Кот Чирик

Алексей Горшков
Кот Чирик
Алекс Гор

В ясный спокойных полдень тихого и уже не жаркого августовского лета 1987 года я сидел на открытой веранде кафе у Чистых прудов. Я впитывал в себя запахи уходящего лета и любовался стайкой диких уток, вольготно плавающих по уютному прудику в центре Москвы.
Ну и чудаки вы, крякуши, думал я, глядя на уток. Променяли вольную жизнь на природе на огромный город с его загрязненным воздухом, повышенными децибелами и стрессами. Ну что принесло вас сюда, крякуши? Вот ведь как странно изменилась жизнь. Дети природы стремятся в города, а горожане мечтают о природе. Эх, крякуши, крякуши! Неужто городской белый хлебушек, которым все так охотно вас потчуют, слаще воздуха свободы?
К берегу подплыл жирный селезень, бесцеремонно расталкивая своих собратьев и нанося направо и налево удары своим крепким желтовато-зеленоватым клювом. Он ловко выхватил из под носа зазевавшейся уточки кусочек белого хлеба и молниеносно проглотил его. Затем он гордо вытянул шею, принял величественную осанку, - ну, прямо лебедь! – и, сверкнув в мою сторону чёрными бусинками глаз, крякнул: Кря-кря!
Мне вдруг показалось, что селезень обратился именно ко мне. До меня даже дошел смысл его слов, то есть я хотел сказать – кряканья: «Ишь, какой умный! Сам-то, небось, не променяешь городской уют на все прелести дикой деревенской жизни. Так что, сиди и не крякай!»
Я удивленно посмотрел на селезня, но он уже спешил к очередному кусочку хлеба, брошенному в воду очередным гражданином, тоскующим о дикой природе.
В этот момент я почувствовал, что кто-то мягко дотронулся до моего плеча. Я повернул голову и увидел перед собой большого черного кота. Вернее он был не весь черный. Грудь его украшала безупречной белизны и отменной пушистости манишка, на передних лапах были белоснежные перчатки, а на шее – изящное черное пятнышко, напоминающее галстук-бабочку. Было полное впечатление, что кот одет в великолепную фрачную пару.
Очень вежливо кот произнёс, я   хотел сказать промяукал: «Простите за беспокойство, сударь. Я не нарушу вашего уединения, если присяду за ваш столик?»
- Да, да. Садитесь, пожалуйста, - растеряно ответил я.
- Благодарр-рю вас, - промурлыкал кот, галантно склонив голову.
Черный кот удобно расположился в легком плетеном кресле, непринужденно и элегантно закинув ногу на ногу. Он посмотрел на меня своими огромными, круглыми зелёными глазами с узкими желтыми зрачками и промурлыкал: «Чи-рИк».
- Простите? – не понял я. – Вы что-то сказали?
- Позвольте представиться, - замурлыкал кот, - меня зовут кот Чирик.
Кот вежливо протянул мне черную лапу в белой перчатке. Я слегка пожал его мягкую, пушистую лапу и назвал своё имя.
- Очень приятно, - промурлыкал кот.
Я был вынужден ответить любезностью на любезность.
- Простите, - сказал я. – Мне кажется, что у вас не очень подходящее имя для кота. С вашей внешностью…
- Очень даже подходящее, - живо откликнулся кот. Меня так прозвали, потому что я крупный специалист по птичкам. ЧирИк – и готово! Понимаете?
Его розовые губы растянулись в довольной улыбке.
- Кажется понимаю, - ответил я. Мне приходилось слышать, что городские коты неравнодушны к птичкам.
- Не стоит так деликатничать, мяусье Алексей, -промурлыкал кот Чирик. Можете называть вещи своими именами. Я не обижусь. Да, я люблю птичек. Это наследственное. А с генами ничего не поделаешь – это даже ребенок знает. Птичек, конечно, жаль. Но так предначертано судьбой. А раз так, то должен кто-то на них охотиться? Вы согласны?
- Да, но…
- Я и не ожидал услышать другого ответа от вас, - промурлыкал кот Чирик, не дав мне закончить мысль. – Сразу видно, что вы интеллигентный человек, мяусье Алексей. Так вот, ваш покорный слуга является профессиональным специалистом по птичкам. Как сказал поэт: «Все профессии нужны. Все профессии важны!»
- Маяковский, - машинально произнёс я.
- Приятно иметь дело с начитанным человеком, - промурлыкал кот.
В это время к столику подошел официант – здоровенный парень лет двадцати – и поставил передо мной стакан сока, который я заказал четверть часа назад.
- Спасибо, - пробормотал я.
Кот Чирик прищурил свои зеленые глаза и внимательно посмотрел на стакан с соком. Затем, повернувшись к официанту, произнес: «Послушай, милейший. Какова дозировка сока?»
- Двести грамм, - мрачно ответил официант.
- Послушай, милейший, - промурлыкал кот Чирик, - а тебе не кажется, что в стакане только 180  граммов?
- У здоровенного парня лет двадцати отвисла челюсть.
