Сила музыки

Борис Готман
 
   
 Из подземной стоянки вышел около оперного театра. До котлована под будущее тридцатиэтажное здание суда надо было пройти метров двести.

 Центр Тель Авива, одно из красивейших мест города. Не часто приходится бывать здесь.

 Когда проходил мимо здания художественного музея, обратил внимание на какие-то скульптуры, стоявшие в его дворике.

 Подошел к ограде. Дворик был метров на пять ниже тротуара.

 Прочел надпись: "Сад скульптур имени Лолы Бар Авнер".

 Среди нескольких стоявших в нем скульптур внимание привлекла довольно необычная композиция – "пирамида" изувеченных струнных инструментов.

  Музей в этот день не работал, входы-лестницы в Сад скульптур  тоже были закрыты.

    Я достал камеру и сфотографировал стоявшие скульптуры, надеясь позже прочесть что-нибудь о них в интернете. В первую очередь, о необычной пирамиде.

  Вечером нашел, что композиция называется "Сила музыки II", выполнена в бронзе в 1986 году скульптором Арманом Фернандезом, в 1999 году подарена музею семьей Гартлер из Франкфурта.

  Еще узнал, что скульптура эта олицетворяет, говоря коротко, современную музыку.

  Я был разочарован. В моем воображении эта композиция вызывала почему-то ассоциации с трагическими судьбами владельцев этих инструментов.

  Стройка только начиналась и мне предстояло теперь каждую неделю проходить этой же дорогой вдоль Сада скульптур.

  В следующий раз опять подошел к перилам Сада. Открыл камеру и направил на "Силу музыки".

  Внезапно кто-то рядом произнес:

 -Многие фотографируют эти разбитые виолончели и скрипки.

  Я обернулся и увидел рядом очень пожилого мужчину в инвалидной коляске. Неподалеку стояла молодая филлипинка, сопровождавшая, по-видимому, моего случайного соседа.

  -Все смотрят и фотографируют, - мужчина поднял и вытянул руку в сторону интересовавшей меня скульптуры. Рукав рубашки сдвинулся вниз и открыл татуировку лагерного номера.

   Мужчина перехватил мой взгляд и просто сказал:

  -Да, был там, но остался жив. Видел, как разбивали там скрипки. Нет, не немцы. Власовцы. Немцы им запрещали трогать скрипки. Людей – пожалуйста! Но не скрипки. На моих глазах немец застрелил власовца, сломавшего скрипку.

  -Вот эти инструменты, - продолжил он, - памятник погибшим в лагерях музыкантам.

  -Я ничего подобного не нашел, - возразил я. – Во всех статьях написано…

  -Знаю, что написано! – перебил старик. – Я лично знал Армана, и он сам мне это сказал. А по поводу чепухи о модерне он мне…

  Внезапно старик как-то поник и замолчал. Филлипинка подскочила к нему, взялась за спинку кресла и повезла к поджидавшему неподалеку автомобилю.

  Так и не успел расспросить, хотя бы узнать,кто он.

  Но мне его слова кажутся убедительными.

  Особенно, когда смотрю на эту скульптуру.
 
  А самое главное, когда просматривал материалы о трагических судьбах музыкантов и их скрипок, узнал об уникальной династии тель-авивских скрипичных мастеров Вайнштейн, которые собирают и восстанавливают поврежденные или просто состарившиеся инструменты, принадлежавшие жертвам нацизма.

  И что эти инструменты снова звучат в руках выдающихся музыкантов всех стран на концертах «Скрипки надежды» во многих городах мира. Но об этом в следующем репортаже.