Детсад

Лена Рожкова
       Детсад  № 1,  куда я  начала  ходить  в Малине, находился  недалеко  от  главной  площади  за  церковью.  Я  не  очень  хорошо его помню...Помню,  как   меня  туда  водила  бабушка, как  цвела  высокая  сирень  вокруг  церквушки, но вот никого из  воспитателей я  не  помню, да и своих тогдашних  сверстников совершенно  не  помню,  хотя  именно  там  были  почти  все  мои  будущие  одноклассники,  с  которыми  я потом  училась  в  школе. Но как  ни  удивительно, никого из них (именно из этого городского детсада), я не  помню, хотя  и  пробыла  в этом  садике  почти  год.   
        В  этот  период жизни  я  основную  часть  времени  проводила  с  бабушкой, так  как  мама  в  это  время  работала на  фабрике  по  сменам.  Смены  были  три, -утренняя, дневная  и  ночная...Почему-то  ей  пришлось  работать  не  по  своей  должности..  Только  полгода  спустя,  когда  она  опять  съездила  в  Киев  и   в  Главке пожаловалась  на  такую  странную  ситуацию,-  вот  тогда  пришёл  приказ  из  столицы  о  том,  чтобы  ей  предоставили  должность,  согласно  штатному  расписанию  -  начальником  ОТК   Малинской бумажной фабрики...  И  с  того  времени  она  стала постоянно  работать днём,  а  не  по  сменам  мастером  цеха...И  вскоре  ей  предоставили   другую  квартиру,  ближе  к  фабрике,  чтобы  ходить  ей было недалеко. Новая  квартира  была ощутимо  меньше  прежней  и  около  неё  не  было  ни  сада,  ни  огородика, а  только  небольшой  цветник  под  окном.  Но  эта  квартира  была  уютней  и  теплей, -  она  отапливалась  грубкой (узкой печкой,  встроенной  около  двери)  между  двумя  комнатами.  Но  мы  редко  топили  эту отопительную  печку,  так  как  у  нас  не  было  ни  дров,  ни  угля... Зато  у  нас  была  большая  электроплитка,  которую  мы называли  атомкой и  её  не  выключали  ни  днём  ни  ночью, - только  спираль  часто  меняли,- она  почему-то  быстро  перегорала. А  потом на  весь  дом  провели  паровое  отопление.  Но  это  всё  было  потом...
      
          А  первый  год  мы  жили  в  центре  города и  большой  площади  смотрели  вниз, где  за  мостом  стояла  бумажная фабрика.. Эта  фабрика  была  живым  сердцем нашего  городка. Большая  половина  населения  была  непосредственно  связана  именно  с  существованием  фабрики. Весь  город зависел  от  работы  данного  предприятия...
          И  наша  жизнь  полностью зависела  от  фабрики.

