Украина языческая

Эдуард Качан
На статью И.Василюка «Нужны ли Творцу наши поклоны» (газета "2000" Киев вып. 31 от 5-11 августа 2011 года).

В самом начале своей статьи И.Василюк утверждает, что надо различать собственно веру в Бога и цер-ковь. Вы думаете, я буду с этим спорить? Ни в коем случае! Автор прав – между воцерковленными православ-ными христианами (то есть теми, кто живет жизнью Церкви) и живущими вне Церкви украинскими гражданами, которые «просто верят в Бога» - действительно огромная разница!
Воцерковленный православный христианин верит в Бога, который явился во плоти (1 Тим. 3, 16), носил человеческое имя Иисус Христос и пошел на добровольную смерть из-за любви ко всем нам. Воцерковленный человек  любит и глубоко уважает этого Бога (по-моему, любить и уважать Того, Кто ради тебя пошел на смерть вполне естественно!). Такой человек не жалеет времени и сил для того, чтобы стать тем, кого этот Бог мог не стесняясь называть своим другом. Для этого он полной мерой пользуется всем, что предоставила Церковь (мо-литвами, таинствами, т.п.).
Если спросить воцерковленного человека, на чем основана его вера, он ответит, что Тот, Кем создано все (Кол. 1, 16) стал Одним из нас, передал своим ученикам то, что необходимо людям для достижения вечно-сти, а те через непрерывную цепь поколений (кому интересны подробности – ищи что такое «апостольская пре-емственность») передали все это нам. То есть – происхождение этой веры небесное, от Бога, который открылся людям, потому христианство и называют «религией откровения». 
Гражданин, живущий вне Церкви, верит в то, что Бог есть. Какой это Бог, гражданин знать не знает – так, кто-то живет себе где-то, и ладно. К общению с этим «кем-то» гражданин совершенно не стремится. Что не удивительно - его бог не имеет ни лица, ни характера, и дружить с ним, конечно, нельзя, как нельзя дружить с совершенно безликим человеком. От этого у гражданина пусто в душе, и он без разбора пихает в нее всякую новомодную религиозную муть – гороскопы, фен-шуй, веру в сглаз, порчу, переселение душ и т.п. К Церкви такой гражданин имеет касательство два раза в жизни, и оба раза – в невменяемом состоянии. Первый раз его младенцем приносят в Храм, чтобы крестить, второй раз – священник приходит к нему домой, чтобы отпеть. Во время своей осознанной жизни гражданин нещадно критикует Церковь и громко заявляет, что не желает иметь с «этими попАми» ничего общего. Из заповедей соблюдает только одну – в большие церковные праздники не работает, но не идет в Храм молиться, как воцерковленный, а пьет (если мужчина) или перемывает кости ближ-ним с соседкой (если женщина).
Так что И.Василюк прав – разница есть! А почему? Потому, что это просто разные религии. То, что опи-сано абзацем выше – никакое не православное христианство. Тогда что же это?
Язычество.
Вы удивлены? А между тем, язычество – это не обязательно пляска с бубном вокруг какого-то идолища. Смысл этого слова глубже. На языке Библии «язычество» – это религии земного происхождения, не данные Самим Богом, а выдуманные народами или отдельными людьми. Если описанного невоцерковленного гражда-нина спросить, на чем основаны его представления о Боге, он будет долго недоумевать, а потом выдавит из себя: «Ну... Мне так кажется». Вывод - это религиозное мировозрение вышло из его головы и по своему происхожде-нию является земным, то есть – типично языческим. В нашем случае это язычество неорганизованное, не имею-щее культа, но это не важно – религии бывают и такими. Легкое (очень малое!) сходство с христианством име-ется лишь потому, что когда-то здесь жили настоящие православные. Такое себе постхристианское язычество. Духовное вырождение, объязычивание тех, чьи предки все же были христианами.
