Не люби меня так

Александра Милованцева
I

Юла. Так звали ее родители. Непоседа и егоза. Везунчик. Все у нее получалось как бы само собой. Пятерки, грамоты в спортивной секции, похвалы в художественной школе… Одна дочка в семье. Мать, отец, бабушки и дедушки не чаяли в ней души и не могли нарадоваться.

В нее была влюблена вся мужская половина класса… Ее фотографии носили в нагрудных карманах. У своего порога она находила букетики цветов, выбирала, с кем и когда пойдет в кино.

Может, все дело в воспитании или в книжках, прочитанных в детстве - так или иначе, но Юла обладала серьезными моральными принципами. Она хотела всего добиться сама, уважала в себе и  в других свободу и самостоятельность. По убеждению многих мужчин красивой женщине умной быть совершенно ни к чему, даже вредно: ведь главная задача  красивой блондинки – молча стоять где-то неподалеку и загадочно улыбаться. Юла не любила пускать в ход свои женские чары и искренне удивлялась, когда в школе ей легко ставили пятерки, а в институте – зачеты. Юла никогда не унижалась сама и терпеть не могла, когда унижались другие.
Если ухажер начинал краснеть и бледнеть при встрече с ней, если не был достаточно решителен, она переставала его уважать. Если же, напротив, был излишне самоуверен и ущемлял тем самым ее достоинство – на продолжение рассчитывать тоже не приходилось.

В итоге она влюбилась в довольно самобытную личность.  Задумчивый, умный, ответственный ОН притягивал ее с первой минуты их знакомства.  ОН всегда держался отстраненно, если не сказать холодно. Был вежлив и галантен. С ним хотелось быть безупречной и сделать для него все, чтобы растопить лед и увидеть улыбку на его лице.

II

То, что они с Ленкой поженились, было ошибкой. Так Трагин привык считать. Может, так и было. Сейчас, после стольких лет совместной жизни, после развода, скандалов, после наставшего наконец перемирия, он уже ничего не знал.

Любил ли он ее? Наверное. Раньше – точно. Потом все превратилось в кошмар. Она всегда казалась ему красавицей и умницей. Хорошая мать, заботливая жена. В ее мире все было правильно. Она помогала людям. Иучала Камасутру, чтобы быть хорошей любовницей. Составляла списки подарков на Новый год и не забывала поздравлять друзей с днем рождения. Покупала ему хорошие хлопковые рубашки и шелковые пижамы. Никогда не ошибалась размером. Она не могла ошибаться. Она всегда говорила правильно и честно. Он гордился ею и восхищался. И его от нее тошнило.

III

Катя впервые увидела Трагина на конференции, где тот выступал с докладом о юридических аспектах ведения бизнеса со странами Азии. Катя не очень разбиралась в тонкостях международного законодательства, однако отметила Трагина как интересного докладчика. Зал слушал внимательно, доклад звучал понятно и не скучно. Она присутствовала на мероприятии по долгу службы – банк, в котором она работала, выступал генеральным спонсором мероприятия.

Катя разглядывала его и пыталась представить, может ли улыбаться этот человек. Есть ли в его жизни что-то кроме работы? Жена, дети, любовница? Сколько ему лет? Она быстро набрала в поисковике его фамилию. Информации было мало. Тридцать пять лет – на семь лет старше Кати. Парочка пресс-релизов с его цитатами. Президент компании такой-то… Личной информации – никакой. Кольца нет, но это ничего не значит.

Теоретически Катя хотела замуж, однако перспектива кардинально поменять жизнь, лишиться возможности срочно собраться и уехать в командировку или на дачу к друзьям, ее пугала. Катя прилично зарабатывала, снимала с подругой квартиру в центре Москвы, гордилась своей работой и свободой.

Таких, как Катя, любят работодатели – симпатичная, стильная, строго одетая, уверенная и не обремененная семейными обязанностями. Катя легко могла задержаться на работе, с увлечением рассуждала о дедлайнах, а в пятницу традиционно посещала с коллегами какой-нибудь модный бар, который престижно потом запостить в Фейсбуке. В баре обычно обсуждались офисные новости, перспектива бонусов, а также планы на выходные и отпуск.

Любили Катю работодатели и коллеги не только как ценную сотрудницу, но и как веселую тусовщицу. Она всегда была на коне и всегда на виду. Встречаться с ней было престижно. Недостатка в поклонниках она не испытывала, как и потребности в них….

Катя любила сложные задачки. На работе и в отношениях. Она работала менеджером в отделе обслуживания VIP-клиентов банка, так что изобретать предлог для знакомства не было необходимости.

