Ш. Оттен шумеры выходцы с Кавказа

Фатхула Джамалов
Прародина шумеров.
         
Ш. Оттен на основе исследований захоронений
утверждал, что шумеры – выходцы с Кавказа.

Обычно считали, что они являются автохтонным, т.е. местным, населением и их исторической прародиной было Древнее Двуречье. Легендарная шумерская версия прародину переносит на юг, приморские районы Персидского залива.

Историки (Э. Спайзер и С. Крамер, М. Никольский)склонны искать прародину за пределами Двуречья, на востоке и северо-востоке.Язык шумеров схож с языками народов побережья Каспийского моря. М.Никольский придерживался точки зрения, что прародиной является Иран или ближайшие к нему земли, например, районы Туркмении, где в курганах найдены
каменные, бронзовые и глиняные предметы, очень похожие на те, что находили в шумерских курганах южного Двуречья. Положение или местожительство бога Энлиля – главного бога шумеров – тоже находилось в горах, а не в низменности, какой было Двуречье в южной его части. Т.о., склоны гор Копетдага могли быть их прародиной.
         
В. Христиан, находивший сходство между шумерским и кавказским языками, высказал предположение, что «возможно, шумеры пришли из Тибета или Ассама в Индии».[ii] Эту точку
зрения отчасти разделяет С. Гедд,, полагая, что шумеры могли приплыть из Индии или из другого региона юго-восточной Азии. Кроме того, он указывает, что в первые века III тыс. до н.э. в Египте и Шумере появился одновременно ряд сходных обычаев и элементов культуры.

На основании этого он утверждает, что между этими странами имелись связи, которые были установлены шумерами, поселившимися в то же время в Египте и Двуречье. «Индийская»
прародина шумеров объясняется родством шумерского языка с дравидийским языком южной Индии. «Явное сходство находок в Мохенджо-Даро и Хараппе на нижнем течении Инда, - писал чехословацкий ученый Й. Клима, - шумерскими находками в южном Двуречье также может говорить в пользу этого предположения».
         
Чехословацкий ученый Б. Грозный считает, что прибыли они или из глубин Азии, или с Ближнего Востока. К единой точке зрения историки так и не пришли. Но в связи с ответом на
вопрос: «Каким образом шумеры добрались до Месопотамии – по морю или через южные области современного Ирана?», большинство авторов склоняется ко второй точке зрения. В качестве доказательств ссылаются на определенное родство культур Шумера и Элама – страны на юго-западной окраине Иранского нагорья, что закрепляет за восточным и северо-восточным направлением наиболее вероятную прародину. Причиной переселения могла быть кочевая жизнь,
катастрофа или какие-то другие события.

Третий вопрос – когда шумеры попали в область южного Двуречья. Вероятным временем их появления в долине рек Тигра и Евфрата считается 8500 г. до н.э., когда здесь были основаны первые земледельческие поселения. Первоначально шумеры осели на юге долины в дельте, где реки впадают в Персидский залив. На протяжении VII-VI тыс. до н.э. шло освоение долины Тигра и Евфрата. На  рубеже V-IV тыс. до н.э. шумеры появились в Месопотамии. Археологические находки говорят о резком культурном скачке во второй половине IV тыс. дон.э. Его объясняют приходом нового, энергичного, стоящего на высоком уровне развития народа; можно предполагать, что это были шумеры. Первые признаки их
присутствия обнаружены при исследовании самой южной части Двуречья – города
Эриду.

В большинстве своем исследователи сходятся во мнении, что к IV тыс. до н.э.
не только заселили Месопотамию, но и создали ряд довольно крупных
городов-государств. Споры ведется только вокруг более поздних дат IХ-VII
тыс. до н.э.

Когда шумеры пришли в южное Двуречье, то встретили упорное сопротивление
местного населения. Шумеры стали заселять эту территорию постепенно, волнами с
конца IV тыс. до н.э. и начала III тыс. до н.э. они стали
вытеснять местное население, которое, по мнению С. Крамера, покинуло
Двуречье и переселилось в бассейн реки Инд около 2800 г. до н.э. Это
население оставило после себя высокую культуру, которая перешла к шумерам.
Убейдцы были предшественниками шумеров или протошумерами, сдвинутыми из родных
мест и ушедшими в сторону Мохенджо-Даро.

Они не только оставили и
передали значительную часть своей культуры шумерам, но и унесли ее с собой на
новую родину, отсюда сходство культуры шумеров и Мохенджо-Даро.
Английский археолог Л. Вулли установил связь убейдской, индийской и
шумерской культур. Он нашел в холме Эль-Убейд печать с изображением
горбатого быка в стиле Мохенджо-Даро. На ней имелась надпись,
соответствующая письменам обитателей долины Инда.
    
М. Белицкий писал, что, «по всей видимости, страна, откуда пришли шумеры,
находилась где-то в Азии, скорее всего в горной местности, но расположенной
таким образом, что ее жители смогли овладеть искусством мореплавания. В этом
мнения большинства исследователей более или менее совпадают. Свидетельством
тому, что шумеры пришли с гор, является их способ постройки храмов, которые
возводились на искусственных опорах или на сложенных из кирпича или глиняных
блоков холмах-террасах.

Едва ли подобный обычай мог возникнуть у обитателей
равнин. Его вместе с верованиями должны были принести со своей прародины жители
гор, воздававшие почести богам на горных вершинах. Мнения ученых относительно
того, каким путем шумеры пришли в Месопотамию, в основном тоже совпадают. Если
они, как предполагают некоторые исследователи, действительно спустились с
Иранского нагорья или пришли из более отдаленных горных районов, их путь
пролегал через Индию к морю, а оттуда, на запад.

Многое говорит за то, что
шумеры пришли в Месопотамию морским путем. Во-первых, они прежде всего
появились в устьях рек. Во-вторых, в их древнейших верованиях главную роль
играл Энки – мудрый добрый бог, чей «дом» - Абзу – находился на дне океана».

ИСТОЧНИК: http://works.tarefer.ru/33/100401/index.html