Языческое мировозрение ведет к языческим целям в жизни. Чего больше всего на свете желает средний украинец? Житейского благополучия. А что по этому поводу говорил Христос? А вот что – когда-то Он обра-тился к своим ученикам с такими словами: «Не заботьтесь что вам есть и во что одеться, потому что всего этого ищут ЯЗЫЧНИКИ, вы же (христиане) ищите прежде всего Царства Божия, и все необходимое (то есть еда и т.д.) приложится вам (Мф. 6, 31-33)».
Разница в целях, конечно, ведет к разнице в поступках. Надеюсь, не надо объяснять, насколько по раз-ному будут жить тот, кто ищет благ земных и тот, кто ищет Царства Небесного?! 
Сколько на постсоветском пространстве воцерковленных православных христиан (имеется ввиду кано-ническая Церковь)? Известный православный миссионер Андрей Кураев, исколесивший вдоль и поперек то, что когда-то называлось СССР, называет такую цифру - 3-3,5% в крупных городах. 
А остальные?
В нашей стране еще есть: католики, протестанты, раскольники (филаретовцы и автокефалы), мусульма-не - но и их совсем не много. Атеистов, кстати, тоже мало. Почему? Ответ прост – человек без Бога не может, уж так он сотворен. А вот что может, так это заменить настоящего Бога своими фантазиями. Что мы и наблюдаем сейчас на каждом шагу - как не крути, а постхристианских язычников среди наших сограждан никак не меньше 90%.
Почему – так? Ну, во-первых, сказывается 70 лет государственного атеизма. Людей старательно отучали быть человеками («чело-век» - тот, кто способен поднять чело вверх, к Богу), и теперь люди зачастую просто не понимают, а как это – стремиться настоящей к близости с Богом?   
Но есть более веская причина – каждый в глубине души понимает, что Церковь – это очень серьезно, и если сказать Церкви «да», то за это придется дорого заплатить!
Нет, не имеется ввиду, что злые церковники обберут доверившегося им гражданина до нитки или запо-стят вусмерть. Просто жизнь православного христианина – это жизнь творческая. Во время творческой работы человек преобразует, изменяет что-то уже имеющееся ради того, чтобы получилось что-то новое. В нашем слу-чае изменению подлежит душа христианина, или – если кому так удобнее – его личность.
Цель этой работы – стать действительно образом и подобием Бога, стать человеком в полной мере. А значит все, что ниже этой меры: мелочность, злопамятство, жадность, трусость, зависть, тщеславие – все это предстоит безжалостно изгонять из своей души. Для того, чтобы заменить их великодушием, смелостью, щед-ростью, любовью... Будет больно – ведь все эти страстишки так приросли к человеку, что уже составляют часть его самого! Но иначе – нельзя, и успешная христианская жизнь – это когда человек пришел в Церковь одним, а в вечность переходит другим, гораздо более похожим на Христа и святых.
И именно этого не хочет тот, кто остается от Церкви в стороне! Он так влюблен в себя, что ему жаль своих жадности, лени, трусости... Человек не хочет меняться, пусть даже и в лучшую сторону – именно это и есть главная причина невоцерковленности!
Поэтому и выбирает гороскопы... Умом, конечно, понимает, что все это – чушь, но ведь такая легкая, безопасная! Гороскопом можно пользоваться, ничего не отдавая, ничего не меняя в своей душе, а с Церковью так нельзя.    
Конечно, каждый волен оставаться постхристианским язычником, если ему так хочется.
Но не обманывайте себя – если вы не учитесь у Церкви, если не живете жизнью Церкви – вы не право-славный! Внецерковного православного христианства нет, не было, и никогда не будет!
Нормальное, апостольское, ортодоксальное (а именно это слово переводится с греческого как «право-славное» или «правоверное») христианство выдумать из головы нельзя – слишком уж оно отличается от нашего каждодневного опыта. Настоящее, ортодоксальное христианство можно только получить через Церковь от Са-мого Христа!
Из своей головы можно выдавить только язычество. Упорный человек, вгрызшийся в Библию, еще смо-жет сочинить очередную, десятитысячную по счету, форму протестантизма. Но – не апостольское православие.   