IV

У маленького Вовы не было счастливого детства. Что-то там не складывалось в жизни у родителей. Отец пил горькую, сколько Вова себя помнил. Вообще, отец был добрым человеком, а пить начал после того, как потерял работу. «Страдал от нереализованности», – объясняла Вове мама.

Отец, по его словам, всегда хотел для семьи лучшего. Но вспоминались Вовке крики на кухне, слезы, пробуждения среди ночи, когда отец приходил с работы пьяным, будил сына и начинал его целовать, обдавая тяжелым запахом. «Ты мой родной… Сынок мой любимый…». Вовка боялся, когда папа так его любил. «Не надо ему такой любви!», –  кричала мама.

За год до смерти отец бросил пить и устроился работать сторожем в ювелирном магазине за углом от дома. Бросив пить, он стал угрюм и малоразговорчив. Но Вове нравилось приходить ночью к отцу на работу, было в этом что-то таинственное. Ему, десятилетнему мальчику, казалось что отец – тайный агент и выполняет секретную миссию. Пистолета, правда, у него не было, но воображение легко дорисовывало недостающие детали. Иногда они играли в пиратов прямо в магазине, и это было здорово. Тогда отец улыбался. Пожалуй, это были его самые счастливые воспоминания детства.

Запомнился разговор с отцом незадолго до его смерти. Глядя на блестящие кольца с разноцветными камнями, папа тяжело вздыхал и говорил, гладя Вовку по голове: «Не купил я твоей мамке таких колец… Ничего ей не дал… Но я всегда любил ее». Вовке было не совсем понятно, что такое мамке надо было дать, чего отец не дал.

V

Трагин познакомился с Леной в медсанчасти, где Лена проходила стажировку. В тот же день они пошли в кино, а уже через пару дней целовались в парке.
Лена училась в медицинском институте и превыше всего ценила чистоту, аккуратность и пунктуальность. Мама всегда говорила Лене, что ходить в кино можно с кем угодно, а выбирать мужа надо с головой.

Лена соглашалась, но выбирала сердцем – ей было все равно, что Трагин приехал из маленького северного городка, не имел жилплощади и столь нужных в наши дни связей и родственников в Москве. Зато Трагин был серьезен, загадочен, разносторонне образован и романтичен. А иногда и шутлив. Если говорил о серьезном, то интересно, глубоко и точно подмечая любопытные детали. Мог непринужденно поддерживать шутливый треп «ни о чем», веселя окружающих. Его невозможно было предугадать. К тому же, Трагин закончил высшее военное училище, и Лене сразу приглянулась его подчеркнутая опрятность, уважение к правилам и договоренностям.

Одним словом, для Лены он по всем критериям был положительным героем. Поэтому после полугода галантных ухаживаний, она вышла за него замуж.

Многие считали Трагиных образцово-показательной парой. Лена трепетно ухаживала за мужем – брючки всегда отпарены, борщик всегда свежий. Трагин тоже старался от души. Выносил мусор и делал смешные подарки на восьмое марта. Помогал Лене в работе.

Сначала молодожены несколько лет мытарились по общежитиям да по съемным квартирам. Однако основательный Трагин делал блестящие успехи в карьере. Вначале, служа в оборонке, подрабатывал программистом. Потом получил второе высшее, юридическое, образование, и устроился в международную юридическую фирму. Накопив опыта, нашел партнеров – тоже с военным прошлым, и они открыли собственную компанию по производству каких-то там аппаратно-информационных устройств для миниэлектростанций. Наладили сбыт, оседлали волну, открыли второе производство в Китае… Трагины купили квартиру, построили дом, завели детей.

До рождения первого ребенка Лена работала педиатром. Потом занималась благотворительностью, обустраивала быт любимому супругу, растила детей.

VI

Итак, Юла влюбилась в загадочную, как ей казалось, личность. Случилось это на последнем курсе института. Вообще, несмотря на большое количество поклонников, Юла была девушкой серьезной и идейной. Количество ее походов в клуб и на шумные вечеринки за все студенческие годы можно было счесть с помощью пальцев двух рук.

Она училась на медика, училась очень хорошо. Летом работала в пионерском лагере. В свободное от учебы время занималась в театральной студии и волонтерила в Красном Кресте. Пожалуй, Юла была идеалисткой – ей хотелось спасти весь и мир, и отдельных его жителей.

Когда в  одно из лет она работала пионервожатой в лагере для детдомовских детей, ей до слез было жалко детишек, которые, обделенные любовью и теплом, как котята жались к  вожатым.

