Сила и слабость

Любовь Бабкинд
               
Никакая беда не может сделать слабого человека сильным. В  лучшем случае он станет черствым и бесчувственным. Но сила ли это?
 
               Сила характера состоит из двух вещей : силы воли и силы сомовоздержания,  поэтому для своего  существования она   требует    еще двух вещей : сильных чувств и сильной власти над ними. (Ф.Робертсон)

            Сила воли – это способность удержаться от исполнения желания или способность его исполнить.  (К.Мелихан)

            Слабость велика, сила ничтожна.  Когда человек родится, он слаб и гибок;  когда он умирает, он крепок и черств.  Когда дерево произрастает, оно гибко и нежно, а когда оно сухо и жестко, оно умирает.  Черствость и сила – спутники смерти.  Гибкость и слабость выражают свежесть бытия.  Поэтому, что отвердело, то не победит.  (Лао Цзы)
Много говорил о сильных людях Ницше. «Я жду высших, сильнейших, победоноснейших, более веселых духом, таких, которые правильно построены телом и душой, - должны прийти смеющиеся львы».  Сверхчеловек у Ницше избирает своим оружием «ложь, насилие и беззастенчивый эгоизм».  Его душа да будет легкой и беззаботной, не знающей ни приступов раскаяния, ни страха перед расплатой за свои деяния. Он игрок, играющий в кости судьбами людей и не признающий ничего, кроме радостных волнений игрока. Так дух сверхчеловека обретает «веселые ноги»  -оптимизм канатного плясуна.  Но тот же Ницше, который призывает подтолкнуть слабого, трезво признает:

          «Не заключается ли в победе слабых и средних большая гарантия жизни рода?   Хотели бы мы мира  , в котором отсутствовали бы результаты влияния слабых, - их тонкость, внимание, духовная гибкость».

 И еще:
         «Об имморализме легко разговаривать, но каково его вынести».
Если внимательней «присмотреться»  к воспетому Ницше сверхчеловеку, можно увидеть, что это  очень слабый, жалкий и неприятный тип.  Это слабое больное дитя, капризное и лживое, а известно, что «ложь – это удел раба».

             Поверхностные люди должны постоянно лгать, потому что они не знают содержания.    (Ф.Ницше)

             Ложь обличает слабую душу,  беспомощный ум, порочный характер. (Ф.Бекон)
Исходя из этого не правильнее было бы называть такое существо не СВЕРХЧЕЛОВЕКОМ, а совсем наоборот   -  НЕДОЧЕЛОВЕКОМ?