Приложение 2. Сергей Григорьевич Козлов

Виктор Еремин
Сказки о Ёжике и Медвежонке, в т.ч. Ёжик в тумане; сказки о Львёнке и Черепахе; Поющий Поросёнок и др.

Если вам нравится песня, это еще не означает, что автор ее слов — поэт. Скорее всего он рифмоплет-графоман. Если вам нравится мультфильм, это вовсе не означает, что автор его сценария — писатель-сказочник. Как показывает практика в 99,9999 случаях из 100 это талантливый гэгист — сочинитель эффектных или веселых зрительных эпизодов. К сожалению, последние десятилетия именно гэгистов, в силу популярности тех или иных мультфильмов, навязывают обществу как выдающихся писателей и сказочников современной России. Их «сочинения» даже включены в школьную программу и рекомендованы для чтения в начальных классах.

Выше сказанное вовсе не означает, что все авторы, связанные с мультипликацией, известные нам по мультипликации или даже пришедшие к читателю из мультипликации не могут быть выдающимися представителями отечественной литературы. В этой книге я уже рассказал о мастерах слова, чье творчество теснейшим образом связано с мультипликацией — о Н.Н. Носове, Е.И. Чарушине, В.Г. Сутееве, А.В. Митяеве. Именно к этому ряду творцов русской литературы для детей относится и Сергей Григорьевич Козлов. Помимо всего прочего он еще и автор сказки, по которой снят официально признанный кинематографическим сообществом в 2003 г. лучшим анимационным фильмом всех времен и народов «Ежик в тумане» (режиссер Ю.Б. Норштейн). Признание это, бесспорно, важно, но не настолько, чтобы заслонить от нас Козлова-писателя. Не включить его имя в книгу о выдающихся отечественных писателях-сказочниках просто невозможно.

Работая над очерком о нем, я обратился к вдове Сергея Григорьевича — Татьяне Александровне Козловой. Она любезно прислала мне небольшой рассказ о своем супруге. Так что опираться буду прежде всего на ее воспоминания.
«В Москве, в семье немолодого государственного служащего Григория Ивановича Козлова* и его жены Натальи Ивановны появился мальчик. Козловы взяли его малышом из московского детского дома на Таганке, дали свою фамилию и назвали Сергеем. Официальная дата рождения записана 22 августом 1939 г. Есть несколько версий поступления мальчика в детский дом, одна из которых указывает на то, что он попал туда в числе других испанских детей, которых СССР принимал и спасал в годы гражданской войны в Испании. Эту версию подтвердил в 1976 г. личный шофер Григория Ивановича, когда родителей писателя уже не было в живых».

* Григорий Иванович Козлов был директором крупного московского завода.