Так и случилось, что она, лучшая студентка курса, не пошла работать в растущие, как грибы, частные клиники, а решила стать педиатром в детском доме.
С НИМ она познакомилась, незадолго до окончания института. Он был умным, образованным, идейным и грустным. Он был из не очень благополучной семьи, тоже страдал от недостатка родительского  внимания. Ей хотелось сделать его счастливым. Кроме того, ей виделся «соратник по оружию», который не понаслышке знает о грустных сторонах жизни и хочет изменить мир к лучшему. Она любила, когда он улыбался…

VII

Трагин дарил жене кольца, цепочки и шубки. Много работал. Когда он приходил домой, она всегда обнимала и целовала его. На столе его всегда ждал ужин. Ровно в десять часов вечера они отправлялись в постель. Лена облачалась в кружевной пеньюар и нежно прижималась к нему. По выходным они выбирались «в свет» и встречались с партнерами по бизнесу.

А Володю не оставляло ощущение, что все это какое-то ненастоящее, как театрализованное представление. Эму хотелось сказать Лене – «не будь такой идеальной, такой красивой, пусть у тебя подгорит пирог и ты расплачешься, пусть я случайно разобью твою любимую вазу и ты накричишь на меня, забудь когда мой день рождения… Свари на завтрак кашу, как ты любишь, а не жарь этот вечный омлет из трех яиц с беконом… Перестань быть такой безупречной… Не люби меня так…»

Володя стал чаще зависать на работе. Его все больше мучило чувство вины – ведь Лену винить было не в чем. К его задержкам на работе она относилась с пониманием. А он, возвращаясь из очередной командировки, которые становились все более частыми и длинными, дарил ей кольцо…

VIII

Есть ли что-то горше разочарования? Что-то больнее обманутых надежд? Особенно, когда надежды обманывает не прохожий на улице и не президент из телевизора, а самый близкий человек, с которым ты бок о бок прожил много лет? Которому прощалось, если не все, то многое?

Сначала Юла и ОН действительно были единомышленниками. Он помогал ей запустить интернет-портал для привлечения волонтеров, помогал собирать деньги на лечение детей, помогал организовывать поступление в институты выпускников детских домов…

Однако, чем успешнее двигалась его карьера, тем меньше времени у него оставалось… Все чаще его помощь выражалась в деньгах, а не во внимании и участии. Ему, пожалуй, нравилось, что она занималась благотворительностью – как жены олигархов.

– Кто-то же должен работать и зарабатывать деньги, чтобы ты могла заниматься своим детдомом?

Фраза, брошенная без злого умысла, возможно, даже с самыми лучшими намерениями, сильно ранила ее. ОН считал, что она занимается ерундой.

Шубки и кольца, которые он дарил ей, не радовали ее. А поговорить стало абсолютно невозможно, его никогда не было дома. «Он работал ради семьи». Попытки поговорить, когда ей все-таки удавалось дождаться его, вызывали его раздражение – он очень устал, а она своими разборками выводит его из равновесия, он теперь не выспится и так далее…

В итоге Юла перестала пытаться что-то изменить. Она оставалась образцовой женой и матерью и продолжала заниматься тем, что считала правильным. Ее, правда, угнетало, что она живет на его деньги. Юла стала замкнута и неразговорчива. Ей казалось, что он должен заметить перемены… что-то понять… но годы шли, и ничего не менялось. Подав на развод, она испытала огромное облегчение.

IX

Ленина правильность стала раздражать Трагина. Она перестала быть компанейской и, ссылаясь то на головную боль, то на детей, то еще на что-то, стала избегать компании Трагина, его партнеров, не поехала с ним на чемпионат мира по футболу… Не пришла на корпоратив… Один раз, потом другой…

Его партнеры и приятели постепенно привыкли к тому, что он везде появляется один.

***
На фуршете после какой-то конференции к Трагину подошла яркая зеленоглазая брюнетка. Потом они снова встретились на международном форуме в Санкт-Петербурге. А потом еще раз – уже в Гонконге…

Катя произвела на Трагина завораживающее впечатление – в курсе всех событий, одета по последней моде. Опытный взгляд Трагина определил бриллианты от Картье на ее изящных ушках. Катя свободно колесила по миру – яхты, горнолыжные курорты, конференции…

 В Гонконге они в первый раз провели ночь вместе. Партнеры с восторгом смотрели
на Катю. А самолюбие Трагина тешилось тайной, которая никому не была известна – это женщина его.

Она находила предлоги, чтобы поехать в командировку туда же, куда и он. В Москве они встречались на квартире, которую он снял для нее. Она охотно колесила с ним по миру и пополняла коллекцию своих украшений. В его лице она также нашла отличного клиента в портфель банку. Он охотно помогал ей в работе и рекомендовал ее своим состоятельным партнерам и друзьям.

X

Для Трагина стало шоком, когда на восьмой год совместной жизни Лена подала на развод.

Когда, вернувшись из очередной командировки, он вручал жене розы и колье от французского дизайнера, она сказала очень буднично: «Я подала на развод».

