Чувствуй себя, как дома

Денис Базанов
1. ИНТ. КВАРТИРА ПЕТРА И ЕВГЕНИИ. БОЛЬШАЯ КОМНАТА - ДЕНЬ

Квартира очень верующей семьи. Обстановка скромная. Все содержится в большом порядке. По стенам висят иконы. На окнах висят тёмные занавески.

В доме проходит православный праздник. За большим столом сидят МАЛЬЧИК и две ДЕВОЧКИ 10-14 лет, они красят яйца к Пасхе.

Рядом стоит 25-летняя женщина, одетая в длинное коричневое платье и в тёмной косынке на голове и строго руководит их действиями – это хозяйка дома ЕВГЕНИЯ.

10-летний мальчик неумело красит кисточкой яйцо. Евгения, скрестив руки, скептически смотрит на его работу.

ЕВГЕНИЯ
(забирает кисточку)
Смотри сюда. Мама тебе такого не покажет.

Евгения сама красит яйцо. А потом отдаёт его мальчику и строго смотрит на ребёнка. Мальчик чувствует себя виноватым.

ЕВГЕНИЯ
(кивает на корзину с некрашеными яйцами)
Бери другое.

Мальчик неуверенно тянется к нему.

ЕВГЕНИЯ
Я жду.

У мальчика на глаза наворачиваются слёзы.

МАЛЬЧИК
Евгения Сергеевна, у меня всё равно не получится…

Но он делает то, о чём говорит строгая наставница.

В комнату заходит 25-летний мужчина с бородой – это муж Евгении ПЁТР.

Евгения оборачивается, смерив мужа взглядом.

ЕВГЕНИЯ
(строго)
Руки.

Пётр вопросительно смотрит на свои руки.

ЕВГЕНИЯ
(отвернувшись к детям)
Руки не помыл.
   
Пётр с выражением лица, означающим, что «босс всегда прав», выходит из комнаты.

2. ИНТ. КВАРТИРА ПЕТРА И ЕВГЕНИИ. КУХНЯ - ДЕНЬ

Пётр заходит на кухню, потирая мокрые руки, и вдруг останавливается. Он видит, что перед прислонённой к окну иконой Иисуса Христа стоит на коленях и истово молится Евгения.

ЕВГЕНИЯ
…Отче наш, иже еси на небеси!
Да святится имя твое,
Да приидет царствие твое,
Да будет воля твоя,
Яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь,
И остави нам долги наша,
Якоже и мы оставляем должником нашим,
И не введи нас во искушение…

Пётр разворачивается и, стараясь не издать ни звука, выходит. А потом аккуратно прикрывает за собой дверь.

3. ИНТ. ПРОДУКТОВЫЙ МАГАЗИН – ДЕНЬ

Пётр и Евгения идут по супермаркету. Пётр в обеих руках несёт пакеты с продуктами и останавливается около прилавка со сладостями. У Евгении хмурое лицо.

ЕВГЕНИЯ
Тебе мало, да?

Пётр делает непонимающее лицо.

ЕВГЕНИЯ
У нас дома мало конфет?

ПЁТР
(максимально непринуждённо)
Я просто хотел посмотреть.

Пётр поднимает с пола пакеты с продуктами. Супруги идут дальше.

4. НАТ. УЛИЦА (НА ФОНЕ ПРОДУКТОВОГО МАГАЗИНА) – ДЕНЬ

Пётр и Евгения ждут, когда загорится зелёный свет. Пётр чуть раньше рвётся вперёд, но Евгения останавливает его строгим взглядом.

Они переходят дорогу и, молча, идут по улице от магазина. Ярко светит солнце. Пётр улыбается. Евгения всё ещё хмурая.

На улице многолюдно. И Петра вдруг задевает плечом прохожий лет 25-ти, идущий навстречу. От столкновения молодые люди разворачиваются каждый на 180 градусов и останавливаются, глядя друг на друга. Евгения же проходит дальше.

Вдруг Пётр веселеет и подходит к незнакомцу ближе.

ПЁТР
Лёха? Ты?

Выражение лица «незнакомца» (это бывший одноклассник Петра и Евгении ЛЁХА) тоже становится радостным.

ЛЁХА
Петя? Петруха?! Ты? Не ты?…

Лёха заключает Петра в объятия. Затем они по-дружески бьют друг друга, повторяя вероятно одним им известный ритуал. Кажется, что мужчины действительно очень рады видеть друг друга.

Евгения наблюдает за происходящим как-то отстранённо.

Наконец, Лёха замечает и её и делает шаг по направлению к ней.

ЛЁХА
(вкрадчиво)
Привет, Жень!

ЕВГЕНИЯ
(с усилием улыбнувшись)
Здравствуй, Алексей!

Пётр с интересом наблюдает за ними и особенно пристально смотрит на жену. В его взгляде читается вопрос: почему она такая хмурая?

5. НАТ. УЛИЦА - ДЕНЬ

Пётр, Евгения и Лёха идут по улице уже втроём. Евгения идёт чуть впереди, лица её не видно. Мужчины весело общаются позади.

ЛЁХА
…И я ему: А, точно! Это же было в девятом классе!

Лёха и Пётр заливаются смехом.

Отсмеявшись, Лёха смотрит на пакеты в руках Петра.

ЛЁХА
Друг, дай один понести!

ПЁТР
Да брось ты.

ЛЁХА
Нет, в самом деле. Я чувствую себя неудобно. Как будто я – девушка!
(смеется)

Лёха тянется к одному пакету. Но Пётр весело отнимает руку.

ЛЁХА
Петя! Ты меня дискредитируешь!

ПЁТР
Извини, Лёха, у меня там ценный груз.

ЛЁХА
Жень, какой у тебя правильный муж!

