Бабушка

Лена Рожкова
         Бабушка  жила  с  нами  не  всегда...Она  приехала  к  нам,  когда мама  работала  в Понинках,  куда  её  направили  работать  после  окончания  Ленинградской Лесной Академии. Вообще-то  мама могла остаться в  Ленинграде,  как  блокадница. Но  дом,  где  семья  жила  до  войны,  был  разбомблен,  а  остатки его были  разобраны  местными жителями  на дрова.  Жить  было  негде  и  мама  согласилась  ехать  работать  на  Украину, так  как  там  была  работа  по  специальности  и  предоставляли  жильё.А  для  мамы  это  было  очень  важно,  так она  была  в положении. И  как столько  она приехала  на новое  место жительство, то   вскоре  и  родила  меня.  При  этом  она  до  последнего  дня  ходила  на  работу  и  только  в самый  последний  день пришла  в  местную  больницу,  но  там  на  неё  мало  обращали  внимания,  так  как  в  это  время  в  больнице  умирала  медсестра  от  неудачного  аборта. В  те  времена  аборт  был  запрещён  и  женщины  его  делали  тайно  в  подпольных  условиях,  где-то  в  частных  домах..
        Из-за  антисанитарных  условий в  подполье  женщины   умирали  от заражения  или  сильного  кровотечения...Так  было  и  здесь...
        Молодая  медсестра  умирала  от большой потери  крови...А  в это  время  родилась  я  -  21  июля,  в  самый  жаркий  месяц, плаксивая, но  здоровенькая  с  3,5  кг  весом...
        Мама  говорила,  что у  меня  были  синие-синие  глаза  и  чёрная  прядь  волос...А  к  году  я  стала  светлой  блондинкой,  но  синие  глаза  у  меня  были  почти  до  двух  лет...А  потом  изменили  свой  цвет и превратились  в карие, а светлые волосы у  меня  были  до  15  лет, но  потом вдруг потемнели  и стали  русыми,  а  потом и каштановыми, - я никогда  не  красила  их,  как  никогда  не  пользовалась  косметикой, кроме  губной  помады,  хотя  это  не  спасло  меня  от  возрастных  изменений...

        Так  вот,  когда  я  родилась, именно  тогда  к  нам  приехала  бабушка,  чтобы  помочь  маме  ухаживать за  мной. Она  купала  меня, кормила,  качала,  чтобы  я  не  плакала, гуляла  со  мной по  солнечному  дворику. 
        А  в это  время мама  работала  на  бумажной  фабрике  в  две  смены  и  приходила  только  покормить  меня  грудью. Тогда  было  очень трудное  время   и  работали  по двенадцать - восемнадцать  часов  в  сутки, а порой  и без  выходных.И  мама  редко  была  дома...Все  забота  обо  мне  ложились  на  плечи  бабушки.
        Когда-то,  в  молодые  годы, она родила  пятерых  детей,  но выжили  у  неё только  трое, - это были Мария(моя  мама),младшенькая Анна(тётя Аня) и мальчик Александр(дядя Саша)... А дедушка, муж  бабушки, погиб  во  время  войны  под  Ленинградом...Я  его  никогда  не  видела, как не  видела  и дядю Сашу, который  очень  рано  умер  от  туберкулёза  в  Сибири.
       
       Бабушка до  моего  рождения  жила  у тёти Ани,  маминой  сестры, и  когда  я  подросла  и  пошла  в  школу,  бабушка  уехала  к младшей своей  дочери Анне,  ухаживать  за  её детьми. У тёти Ани тогда  родился  Мишенька,  а  потом  и  Сашенька,  а  всего  за  десять  лет  она   родила  пятеро  мальчиков,  хотя мечтала о девочке,  но  девочки  у  неё  не  получались... А  мальчишек  звали -  Миша,  Саша, Серёжа,  Володя  и  Матвей...  Четыре  мальчика были похожи на тётю Аню, а Матвей - своего отца (Михаила Матвеевича) Это именно  Матвейка  должен был родиться девочкой.Но  увы, ребёнок оказался  мальчиком...Очень  умненьким, но  слабеньким...

        Бабушка  была  очень доброй и ласковой, и  жутко  трудолюбивой. Она  ни  минуты  не  сидела  без  дела  и  редко  отдыхала,  -  она   всегда  была чем-то  занята, - то готовила  еду, то шила, то стирала, а уж  если  отдыхала, то на отдыхе вышивала подушечки крестиком  или гладью.. Без  дела  я  её  не  помню. Но  когда  она  что-то  вышивала  или  вязала,  то  очень любила рассказывать о себе, о своей  молодости и о  своих  сестрах,  которые до  сих  пор жили  где-то  в  деревне  и  редко куда-то выезжали, а в гости   к  нам приезжали  их  дочери. И  когда  эти  бабушкины  гостьи  всё-таки приезжали, то  потом  вся  семья  всю  ночь сидела за  столом,  рассматривая  старые  фотографии и  вспоминая былые  времена и  жизнь всех  родственников. 
        Мама,  конечно, с  интересом  слушала  их, а  я  в  это  время  спала и  многое  из  рассказанного,  увы, не  слышала... Это  уже  потом  кое  что  узнавала от бабушки  и  мамы..До  сих  пор  я  слишком  мало  знаю о  своей  родне. Пока были  живы  бабушка,  тётя  Аня  и  мама, то  ещё переписывались  и  обменивались  фото, а  потом  связь  оборвалась. Новое  поколение  родни были  сами  по  себе и  мы  для  них  были  почти  чужие. Старое  поколение  ушло, а у  нового  свои  заботы и проблемы, -  им  не  до  какой-то  там  далёких  родственников. Да  и  нам тоже...
        Только  однажды  мы    приехали  в деревню  Алешок  на бабушкину  Родину  и  увидели  детей  её  умерших сестёр, -  обычных  деревенских  тётек.  Но  у этих  тётечек  были  очень  красивые  дети, которые выросли и уехали  в Брянск, чтобы  жить  и  работать  там...Больше  мы  никогда  ни  с кем  не встречались  и  не виделись. Связь  окончательно  оборвалась...
        И  уже нет рядом  ни  бабушки, ни  мамы, ни  тех  деревенских сестёр, чтобы  расспросить их о  прошлом...Люди  ушли  и  унесли  с собой в  небытие  историю  своей  жизни  и  историю  нашего  рода  и  прошедшие  события  на  земле  и  в  стране...Грустно...Печально.