какими мы были тогда и стали ныне – т. н. «частью демократического мира». Демократия, даже в нашем российском виде,  кто бы спорил – безусловно, хорошо. Но, как у А. Твардовского : "Но все же, все же, все же.."
 Заставил сесть за статью,  увиденный сегодня на "Культуре" (где ж еще такое сейчас покажут?) фильм "Алешкина любовь". Черно-белый, в чем-то, наверное, очень  наивный... Но вот то, что Алешка готов по степи был за многие километры ночами идти к переезду, чтоб только посмотреть на любимую  в это  я верю! Может, это талант Быкова, может, я до сих пор сентиментален и наивен, но знаете - до слез пробило... Ну, ведь было же  такое. И не инопланетяне это какие-то были! По себе, молодым годам  помню.  Реальные, простые люди, но воспитанные на Тургеневе и Пушкине в школе и послевоенной прозе и  стихах Симонова, Тендрякова, Астафьева, Суркова, Ваншенкина Слуцкого. Фильмами «Судьба человека», «В бой идут одни старики», «Офицеры»… То, что ныне  вокруг нас  -  сплошная говорухинская "Россия, которую мы потеряли". Наши потерянные души, сожранные капитализациями-монетизациями, обрамленные в стекло и металл хай-тековского новодела, обломки того мира в котором жил  Алешка Леонида  Быкова, жили все мы. Не буду повторять банальщину о герое, с которого надо брать пример, но хотя бы давайте соотнесем то, что мы делаем ныне, как живем,  с тем, как жил, чего хотел Алешка. А хотел он, чтобы тупой хам- амбал извинился перед Зинкой (А. Завьяловой) за то, что назвал ее "сукой". И шел ни перед чем, не пасуя, ни перед побоями, ни перед непониманием друзей из бригады  на буровой и их подколками. Пока они не поверили, не прониклись и стали мечтать о такой же любви…
Потом  по НТВ  в фоновом режиме   вполглаза по телеку на кухне – нынешний «Последний герой». Все, как надо в типовом  «кассовичке». Плохие парни охранники нувориша с незаконными  мигалками за то, что не уступил им  дорогу,  избивают-убивают хорошего парня. Врача, который когда-то спас жизнь другу. Вдова пытается добиться правды – и пошла безрезультатно по кругу -  от насквозь гнилых коррумпированных ментов,  до прокуроров и т. д.   И дальше – угадайте с трех раз, че будет? Я, например, мог рассказать все сразу. Только в количестве трупов можно было слегка ошибиться. Тут продюсеры, сценаристы  и режиссеры в борьбе за карман  рекламодателя  количеством трупов наперегонки давят,  забывая от алчности все и вся. Если им верить, то в России сейчас, вообще,  молодых мужиков было бы меньше, чем до войны, наверное.
И   вот появляется этот, некогда спасенный герой и начинает с каменным лицом, а-ля  Стивен Сигал & Чак Норрис в одном флаконе наводить «конституционный порядок». Кладет пачками плохих парней, добирается, сметая охрану до олигарха и в его кабинете с каменным лицом  (конечно же, со шрамом, а куда ж без этого?)  вежливо так говорит: «Не надо обижать вдову, иначе я вернусь». Прям - терминатор раша-розлива. «I come back!». Опять  ведра крови, трупаки в кетчупе на полу  -  привычный кинопейзаж нынешнего дня. Мне  интересно стало (он там накрошил под десяток народу) а вот  этих убиенных, хоть они и плохие, кто-то там собирает, с ними как-то прощаются, обмывают-отпевают, родные, жены, дети, родители  у них есть? Откуда-то они же взялись в таком количестве  эти плохие,  ведь вместе с нами, наверное,  в детсад, школу ходили?   И  наш товарищ тоже, вроде бы -  за добро борется, решает, так сказать, вопросы…
И сколько же этого кровавого  поноса  вот уже более двух десятков лет льется из наших теледебилизаторов! Отсюда – и мозгодиарея уже у двух поколений «пипла», с начала «великой октябрьской капиталистической ельцинской революшн», хавающего  этот «продакшн». В телеобъединениях  вовсю кипит работа, отставные менты  и кагэбэшники  строчат сценарии, сериалы про бандюков и таких «последних героев»  пекутся, как блины. Вы помните, когда показывали «Идиота» В. Бортко с Е. Мироновым, или его же «Мастера и Маргариту»? Боюсь, долго вспоминать придется. Все «Ментами в законе», «Убойными силами», пр. «стрелялками» намертво замылено.