Но Женя, не сбавляя шага, идёт вперёд.

6. НАТ. УЛИЦА - ДЕНЬ

Лёха, Пётр и Евгения приближаются к подъезду многоэтажки. Теперь один из пакетов с продуктами несёт Лёха.

Мужчины по-прежнему веселы. Евгения уже не так мрачна, но идёт с таким выражением лица, как будто терпит общество своих попутчиков. Иногда она дежурно улыбается вместе с ними, но искреннего восторга, судя по всему, не испытывает. А Пётр периодически задумчиво поглядывает на жену.

ЛЁХА
(весело)
…В Вологде многое изменилось!

ПЁТР
Я был у вас года два назад…

ЛЁХА
(удивлённо)
Ты? Был и не зашёл?! Как ты мог, Петя?! …Куда ваш бог смотрит, а?!

ПЁТР
(смущённо, как будто сболтнул лишнего)
Что-то я запамятовал. Собирался я в Вологду, но так и не доехал…

ЛЁХА
(весело)
Это другое дело, а то скажешь тоже…

Евгения открывает дверь в подъезд. Наши герои поднимаются наверх по лестнице.

ЛЁХА
По лестнице?! Боже ж ты мой!

ЕВГЕНИЯ
(спокойно)
Не богохульствуй. Лифт сломан.

ЛЁХА
Какой хоть этаж?

ЕВГЕНИЯ
Пятый.

ЛЁХА
Ну, хоть не десятый… Есть бог на небе!

Евгения вздыхает.

Они доходят до лестничной клетки на пятом этаже. Пётр стоит позади Лёхи и Евгении.

ПЁТР
О возвращении в гостиницу даже и не думай. Ты в Москве не часто. Видимся мы тоже не часто, и ещё бы не увиделись…

ЕВГЕНИЯ
(тихо)
Если бы не ты…

ПЁТР
Что, прости?

ЕВГЕНИЯ
Ничего.

ПЁТР
Так что, выезжай из гостиницы. Поживёшь у нас. Как говорится, чувствуй себя, как дома…

ЛЁХА
(вкрадчиво)
А как твоя жена на это посмотрит?

ЕВГЕНИЯ
(обрывает)
А жену никто не спрашивал!

Повисает пауза.

7. ИНТ. КВАРТИРА ПЕТРА И ЕВГЕНИИ. БОЛЬШАЯ КОМНАТА – ВЕЧЕР

Пётр, Евгения и Лёха сидят за большим столом, пьют чай с печеньем, но всё достаточно скромно.

Лёха одной рукой держит чашку, а другой показывает Петру фотографии в мобильном телефоне. Пётр сидит справа от него, Евгения – слева. Она уже не такая хмурая и тоже смотрит фотографии через плечо Лёхи.

ЛЁХА
(Петру)
…Это мы в аэропорту. Трансфер был ужасный. Там менеджеры не по туризму, а дебилизму! Чёрт знает что!

ЕВГЕНИЯ
(бросает взгляд на икону на стене, устало)
Не богохульствуй.

ЛЁХА
…Так что отелю я поставил бы твёрдую двоечку… Хоть они и говорят, что Аллах у них всё видит. Да ни черта он не видит, скажу я вам!

ПЁТР
С кем ты ездил, не пойму…

ЛЁХА
(смущённо)
А… Так…

ЕВГЕНИЯ
(с еле заметной издёвкой)
Так с кем же?

ПЁТР
(бросив на Евгению странный взгляд)
Не хочу об этом говорить. Поехали дальше… Это я в первый день после прилёта, вещи ещё не разобраны, загара ещё нет…

8. ИНТ. КВАРТИРА ПЕТРА И ЕВГЕНИИ. БОЛЬШАЯ КОМНАТА – НОЧЬ

В большой комнате в полутьме на небольшом диванчике, не раздеваясь, свернувшись калачиком, спит Лёха.

На том же диване горкой сложены его постельные принадлежности. Но он их не взял и свернулся так, чтобы их не задевать.

Из кухни в комнату проникает луч света. Оттуда же доносятся приглушённые голоса Петра и Евгении.

9. ИНТ. КВАРТИРА ПЕТРА И ЕВГЕНИИ. КУХНЯ – НОЧЬ

Евгения варит на плите кофе. Пётр сидит за небольшим обеденным столом у неё спиной. Дверь на кухню закрыта.

ЕВГЕНИЯ
(взвешивая каждое слово)
Ты, наконец, решил меня выслушать? Замечательно. И не говори потом, что я этого не говорила. Посмотри, дверь закрыта?

ПЁТР
Да.

ЕВГЕНИЯ
Чудесно. Я хотела бы, чтобы Лёха уехал.

Воцаряется тишина. Слышно, как Евгения методично помешивает воду в турке с кофе, хотя особой необходимости в этом как будто и нет. Пётр, чтобы занять руки, играет с чайной ложкой.

ЕВГЕНИЯ
Я надеюсь, тебе понятно…

ПЁТР
Честно? Не очень.

ЕВГЕНИЯ
(устало)
Я уже говорила: по субботам я всегда убираюсь.

ПЁТР
Ясно.

ЕВГЕНИЯ
К тому же мы давно уже не могли побыть с тобой вот так, наедине.

Пётр молчит.

Евгения вдруг задевает турку с кофе, проливает часть кофе на себя и громко вскрикивает.

Пётр резко встаёт со своего места.

ПЁТР
Обожглась?

Они вместе подходят к раковине. Пётр открывает на полную кран с холодной водой. Евгения опускает туда руку. Супруги, молча, стоят и смотрят на руку. В этот момент они выглядят, как семья, как одно целое.

Но секунд через пятнадцать дверь на кухню открывается и на пороге появляется заспанный Лёха.

