Естественная теология-поле диалога мировоззрений

Майоров Дмитрий Николаевич
В 2012 году во всех школах России планируется введение новых предметов, связанных с изучением основ традиционных религиозных культур. Такое решение было принято 21 июля 2009 года в подмосковной Барвихе в результате встречи президента РФ Д. Медведева с лидерами традиционных религий. Этого события ждут не только православные христиане, но и представители других традиционных для страны религий: иудаизма, ислама, буддизма.
Министерство образования, конфессиональные образовательные учреждения, педагоги, теологи, религиоведы и представители государственных органов власти уже начали работать в этом серьезном и ответственном направлении. От их деятельности зависит не только успех духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, но и сохранение межконфессионального и межэтнического мира в государстве, который веками существовал благодаря православной культуре. Можно не сомневаться, что учебники, рабочие программы, методические пособия и комплексы, аудио- и видеоматериалы по основам традиционных религиозных культур и светской этике будут созданы к указанному времени. Однако у многих противников введения религиозно-культурологического образования возникает ряд вопросов не столько методологического, сколько мировоззренческого характера. Не приведет ли знакомство школьников с этими традиционными культурами к усилению межнациональной напряженности? И есть ли такие мировоззренческие вопросы, которые будут способствовать консолидации граждан России в мирном, созидательном русле? Если говорить об авраамистических религиях – иудаизме, христианстве, исламе – можно с уверенностью сказать, что, несомненно, существуют диалоговые поля, которые позволяют представителям  этих традиционных для России конфессий не только мирно общаться друг с другом, но и сохранять при этом верность своей религиозной традиции.
Представители этих конфессий верят в божественное происхождение мира, в божественное промышление о нем, всеобщий суд Божий и воскресение мертвых. Верят в единого личного Бога, общение с которым возможно в молитве. В этих религиях основой веры признается Священное Писание и Священное Предание. Существующие вероучительные различия касаются личности Иисуса Христа и природы Бога. Православные христиане, которых в России большинство, веруют, что Бог един в Трех Лицах, а Христос – Бог и человек, пришедший на землю, умерший и воскресший ради нас и нашего спасения. В диалоге православных христиан с мусульманами и иудеями возникают не только общие вопросы, но и апологетические, касающиеся божества Господа Иисуса Христа, что мы видим в миссионерской и полемической деятельности святых Кирилла и Мефодия в споре с сарацинами и хазарами. Основание веры православных христиан  ; в Священном Писании Нового Завета: «Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. (1Пет.3:15)»  «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф.28:19,20)». Христиане не могут не исповедовать Божество Иисуса Христа по слову Спасителя: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. (Матф.10:32-33)». Исходя из этого, мы видим, что в учебных программах и пособиях христиан, обращенных к православным слушателям, всегда будет содержаться этот вероучительный аспект. Именно в силу его обращенности к православным христианам, он не вызовет никакого противодействия. Тот же самый элемент, обращенный на исламскую и иудейскую аудиторию, будет содержать в себе апологетический момент и вызовет в слушателях противодействие. Поэтому необходимо в соответствующих курсах выделять именно такие элементы, в которых преобладают общие диалоговые поля, а не полемические моменты. Что же может выступить таким диалоговым полем?
Как было указано выше, это общие идеи божественного происхождения мира в авраамистических религиях. Кроме этого, можно говорить об общих божественных заповедях, то есть единых нравственных ориентирах, о вопросах гражданского строительства, мирного сосуществования людей традиционных взглядов, о проблемах мира во всем мире, экологии и социального служения. Однако и эти вопросы могут оказаться пререкаемыми в том случае, если речь идет о неверующих людях. Идеи Божественного происхождения мира для них неприемлемы. Следовательно, и здесь необходимо искать общее диалоговое поле. 
Такой областью диалога, которая будет интересна и верующим, и неверующим, может стать естественная теология – область богословия, доказывающая бытие Божие из порядка видимой вселенной: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны». (Рим.1:20). «Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника, а почитали за богов, правящих миром, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную воду, или небесные светила. Если, пленяясь их красотою, они почитали их за богов, то должны были бы познать, сколько лучше их Господь, ибо Он, Виновник красоты, создал их. А если удивлялись силе и действию их, то должны были бы узнать из них, сколько могущественнее Тот, Кто сотворил их. (Прем. Сол.13:1-4)».  И в Коране, и в Торе, и в Аггаде, и в Сунне ; священных писаниях и преданиях иудеев и мусульман есть свидетельства о творении мира именно Всемогущим Богом. "Он – Аллах, Творец, Создатель Совершенный, Образователь (всех форм и видов). Ему принадлежат самые прекрасные имена. Славит и хвалу воздает Ему все, что в небесах и на земле. Он – Беспредельно Мудрый, Великий" (Сура «Аль Хашр», 59:24). Харун Яхья, президент Фонда Научных исследований Турции: «Аллах в Коране призывает людей размышлять о происхождении небес, земли, гор, звёзд, растений, семян, животных, дня и ночи, о рождении самого человека, о дожде и других творениях и предписывает изучать их. Занимающийся изучением этих творений человек увидит во всём созданном величие Аллаха и таким образом приблизится к постижению Высшей мудрости Создателя, сотворившего его самого и всю Вселенную» (Коран указывает путь науке. «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Берешит 1:1-3). В первом из тринадцати принципов иудейской веры М. Маймонид (1135–1204), провозглашает: «Я верю полной верой, что Творец, да будет Имя Его благословенно, творит все творения и управляет ими. Он один делал, делает и будет делать все, что делается». Иудеи всего мира эти принципы включили в утренние молитвы своих молитвословов.
