Согласно инструкции

Юрий Ткаченко
Армия остаётся в памяти не только тревогами и учениями, маршбросками и строевыми смотрами. Солдатские будни порой преподносят такие истории, о которых и через много лет вспоминаешь с улыбкой.
Служить мне довелось в ракетных войсках стратегического назначения. Заступали на боевое дежурство и круглосуточно, посменно, обеспечивали связь. Расчёт – несколько человек, задача – «Включил – выключил». Это если всё нормально. В нештатных ситуациях, когда летаешь по аппаратной не хуже американской ракеты «Першинг», очень выручало знание инструкций. До службы я вообще не представлял, что такой занудный документ может помочь в чём – либо, а в армии проникся уважением. Алгоритм действий расписан до мелочей, не приходится заниматься «научным тыканьем» кнопок, лихорадочно устраняя аварию. Требуется только знать параграфы «на зубок», чтобы в сложной обстановке действовать интуитивно. Вот, дежуря, мы их и систематически штудировали. Сильней всего налегали на электробезопасность. Ток был повсюду и не маленький.
Боевое дежурство отличается от строевой службы. К примеру, нам разрешалось в ночную смену пить чай, чтоб в сон не клонило. Когда сидишь несколько часов с приглушенным светом под убаюкивающее монотонное жужжание вентиляторов аппаратуры, тут и носом клюнуть недалеко. А это ЧП! Однажды, вместо чая, мы смаковали деликатес, только – только появившееся то время – импортное растворимое кофе в красивой стеклянной баночке. Один из сослуживцев получил посылку из дома. Подходило время утренней пересменки. Все разошлись по своим заведованиям, вдруг из дизельной аппаратной раздаётся страшный грохот! Срываюсь с места, бегу и застою живописнейшую картину – на полу среди осколков стекла и кофе распластался механик, а рядом, с лопатой, снятой с пожарного щита, в руках стоит дизелист. Сидящий солдат как заговорённый твердит «Дурак ты, дурак!», а у второго лицо красное, как черенок инвентаря, за который он схватился. Ребята одного призыва, друзья, из-за чего подрались? Оказалось всё и просто и смешно. У наших сменщиков был один боец, как говорил простоквашинский почтальон, «уж очень до чужого добра жадный».  Вот от него и решил уберечь дефицитный кофе солдат, а качестве сейфа выбрал вентиляционный короб в дизельной. Но, как говорится, не учёл влияние человеческого фактора. Ростом он не отличался и, чтобы достать до него, встал ногами на болт, приваренный к шине заземления. И когда до заветной цели оставались миллиметры, болтик этот стал предательски гнуться. Висеть на «вытяжке» тоже не получится – она не турник, а банка ещё не поставлена. Возник момент неустойчивого равновесия. Просчитывая дальнейший ход событий в создавшейся ситуации, и не придумав ничего лучше, он заорал. Дизелист, перебиравший ключи, обернулся и застыл от ужаса. Ещё бы! Друг ногами стоит на одной железяке, рукой держится за другую, сам трясётся и вопит. Ясно дело током трахнуло! Чтобы спасти товарища и самому не пострадать, он срывает с пожарного щита лопату и со всего маху выводит сослуживца из состояния раздумий в неудобной позе, долбанув его по спине. Выпустив из рук злополучную склянку, бедняга стремительно спикировал на пол. – А я что? Всё по инструкции. Написано же «освободить пострадавшего от поражающего воздействия электрического тока с помощью диэлектрического предмета, например, сухой палки…» – оправдывался второй участник событий. А тут такой инструмент под руку попался! Как говорится: «Лопата – друг солдата».