Он улыбается сквозь дрёму, подходит к холодильнику, вынимает из него уже открытую бутылочку пива, садится за стол на место Петра и закидывает ногу на ногу.

ЛЁХА
Не спится. Будете?

Пётр и Евгения переглядываются. Во взгляде Петра сквозит сомнение: мол, действительно, без Лёхи они лучше понимали друг друга. А Евгения словно говорит: я была права.

Лёха смотрит на икону с Николаем Угодником на стене, приподнимает бутылку пива в её направлении и как будто чокается.

ЛЁХА
Ну, будем…

Лёха отпивает из бутылки.

10. ИНТ. КВАРТИРА ПЕТРА И ЕВГЕНИИ. БОЛЬШАЯ КОМНАТА – ДЕНЬ

За столом сидят Пётр и Лёха. Пётр изучает какой-то документ, на котором чётко виден логотип с православным крестом. Лёха сидит рядом и раскладывает в несколько стопок игральные карты.

ЛЁХА
Не сходится.

ПЁТР
(не отрываясь)
Что там не сходится?

ЛЁХА
Ничего не сходится! Может, я на них мало посидел? Они гадальные вообще?!

Лёха быстро собирает карты в кучу и кладет себе под задницу.

Пётр бросает на него ироничный взгляд.

ЛЁХА
Чему ты удивляешься? Бесовство это всё? Не достойно православина?

ПЁТР
(беззлобно)
Не буду ничего говорить.

ЛЁХА
Ты всегда уходишь от ответа в таких случаях, заметь!

Лёха снова достаёт карты и раскладывает их на столе.

В комнату входит Евгения и скептически смотрит на обоих.

ЕВГЕНИЯ
(Петру)
Молодец.

Пётр с опаской смотрит на жену.

ЕВГЕНИЯ
(вдруг начинает кричать, распаляясь всё больше)
Он на ней карты раскладывает! Когда он начнёт из Священного писания листы вырывать у тебя под носом или одно место ими вытирать, ты тоже будешь молчать!

ЛЁХА
Упс!…

Лёха отодвигается подальше от Библии, лежащей на столе. Хотя он её и не трогал, а раскладывал карты в метре от книги.

ЕВГЕНИЯ
(Петру)
Ты не видишь, что он творит?

ПЁТР
Жень, не надо так кричать…

ЕВГЕНИЯ
Я кричу?! Твой дружок глумится над всем, что нам было дорого, а ты так спокойно говоришь об этом?!

ПЁТР
Почему БЫЛО дорого?

ЕВГЕНИЯ
Не цепляйся. Я хочу, чтобы его здесь не было!

ПЁТР
Жень…

ЕВГЕНИЯ
(совсем не смотрит на Лёху, в упор - на Петра)
Я жду!

Лёха медленно собирает карты в колоду.

ЛЁХА
Петь, пойми…

Лёха обводит комнату глазами, смотрит на иконы.

ЛЁХА
(жалким голосом)
Петь, я не хотел вот так…

ПЁТР
Лёх, и ты меня пойми…

ЕВГЕНИЯ
Я жду!

Пётр заканчивает складывать карты, берёт колоду с собой, направляется к выходу и напоследок бросает на Петра умоляющий взгляд.

ЛЁХА
Петь, может всё-таки… Нет, потом… Потом я тебе всё расскажу. Ты рухнешь просто… Куда ваш бог смотрел, я не знаю…

ЕВГЕНИЯ
Всё, с меня довольно!

Евгения силой выпроваживает Лёху из комнаты.

Из прихожей доносятся звуки возни.

Пётр задумчиво смотрит на дверь из комнаты, и тоже выходит.

11. ИНТ. КВАРТИРА ПЕТРА И ЕВГЕНИИ. ПРИХОЖАЯ - ДЕНЬ

В прихожей Пётр тянется за плащом в то время, как Евгения запирает за кем-то дверь.

ЕВГЕНИЯ
(не глядя на мужа, немного виновато)
А ты куда собрался?

ПЁТР
Жень, я не думаю, что тебе можно что-то объяснить…

ЕВГЕНИЯ
Не торопись.
(останавливает Петю рукой; смягчаясь)
Мне тоже это неприятно. Но ты не понимаешь…

ПЁТР
Чего же?

12. ИНТ. КВАРТИРА ПЕТРА И ЕВГЕНИИ. КУХНЯ - ДЕНЬ

Евгения и Пётр сидят за обеденным столом. У Евгении на глазах виден подтёк туши. Пётр, потупив взгляд, перебирает пальцем соль на столе. Рядом стоит солонка.
 
ЕВГЕНИЯ
(пытаясь смягчить тон)
Просто ты всё время молчишь, а он всегда ведёт себя так…

ПЁТР
(спокойно)
Вот именно, что всегда, начиная с пятого класса…

ЕВГЕНИЯ
Человек он, может, и неплохой. Но… Ты же слышишь, что он говорит о нашем боге…

Пётр молча смотрит на икону.

Евгения ловит его взгляд, вздыхает.

ЕВГЕНИЯ
Хорошо. Я соглашусь оставить его ещё на несколько дней, если ты этого хочешь. Но он…
(подбирая каждое слово)
…Страшный человек. Он ненавидит Господа. Послушай, что он говорит, и вообще…

ПЁТР
Что вообще?

ЕВГЕНИЯ
Он врун.

ПЁТР
Врун?

ЕВГЕНИЯ
Да, патологический врун. Не говорит ни одного слова правды. Знаешь, сколько у него скелетов в шкафу? Он бросил женщину, которая должна была стать его женой на девятом месяце беременности. У него были проблемы с законом…

ПЁТР
(усмехнувшись)
Я и не знал таких подробностей его преступной биографии…

ЕВГЕНИЯ
(грустно)
А я знаю…
(встаёт, идёт к двери)
Ладно, делай, что хочешь. Решать тебе.