Укажем свидетельства христианские. Святые отцы Православной Церкви говорили о естественном богословии, научающем видению Бога из Его творений: «И самый состав, сохранение и управление тварей показывают нам, что есть Бог, Который все это сотворил, содержит, сохраняет и обо всем промышляет» (прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Книга 1. Глава III. Доказательство, что Бог есть. – Москва-Ростов-на-Дону, братство святителя Алексия. Издательство «Приазовский край», 1992 г. С. 4-6).
Святитель Григорий Богослов (330-389 гг.) своем 28 слове ( «О Богословии второе») пишет об истине Божественного бытия, Божественного происхождения и Божественного управления миром, исходя из сверхразумного устроения и целесообразности окружающего нас мироздания, закона причинности, приводящего нас в Первопричине: «Есть Бог — творческая и содержательная причина всего; в этом наши учителя — и зрение, и естественный закон, — зрение, обращенное к видимому, которое прекрасно утверждено и совершает путь свой, или, скажу так, неподвижно движется и несется; естественный закон, от видимого и благоустроенного умозаключающий о Началовожде его. Ибо Вселенная как могла бы составиться и стоять, если бы не Бог все осуществлял и содержал?». В основе этого типа богословствования – логосное богословие. Его раскрывает апостол и евангелист Иоанн Богослов в прологе Евангелия: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Иоан.1:1-3). Божественный Логос (по-гречески это слово обозначает не только «Слово», но и «Мысль») - Сын Божий и  Божья Премудрость наполняет этот мир творениями, через которые становиться очевидным Его бытие. Замысел Творца раскрывается в Его творениях – логосах, логосов великого Логоса. Епископ Каллист (Уэр) пишет: «Говорим ли мы, как Максим (Исповедник), о живущих в вещах логосах, или предпочитаем «энергии» – слово Паламы – впрочем, ничто не мешает нам использовать оба эти термина – принципиальный смысл и интенция остаются для нас неизменными. Вся природа — богоявление. Всякий сотворенный человек или вещь остаются для нас неизменными. Вся природа – богоявление. Всякий сотворенный человек или вещь – место встречи с тем «Запредельным, что лежит в самой глубине нас», говоря словами Дитриха Бонхеффера. Мы должны видеть Бога во всем и все в Боге. Где бы мы ни были, что бы мы не делали, мы можем восходить через творение к Творцу». (Каллист (Уэр), епископ Диоклейский. Через творение к Творцу. – М., Отдел религиозного образования и катихизации, 1998г., С. 9-13).
Со второй половины 20 века и до сего дня ученые говорят об антропном принципе: точной настройке законов вселенной, позволившей этой вселенной не только стабильно существовать, но и возникнуть в солнечной системе на Земле жизни и человека (Фрэнк Типлер, Б.Я. Зельдович, Стивен Хоккинг, Пол Дэвис и др.). Хью Росс, Доктор астрофизики даже пишет статью «Астрономические доказательства существования библейского Бога» (http://www.scienceandapologetics.org/text/268.htm).  И ученые признают в гармонии мира действие Творца. Заметьте, отцы Церкви пишут о естественной теологии за полтора тысячелетия до прозрений современной физики и астрономии.
В настоящее время во всем мире идея целесообразности мироустройства является наиболее оживленной и привлекательной в диалоге науке и религии. Десятки научных центров в Западной Европе, США, Англии при старейших университетах уже несколько веков обсуждают вопросы взаимодействия научного и религиозного мировоззрений. А в России такой диалог стал возможен только с начала 1990-х годов, после исчезновения идеологически ангажированного научного атеизма. Но десятилетия господства этой не научной, а мировоззренческой дисциплины воспитали целое поколение советских ученых, гуманитариев и представителей точных наук. У нас о путях гармоничного взаимодействия религии и науки начинают говорить только сейчас. В государственных программа подготовки теологов и религиоведов существуют предметы «Наука и религия», «Диалог религиозных и нерелигиозных мировоззрений», однако до сих пор не создано ни одного полноценного вузовского учебника государственного образца. Существует настоятельная необходимость активного сотрудничества с зарубежными коллегами в данной области. В библейском богословском институте имени Андрея первозванного (Москва) начали перевод серии книг «Наука и религия». Начиная с 2000 года переведены труды Д.Х.Брука, Дж. Полкинхорна, Иена Барбура, М.Хеллера и других авторов, книги которых можно использовать в преподавании названных вузовских дисциплин.
Таким образом, в силу необходимости преподавания основ религиозной культуры с 2012 года в нашей стране необходимо развивать поле диалога религиозного и научного мировоззрений методами естественной теологии, существующей в истории религиозной и философской мысли не одно тысячелетие.