Авто из-за границы

Лев Ефремов
               

             Закончил теплоход «Иван Москвин» выгрузку груза в Баренцбурге и получает капитан новое рейсовое задание. Судно должно в «балласте», т.е. без груза, следовать в Бремен и там погрузить генгруз на два  порта США Чикаго и Милуоки, затем догрузиться в Роттердаме на два канадских порта Монреаль и Торонто.
            В Бремен прибыли в субботу. Рабочий день в порту до 17.00. Погрузку груза к этому времени не успели закончить. «Овертайм», т.е.
сверхурочные работы заказывать не стали, оплата грузчикам сверхурочных
работ дорого обойдется для Пароходства.
         Стоим в ожидании продолжения погрузки. Причалы порта, на которых грузится «Иван Москвин», находятся далеко от города и добраться до него можно  только на такси. Но для экипажа это непозволительная роскошь. Валюта членам экипажа выплачивалась в размере 22,5% от оклада. К примеру оклад матроса 1 класса 100 рублей, за месяц работы, находясь за границей, он зарабатывает 22,5 инвалютных рубля, которые затем переводятся по специальному курсу. Например доллар США стоил 70 – 80 инвалютных копеек, т.е. матрос 1 класса за месяц работы за границей мог получить около 30 долларов. За такие деньги в такси не наездишься.
           Стоят несколько моряков на палубе у трапа, с тоской смотрят в сторону города. Подъезжают к трапу два автомобиля. Прибыли местные торговцы подержанными автомобилями.
           В семидесятые годы многие моряки покупали за границей автомобили с большим пробегом. Стоили они не дорого и пошлиной при ввозе в СССР облагались небольшой. Для моряков загранплавания были специальные льготы.  Но для покупки моряком автомобиля за границей требовалось разрешение Пароходства. Это разрешение выдавалось как поощрение моряка за его работу. Конечно, с одной стороны  разрешение на покупку моряком подержанного автомобиля на его же заработанные деньги, считать поощрением можно только с большой долей иронии, но таковы были законы в СССР.   
          Среди моряков, стоящих у трапа, был  второй помощник капитана.  Он  является грузовым помощником, ответственным за производимые на судне грузовые операции. Во время стоянки судна в порту  грузовому помощнику редко удается вырваться в город в увольнение – необходимо контролировать грузовые работы. В настоящее время грузовых работ нет, и появилась возможность на автомашине с продавцами съездить в город, они же обещали и назад привезти. Собирает он группу в увольнение, одному выход в город запрещен Правилами поведения моряка торгового
Флота СССР за границей. Оформляет увольнение у помполита. Тот в шутку
спрашивает:
- Никак, Виктор Иванович автомашину купить собрались?
- Да, нет, просто побродить по земле, сменить, так сказать, обстановку.
         Приехали на автостоянку. Стоят десятки автомобилей. Ходят моряки,
автомобили рассматривают. Стоит серебристый «Форд-Тонус», по низу кузова темно-бордовая полоса. Смотрится очень элегантно. Спрашивают моряки:
– Сколько стоит?
-  350 марок ФРГ.
         У второго помощника такие деньги при себе были, и он покупает этот
автомобиль. За руль садится один из продавцов и вся группа возвращается
на судно. Подъехали к судну как раз во время ужина. Автомашину поставили рядом с трапом. Заходит Виктор в каюткампанию, там и капитан, и помполит. Докладывает, что группа вернулась.
- Ну, а автомашину не купили? – Опять в шутливой форме спрашивает помполит.
- Купил.- Отвечает второй помощник.
- А, где она? - Подходит помполит к иллюминатору. – Не видно.
- Да, вы к трапу спуститесь, она у трапа стоит.
          Выходит помполит к трапу и видит. Стоит автомашина и под солнцем
сверкает серебристой краской. Настроение у него сразу же упало.
- Сколько стоит?
- 350 марок.
           Совсем помполит Григорий Алексеевич расстроился. Два месяца назад  в Гамбурге он купил «Ауди» гораздо худшего качества за 800 марок.