13. ИНТ. КАНЦЕЛЯРИЯ ПРИ ПРАВОСЛАВНОМ ПРИХОДЕ – ДЕНЬ

В канцелярии, напоминающей обычный офис, но с меньшим количеством мебели и белыми стенами без всяких плакатов и украшений (их заменяет единственная икона) за одним из столов за компьютером сидит Пётр. В помещении стоят ещё несколько столов с компьютерами, но они пустуют.

В помещение заходит СВЯЩЕННИК - человек с длинной бородой в одеянии священнослужителя.

СВЯЩЕННИК
Пётр, Вы - грустный сегодня.

ПЁТР
(пытаясь улыбнуться)
Нет, ничего.

СВЯЩЕННИК
(подмигивает)
Понимаю. Мирское нам тоже не чуждо…

Пётр непонимающе смотрит на священника, но делает вид, что ничего необычного не услышал.

Священник тем временем встаёт на небольшую табуретку и достаёт из верхнего отделения шкафа кадило.

Священник подходит к Петру, который что-то читает с экрана компьютера, и передаёт ему кадило, подержать.

Пётр вопросительно смотрит на священника, но принимает и держит кадило перед собой.

Священник улыбается, подходит к небольшой раковине, которая скрывается за шкафом и моет там руки.

СВЯЩЕННИК
Отец Иоанн сказал, что Вы о чём-то хотели со мной поговорить…
(вытирает руки)
А мне всё некогда…

Пётр сидит в задумчивости, смотрит куда-то сквозь священника и роняет кадило на пол.

Священник быстро подходит к Петру. Тот тянется за кадилом, но как-то медленно. Священник его опережает и поднимает кадило с пола. Священник смотрит на Петра с подозрением, как на беса.

14. ИНТ. КВАРТИРА ПЕТРА И ЕВГЕНИИ. БОЛЬШАЯ КОМНАТА – ВЕЧЕР

Пётр ходит по комнатам и как будто не находит себе места.

Он стоит в большой комнате около диванчика, на котором спал Лёха, отодвигает одеяло, задумчиво садится - Лёха уехал.

Из прихожей доносится звук открывающегося замка входной двери, а затем звук снимаемой уличной одежды.

На пороге комнаты возникает Евгения. Она заметно повеселела по сравнению с первыми сценами. 

ЕВГЕНИЯ
Уехал он… Чем ты недоволен? Сам собрался и уехал. Я его не гнала, я говорила, что ещё несколько дней он может у нас пожить…

ПЁТР
(устало)
А чему ты так рада?

ЕВГЕНИЯ
(волевым усилием убирает с лица улыбку)
Я не рада… Я просто считаю, что так сейчас будет лучше всем. Как я уже говорила…

ПЁТР
(перебивает)
…Ну, да, что Лёха – безбожник, каких свет ни видывал, и не место ему в нашем святом доме…

Евгения какое-то время молчит и смотрит на Петра так, как будто вот-вот устроит сцену.

Но потом вдруг подходит к Петру ближе, садится рядом и нежно проводит рукой по его щеке. Пётр отшатывается от неожиданности.

ЕВГЕНИЯ
(нежно)
Ну, что ты, дурачок… Чего ты испугался?

ПЁТР
Тебя…

ЕВГЕНИЯ
Зачем мы говорим о нём, да о нём?…

15. ИНТ. КВАРТИРА ПЕТРА И ЕВГЕНИИ. БОЛЬШАЯ КОМНАТА – ВЕЧЕР

За окном потемнело. Пётр и Евгения полулежат рядом на диване. Евгения поглаживает руку Петра.

ЕВГЕНИЯ
…Вот так бы и лежала всё время…

Но Пётр вдруг высвобождает руку, встаёт, подходит к книжному шкафу и достаёт с верхней полки, из-под груды других книг старый фотоальбом.

Листая его, он снова подходит к Евгении и присаживается рядом, но всё же на расстоянии, как будто не хочет быть особенно близким с ней.

ПЁТР
Помнишь, это мы в десятом классе…
(показывает фото)
Ты тут тоже смешная…

Евгения смотрит на фотографии с какой-то особенной грустью.

ПЁТР
Выпускной? Или последний звонок? Погоди, как он назывался, этот ресторан? «Дядюшка Билли» или «Дядюшка Бадди»?

ЕВГЕНИЯ
(безразлично)
«Тётушка Мэри».

ПЁТР
А вон и Лёха. Любитель фотографироваться…
(усмехается)
Его тут больше, чем всех остальных вместе взятых… Он, кстати, тебе в школе нравился, нет?

ЕВГЕНИЯ
(передразнивая)
Нет.

ПЁТР
Странно. А я вспоминаю…

Евгения вдруг злится, встаёт и начинает вытирать подолом халата пыль на серванте.

ПЁТР
Я что-то не то сказал?

ЕВГЕНИЯ
(резко)
Ты меня уже замучил!

Евгения быстро выходит из комнаты.

Пётр поднимает голову и прислушивается. Из кухни доносятся громкие звуки переставляемой посуды, вещей, чего-то ещё.

16. ИНТ. КВАРТИРА ПЕТРА И ЕВГЕНИИ. КУХНЯ – ВЕЧЕР

Евгения стоит на коленях перед иконой Иисуса Христа на подоконнике и истово молится.