Сергей догадывался, что он не родной сын, хотя мать и отец всячески скрывали от него этот факт. Так или иначе, но жизнь в доме была не простая. Отец умер в 1956 г., когда юноше едва исполнилось 16 лет, у матери же был сложный характер, и они с сыном часто конфликтовали. Наталья Ивановна умерла в 1976 г.
После окончания школы Козлов трудился рабочим на заводе, наборщиком в типографии, кочегаром на паровозе (1958 г.) и даже учителем пения в школе (1959/1960 уч. г.). А еще писал стихи, мечтая поступить в Литературный институт. В армию его не взяли по причине хронической болезни, которая преследовала Сергея Григорьевича всю жизнь и раньше времени свела в могилу.
В 1959 г. Козлов уехал в Киев, рассчитывая остаться там насовсем. Там он познакомился с начинающей поэтессой Татьяной Михайловной Глушковой. В 1960 г. они поженились.
Как раз в киевский период произошло знаменательное событие в судьбе Сергея Григорьевича. Козлов был дружен с Борисом Никитовичем Харчуком, который в 1960 г. основал в Киеве детский журнал на украинском языке «Малятко» и стал первым его главным редактором. Поскольку журнал был молод, авторов не хватало. Вот Харчук и бросил клич по друзьям-писателям: пишите и несите в редакцию, выручайте! Сергей Григорьевич еще со школы занимался в литературном объединении «Магистраль», так что какой-то писательский опыт у него уже имелся. Откликнувшись на призыв Харчука, Козлов сочинил экспромтом маленькую сказку «Как солнце разбилось». Ее сходу перевели на украинский язык и поставили в номер. Так состоялась первая публикация первой сказки писателя. В том же году ее разместил на своих страницах журнал «Огонек», что в советское время приравнивалось к государственному признанию автора.
С сентября 1961 г. Сергей Григорьевич учился в Литинституте им. А.М. Горького, в мастерской Л.И. Ошанина. Татьяна Михайловна училась там же заочно, в мастерской И.Л. Сельвинского, а заодно работала экскурсоводом в Пушкинском заповеднике в Михайловском.
Летом 1961 и 1962 г. Козлов, по примеру многих литераторов тех лет, ездил экспедитором в геологические экспедиции. Его маршруты начинались в Нарьянмаре.
Учеба учебой, а в 1962 г. у молодого писателя вышли сразу 2 книги. Одна совсем маленькая — «Как солнце разбилось», вторая солиднее, с иллюстрациями классика советской книжной графики П.В. Митурича — переводной сборник стихов для детей поэта-классика народа манси Ювана Шесталова «По воде шуба плывет». Особый восторг вызвала у читателей книга переводов, в которой Козлову удалось «передать истинное косноязычие древности… в его любви ко всему живому». И хотя сам писатель полагал себя серьезным взрослым поэтом, стезя его была окончательно определена — литература для детей.
В 1965 г. Козлов защитил диплом рукописным поэтическим сборником и уехал к жене в Михайловское. Поначалу должности экскурсовода для него там не нашлось, пришлось оформиться т.н. гвоздодером, но затем справедливость восторжествовала, и Сергея Григорьевича законно зачислили экскурсоводом. Трудился он в заповеднике 2 года.
Детская литература писателя не отпускала. В 1967 г. в Михайловском Козлов сочинил книгу сказок «Правда, мы будем всегда?» Ее сквозными персонажами стали Ёжик и Медвежонок. В сборник вошла, в частности, и сказка «Ёжик в тумане». Сам Сергей Григорьевич не раз говорил, что Ёжик является главным и любимым героем его произведений, причем образ этот не столько сказочный, сколько философский. Другими словами, сказки писателя равно обращены к детям и взрослым — они многоплановые и предполагают вдумчивого читателя. Поскольку некоторые сказки (особенно давшая название всей книге) ставили далеко не детские вопросы о жизни и смерти, сборник долго пролежал в столе — автор публиковал в других изданиях лишь отдельные сказки из него. Впервые полный сборник «Правда, мы будем всегда?» увидел свет только в 1987 г.
В 1970 г. Сергей Григорьевич развелся с Татьяной Михайловной. Иначе, видимо, и быть не могло. Глушкова оказалась слишком сильной волевой натурой, и стремление к лидерству в ней с годами только усиливалось. Достаточно сказать, что в 1990-х гг., уже будучи смертельно больной, она стала одним из духовных вождей русского национального возрождения современной России.
Прошло 2 года, и в 1972 г. в гостях у общих друзей Сергей Григорьевич познакомился с Татьяной Александровной Малявиной. Она работала в кинематографе. В том же году Козлов и Малявина поженились. Брак оказался крепкий, супруги не разлучались 37 лет — до дня кончины писателя. Детей у них не было.
В том же 1972 г. Сергей Григорьевич стал членом Союза писателей СССР. Но его все более влекло в кинематограф. Первый мультфильм по сценарию Козлова «Осенняя рыбалка» был снят еще в 1968 г. режиссером А.А. Грачевой. С этого времени писатель подружился с мультипликаторами. В течение 1971—1975 гг. вышли на экраны самые знаменитые мультфильмы по сказкам Сергея Григорьевича — «Страшный, серый, лохматый» (1971 г.), «Как Львёнок и Черепаха пели песенку» (1974 г.), «В порту» (1975 г.), «Ёжик в тумане» (1975 г.), «Как Ёжик и Медвежонок встречали Новый Год» (1975 г.)
Песенки из этих и прочих мультфильмов на слова Козлова популярны по сей день: «Я на солнышке лежу…», «Мы при-шли сегодня в порт…», «Облака — белогривые лошадки…» (из мультфильма «Трям! Здравствуйте!», 1980 г.).
В 1976 г. Сергей Григорьевич поступил на Высшие курсы режиссеров и сценаристов при Госкино СССР. Дипломным сценарием писатель представил «Новую старую сказку». Впоследствии картина была поставлена режиссером Н.Г. Калашниковой на Мосфильме. К сожалению, дальнейшей дружбы Козлова с большим кино не получилось.
В 1980-х гг. Сергей Григорьевич увлекся сочинением пьес для детей. 15 из них было поставлено более чем в 300 театрах России и за рубежом (Япония, Польша, Франция, Финляндия, Латвия).
С 1990-х гг. резко возросла популярность Козлова-сказочника. За последние 20 лет было издано на порядок больше книг с его сказками, чем за все предыдущие годы.
Сергей Григорьевич Козлов умер 9 января 2010 г. в Москве. Похоронен на Троекуровском кладбище.