Даурен Глымов. Под управлением любви

Рена Жуманова
       Это был превосходный домбрист, воспитанник Кайырлы Сарсенбаева. Подвижный, улыбчивый, способный, яркий: звезда внутриколледжного масштаба. Как и все, кто выбрал стезю профессионального музыканта, он уехал продолжать учебу в Алматинской консерватории. А несколько лет назад его имя опять зазвучало в Кокшетау, но уже с почтительно произносимой приставкой «дирижер». "Мадениет кайраткері", руководитель оркестра казахских народных инструментов государственной филармонии города Астаны, обладатель гран-при конкурса дирижеров имени Нургисы Тлендиева, лауреат государственной молодежной премии «Дарын», Даурен Глымов – нечастый, но желанный гость в родном городе. Последний его приезд был связан с записью первого компакт-диска казахского оркестра нашей филармонии и замыслом фестиваля, посвященного юбилею Биржана сал. Нам удалось вклиниться в плотный график репетиций и выведать личный рецепт успеха  от маэстро Глымова …
 ИЗ  РАБОЧИХ  ГЛУБИН
     Детские годы будущего дирижера прошли в селе Амандык Кокшетауского района. Большая семья известного в округе механизатора, восемь детей, где Даурен –   младший из пяти братьев и единственный, кто не пошел проторенной отцовской дорожкой. «Не нужны тебе эти тракторы, ты станешь музыкантом», – категорично предрекла мать будущее своего ерке. С тех пор восприимчивый ребенок начал усердно осваивать домбру: музыкальной школы в Амандыке не было, и Даурен учился играть на слух – в истинно традиционной манере устного народного профессионализма.
– Окончив восьмой класс, по настоянию мамы я поступил в Кокшетауское музучилище. Его первым директором был Манарбек Касымович Бексеитов, талантливый дирижер, чуткий педагог, замечательный музыкант. Простым аульным ребятам он помогал вырасти в настоящих профессионалов. По-моему, все ныне работающие педагоги казахского отделения музколледжа – его воспитанники, если не прямо, так косвенно. Направил он в большой мир музыки и меня. В 1994-м я окончил училище по классу домбры Кайырлы Сарсенбаева, дирижирование проходил у его супруги Айнагуль Аубакировой. В первый год учебы в консерватории наряду со всеми продолжал осваивать обязательное дирижирование, а уже на втором курсе - соответственно навыкам, способностям, желанию – шел строгий отбор на специальное дирижирование. Я попал в класс самого Нурлана Жарасова, завкафедрой оркестрового дирижирования, главного дирижера театра оперы и балета имени Абая. К каждому уроку надо было знать наизусть 50-100 страниц партитуры. Жарасов был строг в этом отношении: если не знаешь текст, на урок приходить нет смысла. Но относился я к этому легко, дирижером всерьез становиться не думал, плыл по течению. Меня и музыковеды пытались агитировать: давай, мол, к нам –  на историко-теоретический факультет. А к четвертому курсу я уже был семейным человеком, женился на домбристке из Акмолы, однокурснице Венере Хамитовой, которую на первых порах почти не замечал…
ДОРОГАЯ МОЯ СТОЛИЦА
      Что есть «харизма»? Редкостное сочетание определенных  свойств, обеспечивающих их обладателю  «путевку в рай»?  Или пресловутая способность оказываться «в нужное время в нужном месте», помноженная на некие целенаправленные действия? В случае с Дауреном Глымовым всё и вправду сошлось,  как по предначертанному свыше плану. В 1996 году был объявлен переезд столицы, и одним из первых профессиональных коллективов молодой Астаны явился оркестр казахских народных инструментов.
