Новикова-Обыдённова Эмилия Александровна

Лпи Ммф Пятьдесят Восемь
Я, известная на мех-маше под именем Мила, родилась 19 января 1935 года в Ленинграде. Родители мои в 1935 году жили на 6-й линии Васильевского острова в шестиметровой комнате, поэтому меня поместили в плетённую, правда, отдельную корзину. Я росла озорной и драчливой девчонкой, играла в войну, дралась.

В 1941 году с мамой, студенткой 1-го медицинского института, в начале июня уехала в Железноводск, место практики мамы. Там и застала нас война. Мама правдами   и неправдами добилась нашего возвращения домой. Папа встретил нас на вокзале и сказал, что мама совершила невероятную глупость. Из Ленинграда все по возможности выезжали, а мы приехали.

Мама на это ответила (ей было тогда 25 лет), что у нас нет валенок и тёплых вещей (серьёзный аргумент). Маме выдали временный диплом врача и взяли на военное положение, выезд ей был запрещён. Папу взяли на фронт. Я поэтому на весь период войны осталась в Ленинграде.

В 1942 году, в блокадном Ленинграде, пошла в 1 класс. Училась в школе хорошо, все классы заканчивала с похвальной грамотой, а школу закончила с золотой медалью (хвастунья, не правда ли?). Что было, то было.

В 1952 году поступила в институт, где училась всего лишь на стипендию. За весь срок обучения имела одну тройку,  за проект "Редуктор" В институте вела себя прилично, не дралась и не кусалась. До 7 го класса включительно занималась борьбой за справедливость (Мила заканчивала вечернюю школу. Г.Ш.). В школе и в институте была активной комсомолкой, иногда с перегибами (да простит меня Бог).

В начале 5-го курса вышла замуж за морского офицера. По окончании института по специальности  "Электровакуумные машины" получила назначение в НИИ-34 (будущий "Позитрон").

Затем мы всей семьёй (в 1957 году у нас родилась дочь) уехали на Север, в г. Полярный. Целый год  я не работала, пока свекровь не забрала дочь в Ленинград. Я устроилась на судоремонтный завод "СРЗ-10" и проработала на нём 4 года в отделе главного механика в качестве инженера по оборудованию, а затем стала инструментальщиком (работала начальником БИХ).

Занималась на Севере очень много общественной работой ("драмкружок, кружок по фото, а мне ещё и петь охота..."), была членом "Женсовета" (обязательная организация военного городка), председателем жилищно-бытовой комиссии завода (это значит, что рабочие любили и доверяли), была секретарём комсомольской организации завода.

Одновременно занималась нестандартной оснасткой (штампами, приспособлениями), т.е. не забывала и инженерную деятельность.

В 1962 году у нас в Полярном родилась вторая дочь. Вскоре мы переехали в Ленинград.

В 1964 году я поступила в инструментальный отдел научно- исследовательского института. В этом отделе я проработала 27 лет в качестве старшего инженера, ведущего инженера, заведующей сектором, заведующей лабораторией. Самым интересным для меня было проектирование инструментальных заводов и цехов.

Нововолынский и Минусинский инструментальные заводы, Кинешемский инструментальный цех, Полоцкий инструментальный завод - это воплощённые в жизнь проекты (технологическая часть), ставшие мне родными. К сожалению, часть моей "кровинки" ушла в ближнее зарубежье. Что делать, такова жизнь.

Очень часто я ездила в командировки, являлась главным технологом инструментального производства предприятий электротехнической промышленности. Могу сказать, что работа мне нравилась.

В 1991 году, когда институт начал разваливаться, уволилась в связи с выходом на пенсию. Не работала всего три месяца, а затем устроилась в инструментальное производство завода "Красногвардеец", где проработала до 1995 года. Затем перешла на работу в предприятие по изготовлению антенн "Дельта", где и работаю до сих пор.

Жизнь идёт, и здоровье изнашивается, однако, моё предприятие и наши золотые мехмашенки Ириша Селезнёва, Бэлочка Кривохижина, Женюра Грязнова, Шурик (Галя Шур) меня выходили; помогла мне и Наташа Зубарева. Дружба познаётся, в основном, не в доброе время, а в трудностях. И все перечисленные подруги через столько лет оказались на небывалой высоте дружбы.

По работе я часто поддерживала контакт с братьями Гуткиными, особенно много помогал мне Виктор. В течение всей инженерной деятельности я чувствовала локоть Валентина Аксёнова. В критической ситуации он всегда мне оказывал помощь в работе. Я ни разу не получала от него отрицательного ответа. Вот какие у нас ребята!

Работа сейчас меня очень поддерживает и морально, и материально.  Чувствую, что, несмотря на возраст, я нужна людям. Это самое главное.

За период с первого до второго издания нашей уникальной книги у меня произошли некоторые позитивные события в личной жизни. Ранее я старалась умалчивать о ней и, в частности, о дочерях.

Старшая дочь умерла в 1990 году, что, безусловно, вывело меня из нормального ритма жизни на несколько лет.

Вторая дочь не радовала меня. И вот за месяц  до своего сорокалетия, в 2004 году, моя младшая доченька (рост 176 см) вышла замуж за француза и уехала во Францию.

Ровно через 9 месяцев после свадьбы 12  декабря 2004 года родила мне внука Александра. Во Франции его называют казаком, говорят, что похож на русского мужичка. Когда я показываю его фотографию своим знакомым и друзьям, говорят – французик.

В общем-то, мне безразлично, на кого он похож. Главное, это мой внук. У Бэлочки через три дня после рождения моего Александра родились две правнучки, а я стала только бабушкой. Лучше поздно, чем никогда.

Была я во Франции, когда внуку было 5 месяцев. Его крестили в православной церкви в Париже. Теперь уже два раза привозили внука ко мне в Питер.

Теперь я стала немного  спокойнее. Ведь пустила стебелёк. Когда ты нужен людям и оставил после себя росток - это, на мой взгляд, смысл жизни!

*************************

Мила умерла 26 сентября 2008 года.