ЕВГЕНИЯ
Святый Боже, Святый крепкий,
Святый безсмертный, помилуй нас…
Святый Боже, Святый крепкий,
Святый безсмертный, помилуй нас…
Святый Боже, Святый крепкий,
Святый безсмертный, помилуй нас…

17. ИНТ. КАНЦЕЛЯРИЯ ПРИ ПРАВОСЛАВНОМ ПРИХОДЕ – ДЕНЬ

Перед Петром на письменном столе развернут большой календарь с церковными праздниками. Пётр задумчиво разглядывает его. В его руке красный маркер. На календаре уже обведены маркером несколько чисел в летние месяцы.

На столе Петра звонит стационарный телефон. Он берёт трубку.

ПЁТР
Канцелярия.

Пётр довольно долго слушает кого-то в трубке. Выражение его лица становится настороженным.

ПЁТР
Нет, конечно, нет. Я планировал уйти пораньше. Но, конечно, ничего срочного. Я разберусь. До свидания.

Пётр заканчивает разговор, вешает трубку и несколько секунд сидит в задумчивости.
 
18. НАТ. ТЕРРИТОРИЯ МОНАСТЫРЯ - ВЕЧЕР

На фоне церкви на лавочке сидит Лёха. При приближении Петра он встаёт и быстро идёт ему навстречу. Лёха взволнован.

ЛЁХА
Ничего, что я пришёл? Тут у вас режим… Вся эта строгость, секретность…

ПЁТР
Ничего. Обычно мы тут, конечно, не принимаем. Но я так понимаю, ждать ты уже не мог. Рассказывай.

ЛЁХА
А… Пойдём, сядем на лавочку.
(жалко улыбнувшись)
В ногах правды нет.

Лёха и Пётр идут к лавочке.

19. НАТ. ТЕРРИТОРИЯ МОНАСТЫРЯ - ВЕЧЕР

Прошло какое-то время. Лёха и Пётр сидят на лавочке.

ПЁТР
…Ну, знаешь, это даже не просьба. Я не могу тебя исповедовать.

ЛЁХА
(жалобно)
Я прошу тебя и как друга, и как церковного работника.

ПЁТР
Лёх, ты не понимаешь… Тут от меня ничего не зависит. Это просто невозможно. Я же не священник.

ЛЁХА
(морщит лоб)
А кто же ты?

ПЁТР
Долго объяснять. В общем, обычный человек, который работает на гражданской должности, но просто при церковной организации.

ЛЁХА
Но ты же веришь?

ПЁТР
Верю!

ЛЁХА
Я не понимаю…

ПЁТР
Прости. Тут у нас всё сложно.
(после паузы)
А если ты настаиваешь…

ЛЁХА
Настаиваю!

ПЁТР
(не прерываясь)
…Тогда я бы посоветовал обратиться к отцу Сергию.

Пётр смотрит вдаль, прищуривается и замечает за кустами в конце аллеи того священника, который был с ним в канцелярии.

ПЁТР
Вот он идёт.

Пётр и Лёха некоторое время сидят молча. Пока мимо них не проходит отец Сергий. Он неспешно идёт по дорожке с симпатичной дамой и как-то странно кивает Петру, оставляя двоякое впечатление о том, что он имел ввиду. 

Пётр и Лёха провожают отца Сергия со спутницей взглядом.

ЛЁХА
Нет, я настаиваю, чтобы это был ты.

ПЁТР
Лёх, я уже объяснял, я не могу…

ЛЁХА
Мне всё равно, как это будет называться. Я просто расскажу тебе всё, а ты отпустишь грехи…
(скороговоркой)
Начну с самого начала. Я всегда был склонен к поступкам, приносящим проблемы окружающим. В школе я украл у своих одноклассников, то есть, у вас, лыжи. Помнишь, все долго искали, кто это сделал, но так и не нашли?…

Пётр настороженно оглядывается по сторонах.

ЛЁХА
На выпускном я украл у ботанички футляр от телефона… Но он к моему даже не подходил по размеру…

ПЁТР
Извини, прерву. Всё ясно. Но тут – не лучшее место.

Пётр поднимается со скамейки. За ним встаёт и Лёха.

ПЁТР
Давай просто попробуем поговорить. Религиозные обряды тут ни при чём…

Петра прерывает и заглушает звук колокола. Пётр и Лёха быстро удаляются от лавочки, словно колокол их гонит. Лёха даже инстинктивно пригибается.

ПЁТР
(на ходу)
Давай встретимся завтра вечером. Я буду полностью в твоём распоряжении.

20. НАТ. УЛИЦА – ВЕЧЕР

Пётр методично ходит кругами вокруг автобусной остановки. Подносит к уху мобильный телефон.

ОПЕРАТОР МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ (ГЗК)
Телефон абонента выключен или находится вне зоны действия сети.

21. ИНТ. КВАРТИРА ПЕТРА И ЕВГЕНИИ – ВЕЧЕР

Пётр задумчиво ходит с прислонённым к уху мобильным телефоном из большой комнаты в прихожую и обратно.

ПЁТР
(в трубку)
Ирина Николаевна, а Женя не у вас? Нет? Нет, ничего не случилось. Спасибо. До свидания. Всё хорошо.

22. ИНТ. КВАРТИРА ПЕТРА И ЕВГЕНИИ. БОЛЬШАЯ КОМНАТА – ВЕЧЕР

Пётр задумчиво сидит за журнальным столиком и возит по нему чистый лист бумаги, поддевая его пальцем то за один, то за другой угол.

23. ИНТ. КАНЦЕЛЯРИЯ ПРИ ПРАВОСЛАВНОМ ПРИХОДЕ – ДЕНЬ

Пётр сидит за своим рабочим столом и, как Штирлиц, строит на столе замысловатые картины из спичек. Сначала – что-то вроде дома, потом – церкви, потом – фигуры женщины.