- Я вижу, что ты согласен со мной, милейший, - невозмутимо продолжал мурлыкать кот Чирик. В таком случае, быстренько замени сок, а мне принеси 20 капель валерьянки. Что-то я разволновался.
Официант схватил стакан со стола и исчез.
Я покачал головой и сказал: «Ну, право же, Чирик, не стоило трепать себе нервы из-за такого пустяка».
- Ну, нет уж, мяусье Алексей, - возразил кот Чирик. Не знаю, как вы, а я терпеть не могу, когда меня обманывают у меня на глазах. У меня абсолютный глаз, должен вам сказать.
- Но, согласитесь, уважаемый кот Чирик, - сказал я, - что у официанта не такой острый взгляд, как у вас. Поэтому, он мог и ошибиться ненароком.
- Ах, мяусье Алексей, мяусье Алексей, - вздохнул кот Чирик. – Ваша толстовская добродетель воистину не знает границ. Но, голубчик, такие как этот, - тут кот Чирик кивнул в сторону удалившегося официанта, - пользуясь ложной скромностью интеллигентного человека, готовы, при случае. Запустить лапу ему в карман. Даже по мелочам. Это стало их образом жизни.
- Ну, пожалуй, вы несколько драматизируете, - продолжал я неуверенно защищать человечество.
- Нисколько, - ответил кот Чирик и переменил позу, элегантно перекинув ногу на ногу. – Я этого брата насквозь вижу. Уж поверьте моему жизненному опыту, мяусье Алексей.
Подошел официант, аккуратно поставил передо мной полный стакан сока и вежливо произнёс: «Пожалуйста». Перед котом он поставил изящное блюдечко из дулевского фарфора, на котором красовалась серебряная стопочка. За сим последовало любезное «Прошу вас» и вежливый поклон.  Исполнив свои обязанности, здоровенный парень лет двадцати отступил на шаг от стола и замер в позе  Аполлона, ожидая не то похвалы, не то чаевых.
Кот Чирик заглянул одним глазом в серебряную стопочку, фыркнул и произнёс: «Послушай, милейший. Я ведь заказал 20 капель, а тут 23. Я не люблю никаких излишеств». Не глядя на ошалевшего официанта, кот Чирик поманил его лапой. Официант послушно сделал шаг вперёд. Кот Чирик изящным движением лапы вынул из нагрудного кармана официанта пипетку, опустил её в стопочку и набрал в неё несколько капель валерьянки. Затем он взял официанта за руку, с непередаваемым изяществом накапал ему из пипетки на ладонь три капли, вернул пипетку на место, мягким движением лапы загнул пальцы на ладони официанта в кулак и промурлыкал: «Это тебе, милейший, на лапу».
У здоровенного парня лет двадцати отвисла челюсть. Так он и простоял какое-то время. Наконец, закрыв рот, он вновь открыл его, чтобы произнести вежливое «Спасибо», и удалился, унося в кулаке молотобойца щедрые чаевые.
Кот Чирик взял стопочку, кивнул мне: «Ваше здоровье, мяусье Алексей», - слегка пристукнул серебряной ложечкой о край блюдечка и, под тонкий звон дулевского фарфора, с наслаждением стал втягивать в себя душистую жидкость длинным розовым язычком. Затем он откинулся на спинку кресла и некоторое время сидел с закрытыми глазами, поглаживая лапой по животу и тихо мурлыча себе под нос.
Первым затянувшееся молчание нарушил Кот Чирик. Он посмотрел на меня зелеными глазами с расширившимися зрачками и промурлыкал: «Мяусье Алексей. Позвольте вас спросить кое о чем?»
- Да, пожалуйста, - ответил я.
- Вы не увлекаетесь собаками? Сейчас ведь это так модно.
- Нет, собаками я не увлекаюсь. Знаете ли, просто времени не хватает…
- Ну и прекрасно! Ну и замечательно! – встрепенулся кот Чирик. Собаки не стоят нашего внимания, мяусье Алексей. Уж можете мне поверить. Совершенно никчемные существа. Да и пожрать горазды, - извините меня за неблагозвучное слово. Но ведь все знают, что собаки не едят, а жрут. На них ведь ненапосешься! А сколько места занимает в квартире  какой-нибудь дог? Порой не поймешь, кто в теремочке живет: то ли дог при хозяевах, то ли хозяева при доге!
- Бывает и так, - согласился я.
- Это увлечение породистыми собаками скоро пройдёт, - авторитетно промурлыкал кот Чирик.
- Вы так думаете? – спросил я. -  А по-моему это надолго. Вам должно быть известно, как выгодно нынче держать породистых собак?
- Разумеется известно, - ответил кот Чирик. – Но именно это обстоятельство и позволяет мне утверждать, что мода на породистых собак скоро пройдёт. И гораздо раньше. Чем можно предположить. Уже сейчас городская интеллигенция, её передовые представители, так сказать, меняет свои привязанности, взгляды … э-э-э …мировоззрение, если хотите.
- Что вы имеете в виду? – полюбопытствовал я.
Кот Чирик сменил положение ног, провёл лапой по черной бабочке на белой манишке и промурлыкал.
