Особое задание

Данькова Валентина
Партизанский отряд «Отважный-2» в освобождении Таганрога имел особое задание. Его выполняла и комсомолка Александра Марченко, ныне Зеленкова Александра Дмитриевна.
- В партизанский отряд, которым руководил Александр Васильевич Гуда, я попала необычным путём. – Вспоминает Александра Дмитриевна. - Моему отцу как председателю колхоза поручили эвакуировать скот. Пригнали мы его в Орловский район. Там я нежданно получила письмо, из которого следовало мне в короткий срок прибыть на станцию Синявскую…
Не раздумывая, Александра, отправилась в опасный путь,  зная, что враг уже на подступах к Ростовской области. Станция ещё не была захвачена, там и состоялась её встреча с А.Гудой.
- Александр Васильевич знал меня с детства, я верховодила в пионерии и в комсомоле. Так и началась моя партизанская жизнь. Мы действовали в обстановке строжайшей секретности. Группы уходили на задание, известное только руководству. В отряде было три женщины, связь лежала на нас. Пароли, явочные места… Сейчас для молодёжи – это интересная игра… За отрядом охотились немцы, приходилось постоянно менять место, мокнуть в болотах, скрываться в непролазных зарослях. Трудно было очень, но выстояли.
Партизанский отряд «Отважный-2» действовал и в условиях страшной мясорубки на Миусском рубеже.
 – В ночь на 30-ое августа 1943 на баркасе мы высадились в бухте Металлургического завода, в отряде –  25 человек.  Наша задача – спасение предприятий от уничтожения отступающими фашистами. Я участвовала в охране здания бывшего горкома партии: на входе - пулемёт, сутки  напряжения, но стрелять не пришлось…
После освобождения Ростовской области Александра Дмитриевна заочно окончила физмат  Ростовского учительского института, избиралась вторым секретарём райкома комсомола Неклиновского района, работала в школах учителем и директором.
Кавалер Ордена Отечественной войны второй степени, освободитель Таганрога А.Д.Зеленкова в июне отметит замечательный юбилей, 90 лет со дня рождения. Среди её наград – дорогие сердцу медали: «Партизан ВОВ» первой и второй степени, «За оборону Кавказа», «За доблестный труд в ВОВ».
В преддверии юбилея Александры Дмитриевны и 70-летия освобождения Таганрога мы с глубочайшей признательностью думаем о её ратном подвиге, желаем здоровья и активного долголетия.