24. ИНТ. КВАРТИРА ПЕТРА И ЕВГЕНИИ. КУХНЯ – ВЕЧЕР

Пётр задумчиво сидит за обеденным столом. Ест всухомятку большой бутерброд из всякой еды, что попалось под руку.

Вдруг из прихожей доносится звук открываемой двери. Пётр перестаёт жевать и прислушивается.

Потом из прихожей доносится звук снимаемой одежды.

Через несколько секунд на пороге кухни появляется Евгения. У неё очень нерешительный вид.

Пётр ничего не говорит, только откладывает свой бутерброд.

ЕВГЕНИЯ
Здравствуй, Петя!

ПЁТР
Здравствуй.

ЕВГЕНИЯ
Я не одна.

С этими словами из прихожей выглядывает Лёха.

ПЁТР
Ну, что же вы, проходите.

Но Лёха, как и Евгения нерешительно стоит в дверях. В этот момент зритель видит, что Лёха держит Евгению за руку.

После некоторой паузы Евгения вдруг бросается Петру в ноги.

ЕВГЕНИЯ
Прости меня! Я виновата. Бес попутал, понимаешь… По-другому объяснить не могу. Бес! Бес!

Евгения трижды крестится и трижды опускает голову, едва не ударяясь лбом об пол. Пётр взирает на всё это со стоическим спокойствием. Лёха виновато переминается с ноги на ногу в дверном проёме.

ЕВГЕНИЯ
Всё это время я тебя обманывала. Не говорила всей правды. Этот твой Лёха был моим первым… А потом мы как-то встретились после окончания школы… И даже ещё до нашей свадьбы… И вот, семь лет уже…

Евгения осеняет себя крестным знамением, читает молитву и каждый раз низко-низко опускает голову.

ЕВГЕНИЯ
Святый Боже, Святый крепкий,
Святый безсмертный, помилуй нас…
Святый Боже, Святый крепкий,
Святый безсмертный, помилуй нас…
Святый Боже, Святый крепкий,
Святый безсмертный, помилуй нас…

Евгения, продолжая стоять на коленях, поднимает на Петра вопросительный взгляд - ждёт реакции. Но Пётр внешне не выглядит ни удивлённым, ни разозлённым, скорее - усталым.

ПЁТР
На всё воля божья.

ЕВГЕНИЯ
(резко)
И ты вот так это говоришь?! На всё воля божья, и всё?

ПЁТР
Ты хотела услышать что-то другое?

Евгения встаёт в полный рост, отирает слезу, поправляет прическу.

ЕВГЕНИЯ
Да, представь себе! Ты как будто не про себя всё это слышишь?!

ЛЁХА
Жень, не надо… Он просто в шоке. И я его понимаю - такое сразу услышать…

Лёха подходит к Евгении, берёт её за руку и с жалостью смотрит на Петра.

Лёха делает шаг в сторону выхода, но Евгения резко высвобождает руку и бросает на Лёху ненавистный взгляд.

ЕВГЕНИЯ
(кричит на Лёху)
Не вмешивайся. Я просила! Мы с тобой ещё поговорим!
(поворачивается к Петру)
А ты просто так от меня не отделаешься. Думаешь, можно вот так сидеть и жевать, когда я перед тобой всю душу изливаю? Я требую к себе хотя бы уважения! Я твоя жена!

Но тут заводился не Пётр, а Лёха.

ЛЁХА
Дорогая, я что-то тебя не понимаю. Ты требуешь уважения от него, а меня просто вычёркиваешь и всё? Это ты с самого начала придумала, чтобы в вашей внутрисемейной мелодраме я был третьим лишним, да?…

Евгения, повернутая к Петру, делает попытку отмахнуться от Лёхи, словно от назойливой мухи. Но он перехватывает её руку.

ЛЁХА
Я тоже требую к себе уважения. Я, в общем-то, тоже приехал сюда не совсем по своей воле, а потому что ты так хотела. Поэтому будь лаской…

Евгения резко поворачивается к Лёхе.

ЕВГЕНИЯ
(кричит)
Я ничего такого тебя не просила! И ты совершенно правильно сказал, что здесь ты - третий лишний, ты появляешься всегда не к месту и не ко времени! Чего ты хочешь? Мы встречались-то два-три раза в год…

Лёха унижен. Он с бешеным, почти остекленевшим взглядом смотрит на икону Николая Угодника на стене.

ЛЁХА
(орёт)
Для чего тогда ты меня сюда позвала?!

ЕВГЕНИЯ
(перекрикивает)
Я тебя не звала!

На несколько секунд воцаряется тишина. Лёха и Евгения как будто не понимают, что происходит. Лишь Пётр спокоен.

ПЁТР
(спокойно)
Это я позвал.

Повисает ещё более «мёртвая» тишина.

25. ИНТ. КВАРТИРА ПЕТРА И ЕВГЕНИИ. БОЛЬШАЯ КОМНАТА – ДЕНЬ (ФЛЭШБЕК)

Пётр уже без бороды роется в бумагах Евгении, лежащих в дамском столике в углу комнаты. Он зачитывается маленькой записной книжкой.

ПЁТР (ГЗК)
Я давно нашёл доказательства твоей измены. Давно знал о существовании Лёхи. Вернее, Лёху я вообще знал сто лет, ещё со школы. Но и про ваш долгоиграющий роман тоже давно уже был в курсе.

Пётр слышит звук ключа, поворачивающегося в замке входной двери. Он кладёт записную книжку обратно в ящик дамского столика, тихо проходит к выключателю, выключает свет, ложится на маленький диванчик и притворяется спящим.

В комнату заглядывает Евгения, выглядящая моложе, чем сейчас и с другой причёской. Видит спящего мужа, выходит.

26. ИНТ. КВАРТИРЫ ПЕТРА И ЕВГЕНИИ. КУХНЯ – ВЕЧЕР

Пётр по-прежнему сидит за столом. Евгения и Лёха стоят у двери.