           Через некоторое время вызывают второго помощника к капитану:
- Виктор Иванович, а где у вас разрешение Пароходства на эту покупку? Четыре члена экипажа планируют в этом рейсе покупать автомобили и все
они имеют на руках разрешение от Пароходства.
- Во время стоянки в Мурманске, я не только в Пароходство, но и домой не
успел сходить из-за погрузки.- Отвечает второй помощник.
- В Отдел кадров за разрешением на покупку авто ходил судовой врач,  я попросил его получить и на меня разрешение. Он сказал мне, что разрешение на меня получено. Проверять его слова я не стал.
         Перед самым выходом судна в рейс штатный судовой врач получил отпуск и  его сменила судовой врач – женщина, которая, конечно же, ни о каком разрешении ничего не знала.
  - Ладно,- согласился капитан. - Выйдем из порта, дам радиограмму в Пароходство, пусть подтвердят.
          На этом разговор закончился.
          На следующий день еще три моряка купили автомашины. Накупил Виктор для автомашины в Бремене баллончиков с краской, шпаклевки, разных запчастей и другой автомобильной мелочи.
          Вышли в рейс. Переход через Атлантический океан. Все свободное время Виктор проводит около автомашины, моет, подкрашивает, ржавые места на корпусе шпаклевкой замазывает. Судовые механики двигатель регулируют. Первая в его жизни машина, забот хватает.
          Через некоторое время капитан сообщает, что из Пароходства получено сообщение, что разрешения на покупку автомашины Виктору никто не давал.
- Как быть, что делать?  Автомашина уже куплена, да и оснований для отказа не должно быть, за девять лет работы в Пароходстве у меня не было никаких дисциплинарных взысканий, только благодарности за хорошую работу? - Спрашивает Виктор.
- Ладно, - согласился капитан. – Рейс длинный, заход в Мурманск будет не
скоро. Работайте, а в конце рейса я пошлю запрос-ходатайство, чтобы вам  разрешили эту покупку.
          Рейс продолжается. Во время выгрузки  в Монреале судовой врач –молодая женщина, решила купить подержанный автомобиль. Капитан через судового агента организовал поездку за авто на авторынок. Автомобилей много, глаза разбегаются и цены приемлимые. Но по привычке решили поторговаться, снизить цену. К тому же агент советует:
- Вы лучше купите авто на обратном пути, когда будете возвращаться с Озер. Машины будут стоить гораздо дешевле.
- Почему?
- Сейчас лето, у молодежи каникулы и они покупают эти автомашины на время отдыха. Потом осенью начнется учеба и будет уже не до поездок, да
и ставить потом автомашины будет некуда, гаражей около домов нет и ребята просто бросают автомашины за городом. Городские власти с этим, конечно же, борются, штрафуют бывших владельцев, а машины отправляют на автосвалки, где их подбирают перекупщики.
          Решили отложить покупку до следующего захода в Монреаль. Следующий порт выгрузки Торонто. После выгрузки в Торонто погрузили там же несколько контейнеров на Бьерн – Харбор/пригород Чикаго/. Судно следует системой Сивей по Великим Американским Озерам. Лето, отличная солнечная погода. За бортом прекрасные пейзажи. Это и красивая природа и нарядные, разные по архитектуре коттеджи на берегах рек,  каналов, озер, на островах. На американской стороне около коттеджей обязательно построен бассейн для купания, причал для яхт. Около многих причалов вместе с яхтами стоят небольшие гидросамолеты. На некоторых островках построены стилизованные под старину замки. Судно проводят канадские и американские лоцманы.
          Все свободное время моряки проводят на палубе. Любуются проплывающими за бортом судна красотами. Только второму помощнику
не до этих красот, все свою автомашину ремонтирует. При более тщательном осмотре много дефектов на корпусе обнаружилось.
