Могильный крест

Елена Константиновна Мочалова
В первые годы после революции многие люди в селе были суеверны, верили в чертей, домовых, колдунов, в разную нечистую силу и, конечно, в Господа Бога. В то же время у некоторых молодых мужчин, вернувшихся со службы в Красной армии или приехавших из разных городов, появилось сомнение – есть ли на самом деле Бог и черти. Согласно народной поговорке – «русский глазам не верит, дай пощупаю…».  Были разговоры, что тот, кто в полночь окажется на местном кладбище, находящемся примерно в километре от села, в сосновом лесу,  не останется без внимания со стороны чертей и прочей нечисти. Сначала из молодежи никто не решался пойти на этот «подвиг». О пожилых мужчинах и говорить нечего, им было не до этого. Однако, несмотря на страх молодым мужчинам хотелось лично проверить эту легенду. В складчину они купили четвертную бутыль самогона, тому, кто осмелиться в полночь оказаться на кладбище и как доказательство этого поступка принесет оттуда могильный крест.

«Испытать счастье», пойти на кладбище в указанное время согласился местный вор и хулиган, по прозвищу «Жижа». Он был отпетая голова, не верил ни в Бога, ни в черта, никого и ничего не боялся. Такое мнение о нем сложилось у односельчан. Его считали вором, но воровал он у чужих, а односельчан не трогал. Действительно однажды в полночь он побывал на кладбище и в доказательство притащил оттуда деревянный могильный крест, и, получив, за храбрость, положенное вознаграждение – бутыль самогона,  распил ее с  местными озорниками, принявшими участие в складчине. После этого у людей страх к чертям и прочей нечисти пропал. Ночные путешествия на кладбище стали не единичными. В результате многие могилы были обезображены – остались без крестов.…