Роль графоманки удалась. Анастасия Гор

Татьяна Чехова
Цикл «С облаков на землю»             

Автор сайта Анастасия Гор посвятила разбору моих произведений четыре статьи. Попытаюсь и я высказать личное субъективное мнение о её произведении «Кое-что о Насте». http://www.proza.ru/2012/03/01/258 .  Предупреждаю, орфографические и пунктуационные ошибки не анализирую, так как сама  грамотейка еще та)))

Юмористическая проза, в которой заявлено  произведение, по-моему,  трудный жанр. Поплакать-то  проще человека сагитировать.  Но я настроилась и  надеюсь, что ни только  посмеюсь, но и полезность приобрету  какую-никакую.      

            Итак.

Как и положено в эпиграфе заложена главная мысль  произведения.
Играем роль,
играем роль,
а, может, роль
играет нами….

Ролей здесь несколько – графоманка, начинающий писатель, маститый писатель и поэт. Все роли исполняет  литературная героиня Анастасия. Повествование идёт от лица всевидящего и всезнающего автора.   

Произведение разделено на  несколько частей по числу персонажей и повествует  о творческих муках каждого.

Главная роль, по праву,  отдана автору, обязанному  показать события через менталитет каждого из   персонажей.  Именно его глазами читатель-зритель  смотрит на героиню и делает вывод –  насколько  удалось  Анастасии  перевоплощение из графоманки  в начинающего, а затем в  маститого писателя, а также в поэта. Стиль  тут  имеет  огромное значение! По мнению Рины Грант, высказанном в  статье « Фокальный персонаж» - / Автор может писать, как сам царь Давид, но если точка зрения в произведении принадлежит полуграмотному босяку, то  должно писаться голосом полуграмотного босяка.  Всё, что автор сам хочет сказать о данном перонаже, он обязан вложить в его собственные уста, мысли и поведение, и обязан показать его со всех сторон так - через его собственные мысли, слова/.

В первой части, рисуя утро графоманки Анастасии, автор  старается повеселить читателей и это ему почти удаётся.  Может,  читатель  и не будет смеяться в голос, но похихикать над  творческими муками  графоманки Анастасии, вполне сможет.  Эта часть  повествования, по моему личному субъективному мнению,  наиболее удалась автору, сразу видно, что он знает о чём пишет.

 /Отсутствие идей никоим образом не восполнялось ни сменой позы, ни поворачиванием то вправо, то влево головы/ и  / Голова была пуста, как кофейная чашка на столе,  и ни одна мало-мальски толковая мысль не задержалась/.

Да, автор пишет о графоманке!  Чтобы уже совсем сомнений  в этом не было, автор использует несколько приёмов, подчеркивающих графоманство героини.  Это  -  неудачные словосочетания, например,  поворачиванием, быстрым шагом, ненужные уточнения, как-то «медная турка», «пластмассовая чашка», палец, именно, левой руки», ничего не дающие к раскрытию образа героини. Констатация времени, потраченного на описание  своего утра  ( 11 минут) довершает образ Анастасии. 

В следующей части произведения, автор описывает утро начинающего писателя, что становится ясно по динамике, т.е. появлению хоть каких-то мыслей у героини.  /Сосредоточенный взгляд Анастасии говорил о мыслях. Пока еще сумбурных и разрозненных, но постепенно они складывались в яркую картинку/.  Показаны творческие метания и неудовлетворение – / Приходящие мысли до оскомины в зубах отталкивали банальностью и предсказуемой развязкой./

 Показ возросшего литературного мастерства достигается  и тем, что зачастую отличает  прозу писателя  от  текста графомана – описанием природы. И если в предыдущей части о природе всего одна фраза, то здесь, характеризуя прозу начинающего писателя,  автор расстарался и посвятил  природе и благотворному её влиянию бОльший отрывок – / Весна начинала победное шествие, кое-где сквозь почерневший снег проглядывала земля. Деревья скинули с себя зимний наряд и стояли в ожидании теплых дней, чтобы украсить мир молодыми зелеными побегами. хотя щебетания птиц не было слышно, но Анастасия ощущала его внутри себя./

В качестве конструктива и полезности, хочу поправить автора в части щебетания птиц в столь раннее время года. Их щебетания не могло быть в принципе, т.к. начнётся оно не ранее конца апреля. Хотя, конечно, внутри птицы  могут петь круглый год, лишь бы не гадили.

