К 70-й годовщине нашей победы в Небе Кубани

Поправкин
В результате разгрома фашистских войск под Сталинградом, сложилась благоприятная обстановка для проведения успешного наступления советских войск на Северном Кавказе.
Разгром и уничтожение группы А ударами войск Южного и Закавказского фронта с северо-востока, юга и юго-запада –основная идея нашего командования. На этом участке была создана мощная оборонительная линия- Голубая линия
 Эта Голубая линия использовала выгоды той местности. Реки Кубань, Адагум и Вторая.
С наибольшей силой был укреплен участок фронта, проходивший по местности от побережья Чёрного моря в районе Новоросийска до станицы Крымская. Почти все высоты и населённые пункты превратили в узлы сопротивления, наиболее мощным из которых являлась станица Крымская. Численность группировки составляла более 400 тысяч человек. Это были немецко—румынские войска.  Снабжение плацдарма осуществлялось из Крыма через Керченский пролив морскими и воздушными перевозками. Через пролив была построена подвесная канатная дорога и начато строительство железнодорожного моста и нефтепровода. Надолго планировали!
Несмотря на преимущество в пехоте и танках (почти в полтора раза) нашими войсками предпринимались неоднократные попытки ликвидации кубанской группировки противника. Но фашистам очень хотелось, видимо, проводить время на Чёрном Море. Тогда, 4 февраля 1943 года в районе Новороссийска был высажен морской десант, которому удалось захватить небольшой плацдарм на мысе Мысхако, получивший известность как Малая земля. С тяжелыми боями её удерживали 125 дней!
А 12 февраля войсками Северо-Кавказского фронта был освобождён Краснодар. Затем в течение месяца, с боями сумели продвинуться на 50—60 километров западнее Краснодара, прорвав первую линию обороны противника. 16 марта 1943 года советские войска вынуждены были перейти к обороне.
С целью высвободить задействованные на данном участке советские войска, Ставка Верховного Главнокомандования требовала очистить таманский плацдарм до начала летней кампании. Советское командование решало в этих сражениях задачи завоевания господства в воздухе на южном крыле советско-германского фронта и создания наиболее благоприятных условий для проведения наступательных операций сухопутных войск на Таманском полуострове. Именно с этой целью около г. Новороссийск и высаживается десант- плацдарм Мысхако или Малая Земля. Л.И. Брежнев пишет книгу “Малая Земля” и весь героизм забывается, потому что навязывается. С этого момента, создания плацдарма  и начинается война в небе за Кубань. Первый этап битвы начинается с 17 апреля 1943 года.
Немецкие фашисты опечаленные тем, что герои Малой Земли стоят насмерть, высылают около 450 бомбардировщиков для их уничтожения. В тот день было совершено около 1500 самолётовылетов! Фашисты потеряли всего 7 машин. Нашей авиации было в три раза меньше.
Аэродромы базирования советской авиации были довольно далеко, и топлива истребителям хватало лишь на 10-20 минут патрулирования над плацдармом. Кроме того, если была облачность менее 500 метров, то  полёты становились крайне опасными в гористой местности Главного Кавказского Хребта. Первое время фашисты господствовали в небе.
 Советские ВВС оправились от разгрома 41года и удельный вес новых типов самолётов постоянно повышался: в истребительной авиации он был полностью обновлён. Истребительные авиационные части ВВС Северо-Кавказского фронта были укомплектованы истребителями как советского производства, так и поступающими по ленд-лизу. Советские самолёты были представлены следующими типами: ЛаГГ-3, Ла-5, Як-1Б, Як-7, иностранного производства —  Р-39 Airacobra, Spitfire Mk V и P-40Е KittiHawk Каждый пятый самолёт был американским или английским.
Киттихоук  уже устарел и почти по всем параметрам уступал  новым советским истребителям."Спитфайр" создавался как высотный истребитель и не оставил такого яркого следа, как, например, американский истребитель Р-39 "Аэрокобра". В дальнейшем, от Спитфайров решили избавиться, так как своими очертаниями он сильно смахивал на Мессершмитт и вводили в заблуждение лётчиков и наше ПВО. Хотя и Спитфайры и были доступны лётчику средней квалификации и в короткий срок, на них уничтожили 26 фашистких самолёта, он не оставил яркого следа. Однако, в конце войны и в первые послевоенные годы он стал единственным высотным истребителем в системе ПВО страны, а также во многом способствовал подготовке пилотов, летавших на нем, к переходу на реактивные истребители первого поколения.
Перед советской авиацией были поставлены следующие задачи: завоевать господство в воздухе и обеспечить прикрытие сухопутных войск, поддержать с воздуха наступление Северо-Кавказского фронта. Штабом ВВС фронта, впервые в В.О.В. был разработан план авиационного наступления, которым предусматривалось: завоевав господство в воздухе, бомбардировочно-штурмовыми ударами уничтожить живую силу, артиллерию и узлы обороны противника, способствуя продвижению советских войск. Данный план был утверждён представителями Ставки — Маршалом Советского Союза Г. К. Жуковым и маршалом авиации А. А. Новиковым. В ходе сражения советское командование в ответ на действия противника стало срочно наращивать численность своей авиационной группировки. Таким образом, очень быстро масштабы и задачи воздушного сражения далеко превзошли первоначальные локальные цели обеих сторон и приняли характер битвы на уничтожение наиболее хорошо подготовленных авиационных группировок противника в преддверии решающих сражений летней кампании 1943 года.