ПЁТР
А дальше - дело техники. Нужно было найти повод, чтобы пригласить Лёху. А потом посмотреть, хватит ли у вас наглости делать всё прямо у меня под носом…

27. ИНТ. КВАРТИРА ПЕТРА И ЕВГЕНИИ. ПРИХОЖАЯ – ВЕЧЕР (ФЛЭШБЕК; НЕДАВНИЙ)

Евгения и Лёха шепчутся в прихожей. Вернее, Лёха громким шёпотом пытается чего-то добиться от Евгении. А она, молча и почти не глядя на него, разбирает в шкафах вещи.

ЛЁХА
Я не понимаю, для чего ты меня позвала?! И почему ведёшь себя так… Я устал уже от ваших секретов! Ты хотела, чтобы я приехал – и я приехал…

ЕВГЕНИЯ
Я такого не говорила…

ЛЁХА
Хорошо, ты не хотела, чтобы я приехал. А я всё равно приехал. Потому что был полным мудаком и пребывал в полной уверенности, что ты этого хотела! Хорошо, пусть так. Но сейчас, объясни мне, что ты хочешь от меня сейчас?… Что я, по-твоему, должен делать?… Когда мы расскажем обо всём Петру?… Ты опять молчишь, и я не знаю, как тебя понимать!

ЕВГЕНИЯ
(без всяких эмоций)
Кофту подай.

28. ИНТ. КВАРТИРЫ ПЕТРА И ЕВГЕНИИ. КУХНЯ – ВЕЧЕР

Пётр по-прежнему сидит за столом. Евгения и Лёха стоят, как заколдованные. Лёха смотрит и на Петра и на Евгению с каким-то почти мистическим удивлением.

ЛЁХА
Ну, вы даете… Оба… Понятно, я - грешник, бабник, атеист и так далее и тому подобное. Но я же думал, что у вас всё по-другому…

Евгения смотрит на Лёху со злостью. Лёха поворачивается и пытается уйти.

ПЁТР
Подожди. Мы не договорили.

Лёха останавливается в дверях и нехотя поворачивается.

ЛЁХА
Чего тебе ещё?

ПЁТР
Я не буду чинить вам с Женей никаких препятствий. Я отхожу в сторону. Совет вам, как говорится, да любовь…

Воцаряется тишина. Лёха пожимает плечами и вопросительно смотрит на Евгению, он уже не знает, чего можно ждать от этих людей.

А Евгения вдруг начинает плакать и причитать.

ЕВГЕНИЯ
Петя, что ты такое говоришь? Какая любовь? Не было у нас ничего. Я остаюсь с тобой!
(пытается погладить мужа по руке; с нежностью)
Что ты такое говоришь, дурачок?…

Пётр мягко отстраняет руку, подходит к окну, выглядывает в него, а потом начинает прохаживаться по кухне, закинув руки за спину.

Евгения в это время садится на его стул. А Лёха не выдерживает и выходит из кухни.

ПЁТР
Я не сказал ещё одну вещь…

Евгения наливает из графина полный стакан воды и даже больше, пролив часть на стол. Потом залпом выпивает воду из стакана.

ПЁТР
Я не свободен.

Стакан падает у Евгении из рук. Не разбившись, катится по столу, а потом сам же и останавливается. Она ничего с ним не делает.

В кухню заходит Лёха. Он стоит в дверном проёме, скрестив руки на груди, и ждёт, что будет дальше.

ПЁТР
У меня есть другая девушка. И… я бы не хотел, чтобы вы сегодня встречались…

Петр делает попытку выйти из кухни. Но Евгения падает на пол и начинает в буквальном смысле скулить. Она хватает Петра за ноги и ползёт за ним по полу, не давая ему уйти.

ЕВГЕНИЯ
(сквозь слёзы)
Петя, прости меня дуру грешную. Не оставляй меня! Петя…

Выглядит всё это отвратительно. Лёха в оцепенении смотрит на эту сцену и, глядя на икону Николая Угодника, с которой он «чокался», возможно, впервые в жизни, осеняет себя крестным знамением.

29. ИНТ. КУХНЯ КВАРТИРЫ ПЕТРА И ЕВГЕНИИ – ВЕЧЕР

На кухне за закрытой дверью сидит Лёха. В руке у него открытая бутылка пива. У Лёхи замученное и одновременно улыбчивое лицо (как улыбаются люди, решившие, что всё так плохо, что хуже уже не будет).

Лёха смотрит немного пьяным взглядом на икону Николая Угодника и как будто перемигивается с ней. А напоследок вновь, как в начале, поднимает перед иконой бутылку, мол, «Ну, будем…»

Из-за стены начинают доноситься женские вопли (Евгении), в которых сложно что-то разобрать, и тихое, опять же неразборчивое мужское увещевание (Пётр), а также звуки падения каких-то предметов, борьбы.

Лёха подходит к раковине, выливает туда пиво и медленно, словно нехотя, бросив напоследок взгляд на Николая Угодника, проходит в большую комнату.

30. ИНТ. КВАРТИРА ПЕТРА И ЕВГЕНИИ. БОЛЬШАЯ КОМНАТА – ВЕЧЕР

Лёха видит, что Евгения как будто не в себе. Она рвётся вперёд, к выходу на балкон. А Пётр силой держит руки жены у неё за спиной. Вокруг валяются предметы, скинутые со шкафов.

Евгения тяжело дышит. Пётр смотрит на Лёху взглядом, в котором можно прочитать: «Сам всё понимаешь».

ЛЁХА
Зачем ты её мучаешь?

ПЁТР
(удивлённо)
Я?
(резко отпускает Евгению)
Давай, сам попробуй…

Пётр отходит и почти с издёвкой смотрит на Лёху.