          Но  пока  мы  жили  в  финском  домике,  я  помню  события,  непосредственно  связанные  с  этим  домиком  с  большими  холодными  комнатами  и с верандой, выходящей  в  сад.
          Я  хорошо  это  помню, так как одно  время  очень  боялась  выйти  в  сад и  только  через  открытые  двери  веранды  смотрела  на  волю, где  между  деревьями  и  грядками гордо гулял  большой  и  драчливый  соседский  петух, почему-то обижавший  меня.  Стоило  мне  выйти одной  из дома, как  петух  раскрывал  свои огромные   крылья  и  огненным  шаром  налетал  на  меня...Я  от  страха орала  во  всё  горло. И  тогда бабушка  хватала  веник  или  палку, выбегала  в  сад  и  гнала петуха  прочь. Петух  отлетал  в  сторону  и  гордо  подняв  голову  победно  кукарекал  на  весь  двор...
           Бабушка  потом  шла  к  соседям  и  просила  их убрать  петуха.
           И  драчливый  петух петух  исчез...То  ли его заперли  в  сарае,  то  ли  зарезали  к  празднику,  но  по  саду гуляли  только  куры  и  цыплята.
        А  сад  стал  моим маленьким  царством...Вместе  с  соседскими  мальчишками  мы строили  в  саду-огороде  шалаши  и  выдёргивали  из  земли  мелкую  сладкую морковку  и с  большим  удовольствием  грызли  её,  слегка  обтерев  от  земли..А  ещё  через  забор  мы  часто  сворачивали  головы  соседским подсолнухам  или  выковыривали  оттуда  полузрелые  семечки..Из-за  этого  бабушка  имела  неприятный  разговор  с  соседями, жившими  за  забором в  большом  двухэтажном  тоже финского  доме... Мы не дружили с ними.
...Мама  очень  сердилась,  узнав,  что я опять  нашалила  и всё  время  плохо  слушаюсь  бабушку ...И  ещё  мамочка  сердилась на  бабушка за  то,  что  та одевала  мне резиновые  боты прямо  на  носки, без  туфелек.  Но  виновата  была  не  бабушка,  а я... Я  сама  умела  обуваться  и  пока  бабушка  одевалась  и  готовилась  отвезти  меня  в  детсад,  я  сопя  от  усердия,  спешила  сама  обуться...  Боты  плохо  натягивались  на  туфельки  и  я  их  одевала  прямо на  носки... Вот  именно за это  мама  и  сердилась,  боясь,  чтоб  у  меня могут  заболеть ноги...Милая  мама  очень  волновалась  за  меня  и  старалась  оградить меня  от  всех  неприятностей.
       Не  знаю,  кого  я  в  то  время  больше  любила, -  маму  или  бабушку?
       Маму  я  видела  только  в  выходные  дни. В эти  дни  водила  меня  в  парк  и  мы  катались  на  лодке  по  небольшому  городскому   пруду...
       А  бабушка  была  со мной  постоянно  и  она  очень любила,  когда я  расчёсывала ей  волосы.  Она  ложилась  на  диван  и  я  костяным  или  деревянным  гребнем  медленно  расчёсывала  ей  длинные её  мягкие волосы.  Она  тихо  засыпала и  я переставала  расчёсывать  её.  Тогда  она  сразу же просыпалась  и просила  продолжать  дальше  чесать  её,  но  мне  это  очень быстро  надоедало. Мне было скучно.. И  я  убегала в сад,  где  по  траве  бегали  чьи-то  кролики  и  белые  куры..И  ещё были бродячие  коты...Иногда  даже  забегали  бездомные собаки, но  я  их  никогда не  боялась, хотя  бабушка  всегда   прогоняла  их  прочь...
       Каждый день  был  для  меня  полон  событиями и  открытия  мира. Но  мне почему-то  очень  не нравилось ходить  в детский садик. Наверное  потому, что  приходилось рано  вставать..А я всегда любила утром поспать  и  не очень любила спать  днём, особенно  когда это заставляли  в детском  садике.

       По  пути в  детский  садик мы  пересекали  большую  площадь, а  потом  поворачивали  за угол направо на  Крымскую  улицу. На  углу  городской  площади в  то время  стояла  деревянная  церковь  и  там красиво звонили   колокола.
       Эти  колокола висели  между  двумя  большими  деревьями  и  бородатый  поп  в  чёрной  рясе  стоял  и  дёргал  за  верёвку, - а  колокола,  качаясь, звенели  на  всю площадь  и  были  слышны  по  всему  городу...
       Мне очень  нравился  этот  колокольный  звон...
       За  церковью  находилось  небольшое  кладбище с  деревянными  крестами. Над этим  городским кладбищем  высился  высокий белый  костёл. За  костёлом было своё католическое кладбище  с тяжёлыми  каменными памятниками. 
        Костёл  давно  не  был  действующим.  Там  до  войны  было  какое-то  гос.учреждение,  а  во  время  войны - немецкое  гестапо. После войны  там  находилась  русская  школа,  где  мне  потом  пришлось  учиться.  И  ещё  в  мою  бытность  мы  на  переменках  играли  между  каменными  памятниками,  а  потом  камни  убрали  и  на  их  месте иногда проваливалась  земля  и  в  небольшие  провалы  были  видны  подземные  коридоры. Помню,  после  уроков  в  эти  дыры  спускались  мальчишки  и  рассказывали,  что  там, в  узком  проходе,  у  стены  стояли  старинные  оцинкованные  гробы  польских  панов...
        Кое  как  местные  власти  засыпали  эти  дыры  и там  был  большой  школьный  двор...
        Потом  костёл  стал  городским  спортзалом, но  в  итоге  его отдали  верующим  католиком  и  теперь  он  действующий  храм, а  кладбища  все  уничтожили. 
        Уничтожили  и  деревянную  церквушку  с  большими  липами  и  колоколами  между  деревьями...На  этом  месте  теперь  стоит  городская  гостиница, а  за гостиницей  на  месте  бывшего  православного  кладбища  стоит  двухэтажная  русская  школа... И  всё  теперь  не  так, как раньше...