Ошмяны в моей жизни

Пётр Шаколо
 Опубликовано в газете «Ашмянскі веснік” № 91, 14 ноября 2012 года, на белорусском языке.
  (Здесь излагаю в собственном переводе на русский язык, с незначительными изменениями).

          С чего начинается Родина? Наверное же – с того места, где ты родился и рос, где твой дом, твоя улица, школа, твои родные и друзья, дорогие и любимые люди, незабываемые, с детства милые твоему сердцу уголки. Именно здесь начинается воспитание любви к Отчизне, здесь находятся твои глубинные корни, отсюда переброшен мостик из прошлого в современность, благодаря чему ты можешь осмыслить свое место в  жизни настоящей и будущей.

          Проживая свою собственную жизнь, каждый человек становится участником (прямым или косвенным) многих значимых и, вроде бы, подчас незаметных событий и общественных явлений. Одни события могут круто менять существовавшее до того положение дел, другие органично встраиваются в их канву, иные совсем не влияют на поступательное движение того или иного сообщества. Но стоит человеку хоть немного оглянуться назад и пролистать в своей памяти хотя бы несколько страниц прожитых лет, тут он и  увидит, что вокруг произошли изменения: что-то стало другим по сравнению с предыдущим временем. Понятно, что у каждого своё понятие перемен, каждый ведёт свой собственный отсчёт. У одного пять, десять лет – значимые вехи пути, другой фиксирует изменения несколькими десятилетиями:

Пусть года уходят – остаётся память:
Что познали раньше, мы в себе несём.
Молодость мелькнула – наступила старость,
Сколько лет по жизни мы ещё пройдём?

          Если говорить про город Ошмяны, то я являюсь и свидетелем, и непосредственным участником событий и перемен городской жизни с середины прошлого столетия и до нынешних дней – вот уже седьмой десяток лет:

Я иду по жизни через два столетия:
Да, в двадцатом веке я пришёл на свет,
С двадцать первым нынче я шагаю вместе,
И второму с третьего тысячелетия
Дружелюбно ручкой помахал вослед.

          В Ошмянах я родился и никуда отсюда надолго не выезжал, за исключением трёх лет службы в Советской Армии. Большинство преобразований, в сущности и облике города, происходит на моих глазах:

Во времени прошлом  Советский Союз –
И сам управляет судьбой белорус.
Наш город растёт, хорошеют места,
Всё больше заметна людей красота,
Сочувствие, честность народ сохранил,
Отчизну и Бога всегда он любил…

          Я хорошо помню и люблю тот маленький уютный деревянный зелёный городок моего детства с ещё булыжной мостовой центральной улицы Советской. Вместе с немногочисленными теперь коренными старожилами помню прежние названия улиц Комсомольской и Красноармейской как Поперечная и Виленская, а ещё Святодуховскую с Польной и другие.

           В детстве я с такими же, как и сам мальчуганами, дошёл, прильнул и прикоснулся почти к каждому уголку – закоулочку родного города. Не однажды лазил и карабкался по полуразрушенным стенам Францисканского костёла и лесам возводимых Дома культуры, ресторана с универмагом (сейчас магазин «Кулинария») и иных новостроек. На моих глазах, а где-то – и с моим  участием, город хорошел и разрастался в ширину и высоту. То тут, то там появлялись новые многоэтажки, а затем и целые микрорайоны (Квартал строителей, Западный).

          Я обошёл пешком и объехал на лыжах, коньках, конской упряжке, велосипеде, мотоцикле, автомобиле все приметные и неприметные места города и окрестностей. Как очень значительное событие, осталось в памяти открытие в конце 1950-х годов первого регулярного городского автобусного маршрута со стоимостью проезда одной остановки 15 копеек.
    
          В 1946 году меня крестили в ошмянском костёле Святого Михаила Архангела (в 1948 г. он был закрыт, а заработал вновь в 1989 году). В 50-х годах по просьбе батюшки мне с двумя друзьями довелось какое-то время (возможно, неделю или чуть больше) подменять больного служку - звонить в колокола Свято - Воскресенской церкви (также не функционировала от начала 60-х почти до конца 80-х гг.).

          Моё тело помнит прежнюю чистейшую воду речки Ошмянки, где мы, дети, радостно проводили все летние тёплые деньки, купались и загорали (диво дивное: прямо из речки можно было безбоязненно напиться, утолив жажду).

          На протяжении жизни и работы в Ошмянах довелось встречаться и сотрудничать, решать проблемы, делить радости и невзгоды, перенимать и делиться опытом, дружить с широким кругом людей, большинство из них вспоминаю только добрым словом и с благодарностью.

          Всё перечисленное проходит через душу и сердце, трогает и находит   соответствующий отзыв и отражение в стихах:

Мой город – Ошмяны,
ведь я здесь родился,
Я тут возмужал и духовно подрос.
Тобою, мой город, всегда я гордился,
Почтенье к тебе через годы пронёс.

          По мере взросления и накопления знаний глубже познавал и осознавал историю родного города. Наиболее интересными и доступными для широкой общественности, благодаря многочисленным периодическим изданиям, публикациям газет и журналов, исследованиям и поиску учёных и краеведов, стали в последние пару – тройку десятилетий подробные сведения про Ошмяны в составе Великого Княжества Литовского, России и Польши. Тема исторического наследия Ошмянщины звучит и в моих стихах:

Ошмяны – наш родной, старинный славный город,
Седой ты мой литвин, поляк и белорус!
На перепутье лет – ты, как былинный волот*,
На краешке земли с названьем Беларусь.

          Ошмяны это судьбы людей, их жизнь и труд, почётный вклад в летопись родного города. Моя жизнь также тесно переплетена отношениями и взаимодействием с множеством толковых и приятных людей, какие так или иначе повлияли на моё становление как человека и личности. Потому в своём творчестве стремлюсь, как могу, вспомнить их добрым словом и поблагодарить за то, что встретились в своё время и способствовали моему прогрессу. Самые искренние слова тут, естественно, моим учителям:

Колыска**- матерь, школа наша первая!
Мы стали взрослыми, твои ученики,
Но между нами связь не прервана -
Вот, в благодарность я пишу тебе стихи…

          Во многих посвящениях коллективам, персональных стихотворных поздравлениях, пожеланиях, коих написан не один десяток, стремлюсь отдать родным, друзьям, товарищам и знакомым дань уважения за их работу, заметные поступки, за отзывчивость и приветливость к другим людям и персонально ко мне. И хотя это не совсем уж и поэзия, я включаю эти строки в свое сборники. Ибо нас когда-то не станет, а добрые слова, сказанные добрым людям, потомки прочитают и вспомнят наши имена.

          Ошмяны – уникальный и неповторимый уголок родной Беларуси, Он всегда давал, даёт и будет давать поводы и темы для творческих замыслов и свершений. Только нужно, чтобы все обстоятельства вошли в тебя  до самого сердца и взволновали разум. Лично я, как когда-то присягнул Ошмянам на верность, так и до сей поры стараюсь быть достойным гражданином своего города:
 
Край родной мой, скажу без обмана:
Куда б тропки твои ни вели,
Прикипел я душою к Ошмянам,-
Нет мне лучше на свете земли!
                Пётр Шаколо
 
 *Волот (бел.) – богатырь.
**Колыска (бел) – колыбель.