Признавая наличие литературных приёмов в описании  утра начинающего писателя, всё-таки хочу отметить главный недостаток, который на мой взгляд,  их  затмевает. Это – косноязычие, мало отличающееся от графоманского. 
   
Философские  размышления, с которых начинается  третья часть произведения,  претендуют на констатацию возросшего литературного мастерства маститого писателя, типа – оно скакнуло.  И скакнуло нехило. Ну-с полюбопытствуем, о чём не тривиальном  поведает  нам автор.

Итак, / Литераторы бывают разными. Все счастливые похожи друг на друга, а есть и другие, снедаемые внутренним огнем противоречий. и поэтому морщинки переживаний, как картины старых мастеров, со временем покрываются неисчезающими следами. Взгляд их становится жёстче и суровей и нет того былого блеска в глазах, говорящего о счастливых минутах былого./

Да… Вы чего-нибудь поняли? Как у вас с былым блеском в глазах, говорящем о счастливых минутах былого?  Ну хотя бы к какой кагорте относитесь, вы определились, уважаемый читатель? Вот наша героиня Анастасия, например, / была из когорты вторых и поэтому каждое утро выискивала перед зеркалом появившиеся предательские седые волосы. Стариться не хотелось, но время брало свое./

 Глубокомысленно, как по вашему, читатель?  По мне, так не очень, к сожалению. Ну ладно, идём дальше.

Надо отметить описание, как я поняла, чувства  ответственности перед читателем у маститого писателя. – / Мысли, змеиным клубком, копошились в голове, но не представляли интереса. Кое-что задребезжало, но Анастасия не любила хвататься за пришедшее и не стремилась сразу перенести на экран монитора/.

 Это важное отличие сознания маститого  от начинающего писателя, а тем более от графомана. Очень хорошо, что автор указал это. А муки творчества, похоже, терзают  маститого писателя Анастасию в гораздо большей степени, чем  его коллег, описанных раннее  –/ Казалось. Еще миг и польются не останавливающимся потоком слова. Но, увы, рука замерла над клавиатурой. В глазах замелькали огоньки, то были огоньки непонимания.хотелось одновременно печатать тысячи слов, но нужного не находилось. Боль пульсировала в виске и начала опускаться ниже, пока не кольнула иглою в сердце./

Да, именно так пишет настоящий, в данном случае маститый писатель – до боли в сердце, на разрыв аорты! Не простое это дело – писать! В таком состоянии не замечает  Анастасия, что чуть не уронила компьютерный стул и как заварила  крепкий кофе. Причём, отметьте, тут уже нет пластмассовой чашки, всё ж таки благосостояние у маститого писателя поболе, чем у графоманки. По меткому замечанию автора, та, пластмассовая, осталась на столе у графоманки, как олицетворение её пустой головы. Но движение отточенное -  отправить сваренный кофе в раковину осталось. Видимо это ритуал, при котором некоторые писатели творят, имея перед глазами блюдо с яблоками или слушая музыку.

 Апогей третьей части достигается заключительными фразами – / Она не осознавала, зачем вылила кофе, да и не важно это было. Хотелось выплеснуть в монитор другое, но оно терялось внутри…/

Будем надеяться, что содержимое внутри возможно достать, чтобы выплеснуть на монитор, а главное, что это содержимое будет интересно читателю.

Тут я вздохнула с облегчением и даже слегка улыбнулась -  наконец-то покончила с этой скучной и не смешной юмористической прозой.