Аргумент у нее был только один – «мы не любим друг друга». Трагин не понимал: «У
тебя есть все, что ты хотела, – дом, дети, украшения, свободное время. Я люблю тебя, я ради тебя и детей работаю!». «Такой любви мне не надо, мне нужно тепло, которого ты мне не даешь»…

Вот и все. Трагин вдруг обнаружил, что у них с Леной вообще очень мало общего.
Куда же делась девушка, которую он полюбил? Куда делась Юла, егоза, амбициозная отличница, которая могла добиться всего, чего хотела?

Он сравнивал Юлу с Катей, и сравнение было в пользу Кати. Катя не устраивала разборок. Была легка на подъем. Ничего не требовала, всегда была рада подаркам. С ней было легко…

XI

Когда они с мамой остались одни, Вовка понял, что теперь он - за старшего, за мужчину в доме. Он всегда был хорошим сыном. Выносил мусор, убирал свою комнату, мыл посуду. Выжигал по дереву – в подарок маме на 8 марта. Так же, как и отец, боялся «ничего не дать» и давал, сколько мог.

Мама замуж больше не вышла. Видимо, любила отца. А может, просто намучилась с ним и уже ничего не хотела. Она много работала, приходила поздно. «Надо ставить сына на ноги», – так она говорила. У Вовки всегда были отличные костюмчики, блестящие ботиночки, меховая шапка-ушанка. В доме всегда было мясо и масло. Летом Вовку отправляли в лагерь в Крым. На день рождения мама как-то умудрилась купить Вовке кока-колу и подарила настоящую радиоуправляемую машинку (в восьмидесятые годы таких не было практически ни у кого).

С работы мама приходила поздно и заходила в его комнату – поцеловать его перед сном: « Я люблю тебя сынок…».

А он просил ее не ходить завтра на работу и поехать с ним в зоопарк или на рыбалку. «Я работаю, чтобы ты мог учиться, чтобы у тебя все было, потому что я тебя люблю», – говорила мама. Он скучал по ней. Он еще не мог тогда сформулировать… «Мама, люби меня не так…». А потом Вовка вырос и стал Владимиром Трагиным.

XII

Второй развод обошелся Володе гораздо дороже первого. Катя знала все о его счетах и недвижимости, поэтому с домом на Рублевке и изрядной долей наличности пришлось попрощаться.

***

За пару лет до этого Володя приехал к Кате ночью в растрепанных чувствах. Его выгнала жена. Катю эта новость не слишком обрадовала. Не обрадовался и тихий мальчик Славик – художник, второй любовник Кати, – для души. Однако, взвесив все за и против, Катя согласилась приступить к проекту «Замужество».

Отношения с новой женой не были гладкими. Свободолюбивая девушка не имела пристрастия варить борщи, возвращаться рано домой и встречать Володю поцелуем. То, что совсем недавно привлекало Володю – любовь к тусовкам, путешествиям, теперь напрягало, ведь Катя совершенно спокойно делала это теперь без него. Она не собиралась обсуждать это с Володей и слушать его упреки:

– Неужели ты не хочешь провести время вдвоем? Я же люблю тебя…

– Ты не даешь мне никакой свободы, не нужно мне такой любви…

XIII

«А ведь это я сделал Юлу нелюдимой букой!», – размышлял Володя, наблюдая издалека за подъездом Ленкиного дома. Он ждал ее с букетом цветов уже второй час. Наконец она показалась. Она была с детьми и с каким-то дядькой с длинными волосами. Они о чем-то оживленно и увлеченно беседовали. Младшая сидела у дядьки на плечах.

«Я не умел ее любить, – подумал Володя – А ведь любил».

Юла выглядела счастливой. Он оставил цветы на скамейке и зашагал прочь. Он не хотел ломать ее счастья.

IX

Прости слезы, невыплаканные тобой.
Но ты не плачешь. Ты иначе скроен.
А я –  мирюсь с собой,
Твержу упрямо – мир не так устроен…
 
Прости твои глаза, что отражают
Колонки завтрашних нечитанных газет.
Соседа, что безумно раздражает…
И тень далеких гор. И сердце, где меня уж нет…
 
Прости тот вальс, что нам не прозвучал.
И в танце не соединил сердца
И пульс, что на виске не застучал
И день, где не любили до конца.
 
А я прощу не заданный вопрос.
Весну прощу, что так и не пришла.
Истории, что были не всерьез…
Подснежник, что я так и не нашла.
 
Прощу дороги, где ты не бывал,
Со мною не делил их запах пыли,
Мои следы, что ты не целовал,
И берег моря, где мы не бродили.

Не скажем мы другу другу: «Подожди.
Останься. Будь со мной. Прости.»
Ведь мы не встретились в пути
Хотя и грезилось –  Почти…