К весне 1943 года советская авиация практически оправилась от разгрома, понесённого в начальный период войны. В ходе зимней кампании 1942—43 годов ей удалось завоевать оперативное господство в воздухе на сталинградском направлении. Произошло это как за счёт количественного превосходства, так и качественного уравнивания в вооружении.
Участвующие в кубанских боях ЛаГГ-3 значительно уступали основным истребителям противника в манёвренности и вооружении. Созданный путём глубокой модернизации ЛаГГ—3, истребитель Ла-5 незначительно уступал противнику в скорости и вооружении, имея небольшое преимущество на виражах Як-1Б — являлся усовершенствованным вариантом истребителя Як-1, лучшего советского истребителя начального периода войны. Як-7 — боевой истребитель, разработанный на основе учебно-тренировочного самолёта. По лётным характеристикам и вооружению не уступал Як-1, а по пилотажным качествам превосходил его. Экс¬плуатация истребителей «Як» в боевых условиях показала, что они способны практически на равных противостоять истребителям противника, слегка уступая им в манёвренности. Общими недостатками было отсутствие качественной радиосвязи (как правило приёмопередатчиками комплектовались только командирские самолёты, а приёмные станции на строевые машины начали массово устанавливаться с весны 1943 года) и низкая культура изготовления, приводившая к многочисленным дефектам и авариям. Вы, вероятно, будете очень удивлены, когда узнаете, что Г. Речкалов, самый результативный пилот на Аэрокобре на вопрос поставленный журналистами о самой большой ценности борту к их удивлению ответит, что радиостанция! Очень хорошая радиостанция была на Аэрокобре! Если учесть тот факт, что у нас пользу радиостанций начали понимать, лишь в 1942 году!
Самым массовым истребителем иностранного производства, принимавшем участие в кубанских воздушных боях, была американская «Аэрокобра». От советских истребителей отличались более мощным оружием, живучестью, манёвренностью и хорошей управляемостью и уступая последним в способности выдерживать большие перегрузки и выполнять резкие манёвры. Несомненным достоинством стало наличие качественных приёмопередающих радиостанций.
Уже к 19 апреля, из резерва Командования было поставлено 600 самолётов, доведя их общее количество до 900. Сразу начались тяжёлые бои в Небе с тяжёлыми потерями для фашистских бомбардировщиков, что им пришлось перейти к ночным бомбардировкам.
20 апреля советские ВВС нанесли мощный бомбовой удар, сорвав фашистское наступление. Люфтваффе потеряло инициативу. До 29 апреля 1943 года, когда начался второй этап битвы за Небо. Ублюдки потеряли 150 самолётов.
В этот второй этап, который продлился до 10 мая, в тот момент, на земле уничтожали  армию вермахта на сравнительно узкой полосе фронта шириной 20-30км проходило до 40 воздушных боёв, в которых принимало участие до сотни самолётов с обеих сторон.
28 апреля немецкие фашисты совершили 850 самолётовылетов, а наши только 310. Однако, они пот6ряли 25 самолётов, а наши 18.
Примерно в то время и началось использование принципов Великого Практика и Теоретика, Великого Лётчика, Великой Войны Александра Ивановича Покрышкина.
Преимущество советской авиации становится неоспоримым. Наших уже в почти два раза больше!
В воздухе наши самолёты летали эшелонировано. Пары истребителей шли тоже с превышением 800-1000метров. Сверху шли истребители прикрытия, а ниже истребители против бомбардировщиков. “Кубанская этажерка”, разработанная А.И. Покрышкиным. И это было особенно актуально, если учесть, что все аэродромы люфтваффе были расположены вблизи линии фронта.
За 12 дней боёв было сбито 368 фашистских самолётов, ценой 70 своих.
Лучшими лётчиками были Д. Глинка (21) В. Фадеев (18), Н. Лавицкий (15), Покрышкин(14).
Советские войска подошли к Крымской.  Начался 3 этап Кубанской бойни с 10мая. 26 мая 234 бомбардировщика и штурмовика под прикрытием 150 истребителей обрушились в районе Киевской и Молдаванской. Бои в Небе разгорелись вновь.
Авиация люфтваффе была собрана в кулак. Её собирали с Крыма и Украины. Собрали около 1400 самолётов, которые выполняли свыше 2000 самолётовылетов в день.
Господство в воздухе перешло временно к немцам. 
Было решено, что бомбардировщики будут летать крупными формациями, без прикрытия истребителей, а сводившиеся истребители будут встречать врага ещё до проникновения на нашу территорию.
Принятые меры привели к потерям врага. Если фашисты потеряли 315 самолётов, то наши 150.
Понимая, что операция проиграна, германское командование оставило лишь истребители, а бомбардировщики были переброшены на север.
В итоге 7 июня битва за Кубань была закончена. С 17 апреля по 7 июня люфтваффе потеряло 1100, а мы 750 самолётов.