– Понятно, что Венере, выпускнице Акмолинского музколледжа, возвращение в родной город гарантировало место работы. Узнав о создании оркестра, она предложила мне на зимних каникулах 1998–1999 учебного года съездить в Астану «на разведку». В течение недели мы присутствовали на репетициях вновь организованного состава, став свидетелями этого поистине исторического момента. Я отчетливо помню ту суровую зиму: стабильная температура –  минус 35-40. У филармонии не было своего здания, репетиции проходили в плохо отапливаемом помещении бывшего кинотеатра, где было от силы градусов пять! Оркестранты сидели в перчатках, приспособив стулья и кирпичи в качестве нотных пультов. Все это запечатлено на видеосъемке, которую мы смотрели в канун юбилея столицы. На должность главного дирижера казахского оркестра столичной филармонии приглашали разных именитых личностей, однако откликнулся лишь заслуженный деятель искусств РК Мырзагали Рахимович Айдаболов. Переехав в Астану, он ютился в репетиционном зале того же кинотеатра, в страшных условиях. А через шесть–семь лет многие вдруг встрепенулись, пожелав работать в стремительно развивающейся столице, стали присылать резюме с пожеланиями относительно квартиры не выше четвертого этажа. Увы,  поезд ушел, коллектив укомплектован…
И СМЕХ, И СЛЕЗЫ, И ЛЮБОВЬ
      Вернувшись после каникул в Алматы, класс дирижирования Даурен обходил стороной: урок не выучен, и строгому педагогу лучше под руку не попадаться. В огромном здании Алматинской консерватории, где три выхода и два крыла, не встретиться с преподавателем – проще простого, нужно лишь правильно выбрать лестницу. Но вскоре Даурену передали, что Жарасов настойчиво  ищет своего «без вести пропавшего» ученика…
–Как выяснилось, мое присутствие на репетициях в Астане не прошло незамеченным: Мырзагали Рахимович, которому требовался помощник, уже навел обо мне справки. «Пусть приедет, продирижирует концертом, а там посмотрим», - сказал он Жарасову. Прощаясь на пороге класса, Нурлан Салаватович предрек: «Вот увидишь, еще станешь главным дирижером столицы, получишь квартиру, и меня будешь в гости приглашать». В Астане меня познакомили с программой, официально представили дирижеру, назначили дату концерта.  В это время в нашей семье произошла трагедия: когда родители выехали на мой концерт, у папы случился сердечный приступ. Концерт пришлось перенести, и мою первую программу я посвятил памяти отца…
НАДЕЖДЫ МАЛЕНЬКИЙ ОРКЕСТРИК
       Блестяще окончив консерваторию, дипломированный специалист Глымов получил официальное письмо от акима Северо-Казахстанской области Данияла Ахметова с приглашением на работу в качестве дирижера оркестра филармонии, с близкой перспективой должности директора музколледжа. Заманчивое предложение пришлось отклонить, ибо жребий был брошен.
– По приглашению департамента культуры Астаны с февраля 1999 года я официально работал вторым дирижером казахского оркестра столичной филармонии.  Айдаболов многому меня научил. Как второй дирижер я руководил оркестром во время выступлений на Днях культуры Астаны в Алматы, Туркестане, Караганде, Москве, Анкаре. Но в 2004 году, когда  Мырзагали Рахимович тяжело заболел, встал вопрос о назначении нового главного дирижера. Заявок было много, однако руководство города единодушно остановилось на моей кандидатуре. Став главным, я возил оркестр в Минск, Киев, совместно с ассоциацией молодых композиторов РК подготовил программу ко Дню независимости. Провел сольные концерты именитых мастеров сцены Майры Мухаммедкызы, Бекболата Тлеухана, Алтынбека Коразбаева, Майры Ильясовой, Бибигуль Тулегеновой, Розы Баглановой. В мае 2008-го произошла кадровая перестановка, на должность главного дирижера пригласили экс-руководителя оркестра имени Курмангазы Айткали Жайымова. А уже осенью возглавить оркестр Курмангазы предложили мне, но я свой выбор сделал еще в 1999-м.