          Встали к причалу в порту Бьерн-Харбор. Груз для этого порта находился во втором и третьем трюмах. На крышке третьего трюма стоят четыре автомашины членов экипажа. Для открытия трюма выгрузили их судовыми грузовыми стрелами на причал. После окончания грузовых работ закрыли трюм и погрузили автомашины на старое место. Начали оформлять отход судна из порта. Судовой агент принес бумагу – претензию от руководства порта. По правилам порта все грузовые операции в порту должны производить только грузчики порта. Выгрузка и
погрузка автомашин членами экипажа произведена незаконно. Обязаны
были заказать для этого бригаду грузчиков порта. Для урегулирования кон-
фликта срочно выгрузили автомашины на причал, дождались прихода грузчиков и погрузили в их присутствии обратно. Подписали им акты произведенных работ по выгрузке и погрузке. Конфликт был урегулирован. Судовой агент проинформировал, что в порту Милуоки более строгие правила и, если автомашины будут выгружены на причал, то
они будут сразу же конфискованы. Появилась у второго помощника еще одна проблема. Как перекатить автомашины с крышки трюма № 3, в который будут догружать груз в Милуоки, в другое место свободное от грузовых работ?  Между трюмами №3 и №4 находится «тамбучина», помещение на котором расположены грузовые стрелы и грузовые лебедки, между трюмом №3 и №2 – судовая надстройка. По палубе автомашины не перекатить. Долго ломали головы и придумали, как судовыми средствами перегрузить их на шлюпочную палубу. В ход пошли  доски, брусья,  соорудили систему блоков для перетаскивания судовыми грузовыми лебедками. Пришлось Виктору основательно потрудиться, но ничего не поделаешь, все- таки из-за своих  машин такая морока.
          В Милуоки выгрузили генгруз, погрузили дубовые бревна в трюм №3, назначением на Англию и взяли попутно несколько контейнеров на Монреаль. В Монреале судовой врач купила подержанный автомобиль «Форд». Цена, как и говорил ранее судовой агент, была гораздо ниже.    Следующий порт погрузки – Порт Альфред/Канада/.
           На борту  находятся уже пять автомобилей членов экипажа. По пра- вилам Пароходства перевозка личных крупногабаритных вещей, принадлежащих членам экипажа, должна оплачиваться владельцами этого груза в валюте страны, где была сделана покупка. Капитан решил  помочь морякам уменьшить эту оплату и вызывает к себе в каюту второго помощника, который занимается расчетом и оформлением этой перевозки. 
- Виктор Иванович, просмотрите повнимательнее Тарифное  Руководство
по оплате перевозки автомашин. Там есть разные расчеты оплаты и выберите лучший вариант. Наши моряки и так не особо много зарабатывают, надо по возможности помочь. Когда что-нибудь подходящее найдете, предварительно покажите мне.
           Из разных вариантов оплаты перевозки автомобилей на борту судна выбрал второй помощник самый недорогой. Это перевозка техники на палубе в  ящике. Согласовал этот вариант с капитаном. Дал указание всем
владельцам автомашин, из лежащих на палубе досок – сепарации соорудить для своих автомашин подобие ящиков. Владельцы стали протестовать:
- Зачем делать лишнюю работу? Все равно перед приходом в Мурманск все эти доски будут разобраны.
- А затем, чтобы потом не было обвинений в неправильной оплате перевозки, а люди, которые доведут все эти подробности до сведения работников Пароходства, на судне имеются.
           Были оформлены коносаменты на перевозку автомобилей и удержа-
ны деньги с владельцев. Оплата на треть ниже, чем на перевозку без ящиков. Опять произошел неприятный разговор с помполитом.
- Виктор Иванович, а почему с меня в прошлый раз за перевозку автомашины взяли гораздо больше, чем сейчас с моряков? И перевозка у меня была из Гамбурга в Мурманск, и для автомашины я соорудил на палубе почти гараж. А эти автомашины из Европы были перевезены через океан в США, Канаду и обратно. Да и ящички какие-то хлипкие.
-  Григорий Алексеевич, коносаменты выписаны на перевозку автомашин из Бремена в Мурманск. То, что после Бремена судно где-то еще было, грузоотправителей не касается. Вы в прошлый раз соорудили на палубе настоящий гараж со светом, электричеством. Ящиком его никак не назовешь. А, вообще то, вот вам Тарифное Руководство, просмотрите его и, если будет что-то не понятно, можете уточнить у капитана.   