- Как по-вашему, мяусье Алексей, что лучше – ежедневно отрывать от семейного бюджета килограмм мяса для никчёмной собаки или получать тот же килограмм в качестве бесплатного приложения к бюджету?
- Простая логика говорит в пользу второго варианта,  - ответил я.
- Прекрасно, - промурлыкал кот Чирик. – Ну а не могли бы вы дать мне ответ на такой вопрос, мяусье Алексей? Допустим, у вас появилась возможность честным путём и, извините, без напряга зарабатывать тридцать тысяч рублей в год? Вы бы ей воспользовались?
- Но честным путём такие деньги…
- Совершенно честным путём, мяусье Алексей.
- В таком случае, думаю, что да.
- Ну что ж, мяусье Алексей, - промурлыкал кот Чирик. – Такая возможность у ваших ног.
- Простите? – не понял я.
Кот Чирик наклонился и вынул из под кресла изящную плетеную корзиночку тонкой ручной работы японского ремесленника, В золотистую соломку были вплетены красные нити, образующие иероглифы. Мои знания японского позволили мне без труда прочитать надпись: «Собачья радость». Держа корзиночку в правой лапе, кот Чирик левой лапой пододвинул свободное кресло и торжественно водрузил на него японский шедевр.
- В этой корзиночке, мяусье Алексей, то, без чего сегодня уже трудно представить истинно интеллигентного человека, - промурлыкал кот Чирик.
- Вы меня заинтриговали, - проговорил я.
Жестом фокусника кот Чирик открыл корзиночку и вынул из неё пушистое существо невообразимой окраски. Только когда это существо с зелёными глазами и розовым носом жалобно пропищало «Мяу», я признал в нём котёнка.
- Что это за чудо такое, - удивился я.
- Действительно чудо, - важно ответил кот Чирик. – Ему цены нет.
- А чем он так выкрашен? Химия? – полюбопытствовал я.
- Натуральная шерсть зайцевской расцветки, - ответил кот Чирик.
- Заячьей? – переспросил я.
- Зайцевской, -  настаивал кот Чирик.
- Ну, хорошо, - не стал спорить я. – Но, насколько я знаю, заяц либо белый, либо серый. А это чудо красно-черно-белое!
- Ну я же и говорю, что котёнок зайцевской расцветки! – промурлыкал кот Чирик, очень довольный произведенным эффектом. – Сейчас это самые модные цвета Славы Зайцева. Надеюсь, вам известно это имя?
- Ах, вот оно что! – засмеялся я. – Это вы здорово придумали. Как вам это удалось?
- Селекция, - с достоинством ответил кот Чирик.
- Должно быть, потребовались титанические усилия?
- Да, это было нелегко, - промурлыкал кот Чирик, скромно опустив глаза.
- Удивительный котёнок, - сказал я, отдав должное усилиям кота Чирика.
- Благодар-рю вас, - промурлыкал кот Чирик. - Должен вам сказать, что это единственный экземпляр. Другого такого нет. Но, если он вам так понравился, я мог бы его вам уступить, за умеренную плату.
- Ну что вы, что вы! Как можно!  - замахал я руками.
- А через годик у вас было бы с дюжину симпатичных котят зайцевской расцветки, - промурлыкал кот Чирик. – А им цены нет…
Ну, да, конечно, - произнёс я, наконец, поняв, куда клонит кот Чирик. Но мода очень переменчива. Через год в моде наверняка будет другая зайцевская расцветка.
- Гмырр, - в некотором замешательстве промурлыкал кот Чирик, но быстро взял себя в лапы и продолжил. – В таком случае, я мог бы предложить вам другой, не менее великолепный экземпляр.
Кот сунул своё чудо в корзиночку и вынул из неё невзрачного серенького котёночка.
- Это моя гордость! Великолепный охотник! Гроза птичек! Чирик – и готово! Чирик младший, или, как говорят англичане, Чирик Юниор. Через полгодика он завалит вашу квартиру дроздами, скворцами, а,  если хотите, и утками. Вон их сколько!
- Но зачем мне дрозды, скворцы и утки? – искренне удивился я.
- Как зачем! На мясе будете экономить. Да и в многочасовых очередях не надо будет стоять.
- Лучше уж в очередях, - возразил я.
- Ах, опять эта ложная скромность, - промурлыкал кот Чирик. – Как же она мешает интеллигентному человеку жить!
- Послушайте, кот Чирик. А ваши котята мышей ловят?
- Мышей? – удивился кот Чирик.
- Ну, да, мышей, - повторил я.
- Вы шутите, мяусье Алексей. Разве уважающая себя кошка будет ловить мышей?
- Вы совершенно правы, кот Чирик. Кошки в наше время мышей не ловят. – сказал я, вставая из за стола.
- Вы уже уходите? – спросил кот Чирик.
- Простите, но мне пора. Хочу вам дать один совет, кот Чирик. Не подходите близко к воде. Здесь такие шустрые утки. Заклюют, не успеете и глазом моргнуть. Чирик – и готово!                1987 год