О Человечности...

Странник Александр
 Человечность и её "уровни"…
"Во что ты веришь? 
В то, что все вещи должны быть наново взвешены.

Что говорит твоя совесть? 
Ты должен стать тем, кто ты есть.

Что для тебя человечнее всего? 
Уберечь кого-либо от стыда.

Какова печать достигнутой свободы? 
Не стыдиться больше самого себя. "
(Ф.Ницше, "Весёлая наука")
   Что отличает Homo Sapiens от остальных животных?…может, “человечность“?…и что она есть?
    У животных их “жизненная сила”, воля™ (“воля к мощи” – в терминах Ф.Ницше) взаимодействует с *Миром квази(почти)напрямую – посредством рефлексов и инстинктов, определяющих физиологические/жизненные потребности – у низших животных, насекомых (и растений), либо с минимальной коррекцией в узких пределах – у (поддающихся дрессировке) птиц и млекопитающих, обладающих примитивным разумом, и с бОльшей - у приматов(обезьян) – тут появляются уже зачатки “общественной организованности” – как-бы “квази(почти)мораль”.
   Иными словами -  Homo Sapiens (умышленно не пишу “человек”, и тем более -  “Человек”) – это животное, способное создавать СВОИ ценности  в процессе развития™ и строить алгоритм управления “системой”(принимать решения), исходя не столько из требований природных инстинктов (они перестают играть доминирующую роль), сколько опираясь на СОБСТВЕННУЮ  ценностную систему(“поведенческий фильтр”, “душа”).

  Если принять за “человечность“ способность понимать нормы “морали-нравственности“, соблюдать их, следовать им  и “продуцировать“, то можно установить как бы “уровни( степени, коэффициент, количество) человечности"(УЧ)...:
 1-й - знать, что ЕСТЬ мораль и нравственность(нормы), ПОДЧИНЯТЬСЯ им – не задумываясь, по привычке(“Человек примитивный” – О.Базалук);
 2-й - знать, ЧТО есть мораль и нравственность и соблюдать оные  - под действием  предписаний (императивов) - внешнего происхождения (табу, религиозные заповеди, Категорический императив Канта, “золотое правило нравственности“).
  Это уровень “стадного животного”(Ф.Ницше), “Человека Эмоционального” (О.Базалук).
 3-й- знание моральных норм - рождённое САМИМ человеком - и соблюдаются они, соответственно, внутрирождёнными побудительными мотивами, -  независимо (от внешнего "Сверх-Я"), автономно...присущ "продуктивным личностям" (Э.Фромм), “самоактуализированному человеку” (А.Маслоу), “Человеку Разумному”(О.Базалук), Uebermench-у (Ф.Ницше)
  Место ВНЕШНЕГО  предписания занимает  "принцип человечности" – "всегда помнить, что тебя окружают такие же люди, как и ты, которые тоже хотят жить, любить, радоваться жизни, и поступать так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой".
  Соблюдение норм морали из страха наказания "внешним предписывателем" заменяется
ответственностью перед СВОЕЙ  самостью (ибо "я за ТАКОЕ – руки себе не подам").

 Пожалуй, можно обозначить уровень № 0, но это не "человек" в смысле ЭТОГО слова, а особь Homo Sapiens-а, выражаясь простонародно, - "жлоб", мысляшее  животное, движимое инстинктами и физиологическими потребностями…и множество из (в т. ч. и  нашей ) т. н. “политической элиты”…
…можно ещё выделить асоциальный уровень №(-1) – “понятия”, по которым живёт преступный мир и гипер-асоциальный уровень №(-2) – это маньяки – “нелюди” даже для уровня №(-1) - предмет исследования психиатра.

  Если привязать понятие "цивилизованости" (а лучше и точнее - "культуры")   к среднему УЧ сообщества (людей), то становится понятным суть т.н. "загадочной славянской души" - для Запада...
   А дело в том(по моему мнению), что православное христианство выросло из язычества, много у него взяло, а девиз язычников - "познай себя"...Запад, задавленый католической инквизицией и молодым, но жестким протестантизмом, во многом утратило "дух познания", скатилось в " декаданс" (в терминах Ницше) – в упадок , а в православии поиски себя-Истины-смысла жизни упирались в фигуру Бога, но не прекращались (Достоевский - пример тому)...поэтому для западниого человека славянин - как старшеклассник для первоклашки)))
…и как жаль иногда интерна Фила Ричардса,  который часто не понимает "непредсказуемого русского юмора" доктора Быкова (потрясающе "человечный"  сериал  "Интерны")
…похоже на то, что все "гуру-учителя" вещают как бы для тех, кто уровнем пониже - не объясняя психологических механизмов, из которых и вытекают "учения"...это как бы давать плоды с "древа познания добра и зла", когда надо бы дать "разумение" о самом "древе"...а то и научить "растить" его…
…провайдер - очень доходный бизнес...и зачем ему "прямой доступ" абонента? - ежели можно быть посредником и "иметь с этого"?...
…Иису;с Христо;с (др.-греч. ;;;;;;; – ”посвящённый”) – кем, где,  когда  и во что “посвящённый”?…не в те ли два десятилетия, о которых нет ни слова в Новом Завете?… не в Тибете ли – не основам ли буддийской философии?…
…”Царствие Божие внутрь вас есть" (Лук. 17:20-21) – не есть ли это наивная, обречённая на крах, революционная  попытка донести суть “3-го уровня человечности” до малограмотных жителей Иудеи две тысячи лет назад?…и, как всегда оно случается, использованная фарисеями иудейского жречества в своих целях?…
” Начинают революцию романтики,  делают фанатики, а результатами ее  пользуются прагматики и подлецы" (Том Карлайл   )
 А в результате -   "Революции делаются средним человеком и для среднего человека, который совсем не хочет изменить структуры сознания, не хочет нового духа, не хочет стать новым человеком, не хочет реальной победы над рабством. ДУХ  РЕВОЛЮЦИИ ОКАЗЫВАЕТСЯ  ВРАЖДЕБНЫМ  РЕВОЛЮЦИИ ДУХА". (Н. Бердяев “О РАБСТВЕ И СВОБОДЕ ЧЕЛОВЕКА”)
  А в терминах системного анализа – внешнее воздействие, нарушающее гомеостазис, механизмами стабилизации (отрицательная обратная связь) компенсируется и возвращает систему к равновесному (с постоянной энтропией) состоянию.
  Но – точка равновесия системы-человек (как и системы-общество) в процессе развитиятм  смещается…и это – “уже совсем другая история”))) – и задача для учёных и философов…
               
P.S.  “Собака на цепи вырастает злобной и трусливой.” (Из детской передачи о животных) – аналогичная по содержанию мысль есть и у Ницше…
 …и не могу не привести замечательные слова великого мыслителя:
 “326  Добродетели столь же опасны, сколь и пороки, поскольку мы допускаем, чтобы они властвовали над нами извне в качестве авторитета и закона, а не порождаем их, как надлежало бы, сначала из самих себя, как наиболее личную форму самообороны, как нашу потребность, как условие именно нашего  существования и роста, которое мы познаём и признаём, — независимо от того, растут ли другие вместе с нами при одинаковых или различных условиях.
  Это положение об опасности добродетели, взятой независимо от личности, объективной добродетели, справедливо также и относительно скромности: из-за неё погибает много выдающихся умов. Моральность скромности способствует крайне вредному размягчению таких душ, которые одни только имеют право быть при известных условиях  твёрдыми.”
 (Ф.Ницше, “Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей ”)