ВО ФРАНЦУЗСКОЙ СТОРОНЕ
     Даурен Глымов – человек разносторонний и увлеченный. Еще на заре своей карьеры начав преподавать на музыкальном факультете Евразийского университета, он и позже не забросил педагогику. Однако, сообразуясь с особенностями неспокойной дирижерской деятельности, с ее постоянными выступлениями и разъездами, облюбовал для себя более удобную нишу. В обычной музыкальной школе №2 он проводит уроки по субботам и воскресеньям, не появляясь там в будни.
- Я уже давно не знаю, что такое выходные, у меня вечная семидневка! –смеется Даурен. – Вообще, всегда стараюсь заниматься тем, чем могу. И чем не могу – тоже! В ДМШ я веду класс домбры и руковожу ансамблем домбристов, с которым  побывал во Франции. Связи, независимо от департамента культуры и акимата Астаны, помог наладить один из моих учеников, родители которого живут во Франции. Глядя на таких детей, хочется и самому постоянно развиваться. Он учится во французской общественной школе, плюс к тому –  в консерватории по классу гитары, а параллельно – в школе-лицее №9 Астаны и музыкальной школе, дистанционным методом. У нас был гастрольный тур и выступление в знаменитом колледже имени Жанны д`Арк. Сейчас готовимся к очередному фестивалю, на котором нас попросили представить не только кюи и танцы, но и казахские обычаи, обряды, игры.
СОВМЕСТНЫЕ ПРОЕКТЫ
– В последние годы я тесно сотрудничаю с департаментом культуры Акмолинской области и казахским оркестром имени Кумысбекова, помогаю в репертуарной политике. Вот сейчас приехал для записи диска, который должен подытожить пятнадцатилетнюю историю коллектива, организованного Манарбеком Бексеитовым. Конечно, возникает масса проблем, и в итоге неизбежны какие-то минусы и недочеты. Думаю: не рановато ли для собственного диска? Ведь есть кадровая проблематика, нехватка инструментария. Необходимо привести в порядок и нотные материалы, это займет достаточно много времени. Но ведь нужно же с чего-то начинать? На диске планируется 16 треков: кюи Абылай-хана, Кенжебека Кумысбекова, традиционная музыка, песни. Выпуск этого диска станет значительным плюсом для кокшетауского оркестра, который стремится к званию академического. Сейчас департаментом культуры Акмолинской области отрабатывается и еще один проект, наиболее рентабельный вариант которого предложен мною. Речь идет о фестивале к юбилею великого Биржана, который планируется  приблизительно на июнь месяц. Я думаю, что дорогостоящая постановка оперы «Биржан и Сара» едва ли принесет удовлетворение народу. А вот программа с участием звезд традиционного песенного искусства Кайрата Байбосынова, Бекболата Тлеухана, Рамазана Стамгазиева, сольный концерт нашего всемирно известного земляка, оперного тенора  Кайыржана Жолдыбаева – совсем другое дело. Кроме того, хорошо бы провести традиционную для подобных фестивалей научно-практическую конференцию «Биржан-сал и традиция народно-профессионального песенного искусства Казахстана», в искрометной полемике которой могли бы скрестить шпаги крупнейшие отечественные музыковеды. 
В РОДНЫХ ПЕНАТАХ
- Нигде так спокойно себя не ощущаю, как в Кокшетау, на священной земле сал и сері. А я ведь  много мест повидал. Народ здесь очень хороший, люди приветливые, неиспорченные: никто никуда не торопится, каждый знает свое дело, все прекрасно налажено. Пусть этот город никогда не потеряет своего лица, оставаясь таким же спокойным, неспешным и ярким.
     По пути в Кокшетау Даурен всякий раз волнуется, пересекая границы Борового. «Воздух здесь какой-то особенный, раньше я этого совсем не понимал»,  – поясняет он. Незаметное в сутолоке большого города чувство притяжения к родным местам здесь пробуждается с новой силой. И, несмотря на то, что в Астане ждут четыре любящих женских сердца – жена, две дочки и мама, а впереди – нескончаемые гастроли  и выступления, его неодолимо тянет вновь и вновь возвращаться  в город своей юности…

 «Курс», апрель 2009 года.