           Переход по  реке  Святого Лаврентия, далее живописнейшая река Сагеней и бухта Ха-Ха, в которой расположен Порт Альфред. По берегам реки Сагеней до Порта Альфред нет больших населенных пунктов. Крутые
лесистые берега, на которых к удивлению моряков, в абсолютно вроде бы
безлюдных  местах стоят статуи христианских святых. Белоснежные статуи, одеяния с золотистой краской. Ни руки, ни носы у статуй, к изумлению советских моряков, не отбиты.   
           Погрузили в этом порту алюминиевые болванки назначением на порт  Брайтон. Вышли в Атлантический океан. Вызывает капитан в каюту второго помощника  и сообщает ему, что на его запрос о разрешении покупки автомобиля второму помощнику, из Пароходства пришел ответ, что второму помощнику капитана разрешения на покупку автомобиля за границей не дают.
- А что же мне теперь делать?
- А вы продайте автомашину кому – нибудь из членов экипажа, вот моторист Лыжин у вас ее купит, он мне уже об этом говорил.- Советует помполит. - Капитан обещает, что продажа автомашины будет оформлена, при заходе в Роттердам, как будто куплена в Роттердаме.
- Но вы же знаете, что я в эту машину вложил помимо ее стоимости еще много денег на всякие ремонтные работы. После вахты и работы я вместо отдыха занимался ей. Как быть с этим?
- Ну, вы к цене автомашины прибавьте ту сумму, на какую вы наработали, ремонтируя ее. - Подсказывает помполит.
-  Хорошо. Но в таком случае, зачем мне в следующем рейсе работать грузовым помощником, круглосуточно, без отдыха заниматься грузовыми
работами, когда я могу на стоянках  за границей  покупать автомобили, ремонтировать их и на судне же продавать членам экипажа?
         Разговор получился  неприятный.
- Ну, придет судно в Мурманск и у вас автомашину конфискуют. Какую выгоду вы от этого получите? К тому же и с визой могут возникнуть проблемы. Покупка автомашины без разрешения Пароходства - это серьезное нарушение дисциплины.
- А прок у меня от этого будет следующий. В Мурманске меня придут встречать жена и сын, который собирается вступать в комсомол. Вот пусть и посмотрят, как родное государство благодарит моряка за его нелегкую работу.
         После этого разговора, который, конечно же, стал известен членам экипажа, жизнь на судне у второго помощника усложнилась. Отстояв вахту, в свободное время он идет на палубу и продолжает заниматься автомашиной. Экипаж наблюдает за этим и никто не сомневается, что с приходом в Мурманск автомашину у второго помощника отберут. А капитан и помполит видя, что это приобретает уже  скандальный характер
и, чтобы второй помощник меньше появлялся на палубе, начинают давать ему всякие работы по его заведованию. То перевести с английского какую-
нибудь статью по грузовым работам, то подготовить доклад к политзанятиям, написать реферат и согласовать его с помполитом. Второй помощник мужчина толковый, все быстро выполняет и опять на палубу к автомашине.
         За пару дней до прихода судна в Мурманск вызывает капитан второго
помощника в свою каюту и сообщает радостную весть:
- Виктор Иванович, поздравляю. Из Пароходства пришло вам разрешение на покупку автомобиля. Все ваши тревоги позади.
- Спасибо. Я был уверен, что все так и случится.
          С приходом в Мурманск выяснилось, что из Пароходского начальства
все радиограммы с судна, в которых первый помощник капитана докладывал о покупке авто вторым помощником капитана, попадали на стол только заместителю начальника отдела кадров Пароходства по плавсоставу. А в те времена считалось, что раз есть какой-либо сигнал о нарушениях, то проще всего на него отреагировать – это наказать нарушителя. К тому же на рапорты помполитов реагировали особенно, второй экземпляр рапорта мог пойти и в другое ведомство.