К чему ведет повальное объязычивание людей в масштабах Украины? Ну, как минимум к тому, что страна никогда не будет жить по-христиански. Я понимаю, что далеким от Церкви людям на это плевать, но тогда и они не должны обвинять Церковь невесть в чем! А то ведь И.Василюк сокрушается: «Храмов пона-строили, а моральный уровень не повышается»!
А с чего ему повышаться, если 9 из 10 украинцев в Храмы не ходят, и о том, чтобы стать православным по настоящему, и слушать не хотят?! Ну, подумайте сами - если в доме 100 жильцов, а в Храм ходят 3, то имен-но у этих троих моральный уровень и будет повышаться, а у остальных 97 – нет,  даже если Храм находится в минуте ходьбы от их дома и в нем служат самые лучшие священники!
Кстати, а кто будет определять общий уровень морали в этом доме – те, кого 3, или те, кого 97? Конеч-но – те, кого 97. А если этот дом – наша страна? И в этом случае общий моральный уровень формирует боль-шинство, а не меньшинство. Отсюда вывод -  невысокий моральный уровень Украины есть прямое следствие объязычивания и невоцерковленности населения.
К чему ведет невоцерковленность для каждого человека лично? К полному отсутствию духовного роста. Бог для постхристианстких язычников – это нечто далекое и непонятное, и ради такого никому из них и в голо-ву не придет напрягаться! Вот серьезно – я никогда не видел, чтобы кто-то из этих «просто верующих» пошел на какие-то жертвы ради Бога! А ведь человек растет, только преодолевая себя.   
И, наконец, разберемся - нужны ли Творцу наши поклоны? Вообще-то, если бы И.Василюк обратился в любой Храм, ему бы объяснили, что Творцу наши поклоны не нужны. Но они нужны нам, людям. Они нужны лично И.Василюку. И мне. И всем. Весь строй христианской жизни (и молитвы, и поклоны, и посты, и таинства) направлен на то, чтобы преодолеть зацикленность человека на самом себе (а «бог в душе» наших язычников - это ведь и есть всего лишь они сами!), для того, чтобы он мог сквозь кору своего эгоизма пробиться к Истинно-му Богу и к ближнему.
Зачем? Для того, чтобы преодолеть греховность. А суть греховности не в плохих поступках (они – толь-ко следствие), а в нашем разрыве и с Богом, и с ближним, и с нашими собственными глубинами.
И.Василюка раздражает выражение «раб Божий». Между тем, раб – это всего лишь тот, кто в любой си-туации выполняет не свою волю, а чужую. В данном случае – волю Бога, и любой человек выбирает это рабство добровольно. Например, тогда, когда перестает таскать с завода медную проволоку не из боязни увольнения, а потому, что Бог запретил красть.
Кстати, «раб Божий» - это только стадия человеческого развития, и ее можно перерасти.
В начале пути христианину приходится прилагать максимум усилий, чтобы жить по воле Божьей. При-ходится буквально ломать себя. Но со временем жизнь в Церкви приносит свои плоды – человек меняется. Он  «врастает» в заповеди, начинает понимать всем своим существом, что заповеди Бога благи и жизнь не по запове-дям просто недостойна человека!
В итоге человек срастается с волей Божьей, эта воля становится его собственной волей, и тогда он живет по заповедям без принуждения себя. Это состояние святые называли состоянием сыновства. Она – плод успеш-ной христианской жизни, когда человек не только захотел, но и смог воцерковиться. Но для того, чтобы из со-стояния «раба» перейти в состояние «сына» нужно много работать. И без помощи того, что дает Церковь – не обойтись.
Я в Церкви более 10 лет, и свидетельствую – ничего «излишне сложного и непонятного» (как пишет И.Василюк) в устроении церковной жизни нет. Более того – все как нужно, все, как говорится - «по уму».
Да, для понимания и врастания во все это нужно приложить силы и время. А разве в мире есть серьезное дело, для освоения которого не нужно тратить сил и времени?
И разве отношения с Христом, который «есть Истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5, 20) этого не сто-ят?