А Лёха подходит к Евгении и обнимает её, гладит по волосам. Первые несколько секунд она бьётся в каких-то конвульсиях, но потом эти движения постепенно затухают, она успокаивается.

ПЁТР
Всё, с меня хватит.

Пётр быстрым шагом выходит из комнаты.

Но Евгения вдруг, как тигрица, бросается за мужем и встаёт перед ним. Лёха не успевает её остановить.

ЕВГЕНИЯ
(голосом человека, которому нечего терять)
Я тебя не отпущу, мой милый. Я буду всегда висеть камнем на твоей шее, живая или мёртвая…
(Пётр и Евгения одновременно бросают взгляд на приоткрытую дверь балкона)
Мы же обещали друг другу жить в горе и радости и умереть в один день…

ПЁТР
(впервые чертыхнувшись)
Ты совсем с ума сошла… Но я в твои игры не играю…
(отворачивается, быстро накидывает ветровку)
Шантажируй других… Прощай…

Пётр открывает входную дверь и делает шаг из квартиры.

В этот момент Евгения разворачивается, быстро пробегает по большой комнате мимо задумчивого нетрезвого Лёхи, открывает настежь балконную дверь и свешивается вниз.

Но Пётр уже принял для себя решение. Одновременно с «забегом» жены он быстрым шагом уходит в другую сторону, прочь из этого дома.

Только Лёха бросается на балкон и хватает Евгению за руку. Но так как он немного не трезв, он сам чуть не скидываёт её вниз.

31. УЛИЦА С ДОМОМ ПЕТРА И ЕВГЕНИИ - ВЕЧЕР

Под балконом собираются прохожие, показывают пальцами наверх.

Вид снизу. Евгения уже занесла одну ногу за перила балкона. Но Лёха держит её за руки, тянет назад и что-то (отсюда не слышно) говорит. Он явно расстроен и растроган.

Лёха уговаривает Евгению забраться обратно. Она облокачивается на него всем телом и переносит ногу обратно на балкон.

32. КВАРТИРА ПЕТРА И ЕВГЕНИИ. БАЛКОН – ВЕЧЕР

Лёха помогает Евгении, улыбается, в глазах у него стоят слёзы.

ЛЁХА
Ну, что ты, в самом деле. Это же не стоит того, чтобы вот так… Да, я всё понимаю, но и ты пойми…
(бережно сажает Евгению на стул на балконе, а сам снова подходит к перилам, свешивается вниз и грозит кулаком)
А вы чего стоите? Ну-ка, по домам все! Пошли! Нашли, понимаешь, зрелище…

ЕВГЕНИЯ (ГЗК)
(тихо)
Лёш…

ЛЁХА
А?

Лёха, повеселевший от того, что всё хорошо закончилось, оборачивается и видит, что Евгения, повернувшись к нему лицом, стоит у другого края балкона. Она уже заступила обеими ногами за перила. И через секунду её уже нет. Ни криков, ничего. Просто её уже нет. 

33. ТИТР

«Прошло 5 лет»

34. ИНТ. НЕИЗВЕСТНАЯ КВАРТИРА – ДЕНЬ

Детская комната. Пётр нянчится с двумя маленькими детьми. В руках он укачивает совсем маленького ребёнка, завёрнутого в розовое одеяло. А под ногами у него играет машинкой мальчик, которому года три.

Здесь уже ничего не напоминает о религии. И при этом обстановка значительно богаче, чем была в квартире Петра и Евгении. А Пётр одет в деловой костюм с иголочки, также он носит брендовые очки.

В комнату заходит красивая и стройная женщина лет 30-ти. Это СВЕТА – новая жена Петра. Она подносит к его уху айфон.

СВЕТА
Тебя…

Пётр улыбается и разговаривает по телефону, продолжая убаюкивать маленького ребёнка и позволяя жене держать трубку у своего уха.

ПЁТР
(в трубку)
Да, Сергей Павлович, держу ситуацию на контроле. Пусть поставщики обращаются ко мне напрямую. Не нужно никаких посредников. Я всё улажу…

35. ИНТ. ХРАМ – ДЕНЬ

В храме служит некий священнослужитель. Зритель видит его со спины. И только секунд через пятнадцать понимает, что это Лёха – а теперь отец Алексий.

36. ИНТ. НЕИЗВЕСТНАЯ КОМНАТА – ВЕЧЕР

В комнате приглушённый свет.

Зритель видит лишь женские руки, перелистывающие страницы школьного фотоальбома. Здесь собраны снимки из класса, в котором учились Пётр, Евгения и Лёха. Женские руки особенно долго держат фотографии то строгой, то улыбающейся Евгении.

Потом идёт небольшая порция фотографий Петра и очень много изображений весёлого и бесшабашного Лёхи, который всегда любил быть в центре внимания.

МУЖСКОЙ ГОЛОС (ГЗК)
(навеселе)
Девочки, гляньте-ка! Явление Христа народу! Отец Алексий снизошёл до нас и озарил светом от своего этого, как его, над головой, встречу грешников из 11 «Б»! Теперь все в сборе!
(пауза)
Погоди, а где этот?… Только что тут был… Где наш бизнесмен великий?
Вы, что, обалдели?! Я ещё в своём уме. Только что тут был!
(голос затухает, как будто говорящего уводят)
Как ушёл? Куда? Уже? Это свинство… Натуральное свинство. Я тоже занятой человек! Пусть столько и не зарабатываю… Я протестую! 

Женские руки неизвестной закрывают фотоальбом. Поднимают с рядом стоящего столика бокал шампанского. Тень неизвестной выходит из комнаты. Её рука выключает свет.

ЗТМ.