Мне посчастливилось общаться и даже дружить с нашим большим русским актером Иваном Петровичем Рыжовым, народным артистом РСФСР (а не нынешним,  напрочь девальвированным - «народным  России», званием  которым обзавелась уже почти вся поп-тусовка). Дядей Ваней, как любовно  называли его в актерском мире. Он тоже снимался в картине «Алешкина любовь». Очень тепло вспоминал  о Быкове. Говорили о и  кино нынешнем. Чтоб не пересказывать по памяти, привожу фрагмент моей беседы с дядей Ваней, опубликованный несколько лет назад.
«Вот и в кино  сейчас свои «дебаты о доброте». Мельтешня  какая-то сплошная… Десяток одних и тех же артистов, как  политиков… Только переодеваются, может,  почаще, ну, и гримируются, иногда, еще…  Кто больше перестрелял, денег у других отнял –  тот и победил в «дебатах», тот и молодец. Тот и характер, тот и герой! Как будто, один и тот же  сумасшедший пишет это все под копирку. Что, на этом теперь вся жизнь заклинилась? Ей, Богу, не думал, что доживу до такого!   Не успеешь приглядеться, что за человек, запомнить, как звали, глядишь – самого, как это сейчас говорят – «замочили»! Только и видишь -  подошвы перпендикулярные полу… Бегают, суетятся, лупят друг  дружку без разбору, по десятку машин палят-взрывают. Впечатление такое, что умом все тронулись… Первыми – те, кто  снимает, на подходе уже – те,  кто смотрит…
   Вон у Шукшина в «Калине красной» - тоже не ангелы. И тюрьма там, и горе, и душегубство. Так картина все равно -  про людей, а не про деньги и не  разлитую по земле кровь. Вспомни, как Егор плакал по матери  в лесу…  Боялся со стриженой головой ей на глаза появиться.  А тут - взгляд человеческий за весь фильм не увидишь. Вон, в картине  у Шепитько Ларисы покойной, в «Восхождении»… По  «Сотникову» Василя Быкова  сняла. Там у актера Плотникова Бориса такие глаза  были -   начальники  из ЦК, помню,  вусмерть перепугались!  Прямо - Христа показывают! А потом гляжу – он уже Барменталь в «Собачьем сердце» с Евстигнеевым… Вот актер!  Где он? Сколько раз в день по телевизору  мозолят глаза эти «свистящие», «блестящие» и прочие - «деепричастные»? (так Иван Петрович «величал» невероятно расплодившиеся за  последние годы «поющие трусы»). А литдраму наши теленачальники за что похерили?  Где спектакли, где классика, русский язык, тот что был у Андронникова, Лихачева? Ведь как разговаривают  сейчас из этого чертова «ящика»? Ей Богу, отроду был русским, всю жизнь в Москве прожил, но своего русского кино теперь не понимаю. Хоть переводчика нанимай.  Киллеры, брокеры,  это что по-новому – шурины, девери?- смеялся дядя Ваня.  Я, ей Богу,  у артистов наших - мужиков   в кино напильника в руках  или рубанка уже лет двадцать не видел. Все бегают с этими «пукалками» (так Рыжов звал все эти «ПМ»ы, «ТТ» и «Беретты» с глушителем В.П.) в двух руках, какие-то страсти-мордасти, стрелки-перестрелки… Кто больше народу напугает,  тот и призы получает. За лучший художественный фильм, говорят. Одно убожество там, а не художество!»
Тут, как говорится – добавить нечего. Кроме одного – лекала нынешнего телегероя-зубодробителя с «пукалкой» в руках, а не напильником или рубанком, с младых ногтей примеряет к себе уже третье поколение наших соотечественников. У нас на  нет сходят профессии слесарь, токарь, фрезеровщик. Вокруг – брокеры, дилеры, менеджеры, да киллеры, охотящиеся на них. В жизни, как в кино, в кино, как в жизни. Какие герои, такие и мы…

P.S. У меня тоже первая запись в трудовой книжке, сделанная более 40 лет назад – ученик токаря. Хотя,  я давно профессионально занимаюсь совсем другим. Учителем у меня на Приборостроительном заводе в родном Северодонецке  был кавалер ордена Ленина Николай Денисов. Вот поэтому, наверное,  я до сих пор помню, что такое лимб и нониус,  и могу сегодня встать за станок в и выточить болт с резьбой нужного размера…