Эра забвения Запад без бога

Алексей Жуковский
Запад без бога

Хотя нет такого государства как Запад, но о нем приходится говорить как о государстве, раз всемирная история обладает несчетным количеством фактов, определяющих современное положение дел. Но всемирная историческая наука есть порождение самого же Запада. В этом и заключается основной парадокс современной мысли – Запад сам себя определяет Западом, игнорируя несогласное с ним, исходя из всемирной истории, основные положения которой были заложены западноевропейскими учеными и философами. Можно сказать, что вся так называемая западная культура мысли есть одна единственная мысль – прогресс Запада есть прогресс общечеловеческой мысли.

Является ли Россия Западом? Отвечу на это односложно – нет. Не в одном историческом западноевропейском труде России не отведена роль страны, влияющей на прогресс западной культуры. Россия рассматривается как страна, в которой следует и дальше развивать западноевропейские ценности и достижения. И кто с этим согласен, тот и рассматривается Западом как прогрессивный мыслитель. Вся российская образовательная система разрывается между западным методом мышления и русским своеобразием.

Борьба то утихает, то возгорается с новой силой. И эта борьба не столь безобидна: революция 1917 года стала поворотным пунктом в сражении, где мыслительные конструкции были заменены оружием. Битвы заменили дискуссии, количество пролитой крови стало мерилом истины. Причин этой революции можно найти много, но нельзя упускать одну очевидность того времени: русское стало набирать силу и слишком уж противопоставлять себя Западу. Ведь как раз тогда русский ренессанс заявил о своей мощи: поэзия, музыка, литература, живопись, науки стали давать миру гениев; русская религиозная мысль переживала подъем. И в это же время Запад нанес удар невиданной силы: вся мощь политической схоластики Запада была обрушена на тысячелетнее царство, которое не устояло под натиском и рухнуло в три дня. Конечно, нет аргументов для такой постановки вопроса при настоящем положении исторической науки. Учебники преподносят эту революцию как порождение марксизма, осуждаемое Западом и оправдываемое мракобесием России. Но не является ли Маркс плотью и кровью Запада? И не его ли учение, сдобренное диалектикой Гегеля, с успехом применяется политиками западного мира для оправдания кровавых деяний во славу демократии большинства.

После революции, почти на протяжении века, в России стали культивировать западноевропейский стиль мышления: принятие западных основных принципов мысли без критического к ним отношения. Все русское было изгнано вместе с православным богом, на смену которому пришли мало понятные аксиомы справедливости, но которые поддерживались мировыми авторитетами, в основном западными. Все обучение русского человека до сегодняшнего дня строится на западных авторитетах. Но понимает ли нас Запад? Нет! Он нас не понимает! Несмотря на все усилия мы продолжаем говорить на разных языках. Внешне мы принадлежим к одной белой расе, но внутренняя борьба между двумя мирами не утихает. Вполне допустимо, что Запад хочет нам добра и борется с нашей отсталостью. То есть все дело заключается именно в нашей дремучести. Запад – прогресс, остальные - регресс. Но даже так называемая мировая история дает много поводов для сомнения в прогрессивности Запада. Фактически, всемирная история дает много возможностей для сомнения в самой мировой истории, где разноплановые события по идеологической воле авторов превращаются в одно целое. История пишется людьми, а не народами. Другими словами, западные мыслители пытаются построить теорию прогресса, исходя из идеологических установок, приписывая себя основные роли в данном сомнительном процессе.

Но говоря про запад и его недостатки, нужно всегда иметь в виду, что недостатки эти учитываются нами и важны для нас, а не для запада. Для запада они могут рассматриваться как достоинства. Другими словами мы жалуемся на запад там, где он не учитывает  наши интересы и возможности, попросту пренебрегая тем, что для нас является национальной гордостью, ибо мы ждем, как ни странно, их оценки. Но как русская национальность мы для них не представляем никакого интереса. Заслуги русских признаются в основном по необходимости, то есть там, где уже невозможно скрыть достижения в той или иной области. Мир (здесь мир понимается в узком смысле слова; ведь нельзя же предполагать, что китайцам интересна и понятна западно-европейская культура так, как она интересна и понятна нам) находится под властью западных идолов. По крайней мере идолы эти появляются, когда мы пытаемся представить им что-либо для обсуждения. И нужно констатировать факт, что наши размышления никогда не будут рассматриваться как серьезные на западе. Впрочем, и нам иногда скучно читать размышления какого-нибудь американского писателя про Россию.

Другое дело – понять, где разошлись наши дороги. Почему, принадлежа к одной белой расе, мы отличны от нее: никогда политика России не следовала в фарватере западноевропейской стратегии. На арену всегда выходили восточные народы, по отношению к которым в России всегда было особое мнение, часто противоположное западному. Русская мысль разрывается между западными ценностями и восточными, хотя ценности можно лишь условно обозначать подобными терминами. Что-то мешает нам быть полностью на стороне ведущих держав, как они сами себя называют.

Русская мысль активно занималась данным вопросом, и мне кажется, кое-каких результатов в данной области добилась, несмотря на присущее самоуничижение и оглядку на “мировые”авторитеты.

Прежде всего русская философская мысль отметила православное самосознание русского этноса, которое одно только и сплачивает народ, проживающий на огромной территории. В религиозности человек находит оправдание своей жизни, чувство всечеловеческой любви и нравственности, наполняющей повседневность смыслом и цельностью. Даже атеизм есть только обратная сторона веры, по крайней мере до сих пор, где за отправную точку все же берется вера. Даже революционная пропаганда в течение почти целого столетия не смогла уничтожить основы православия. Как только рухнула социалистическая империя, православие тут же захватило пустующий идеологический пьедестал, как будто и не было забвения и изгнания. Конечно, социализм до конца и не уничтожал православие. Церкви работали и прихожане были и в эпоху социализма. Но оно не принимало никакого участия, по крайней мере официального, в общественной жизни страны или об этом никто не сообщал. Было запрещено официально освещать деятельность православной церкви как и другие нежелательные стороны жизни. Это, к сожалению, обычное явление в человеческой истории. Нет  ни одного государства, где бы жизнь освещалась в полном объеме. Путь мыслителя – путь догадок и прозрений, вопреки так называемой официальной версии событий.

Православие не католицизм и ничего общего с ним не имеет, либо так далеко отошло от единого источника, что найти точки соприкосновения практически невозможно. Ислам тоже вышел из христианства, но в данный момент он явно стоит особняком, объединяя в сплоченное единство миллионы людей. Хотя православие и пришло из Византии, где были заложены основы будущего великого религиозного движения, свое окончательное развитие и верных сподвижников православная религия  нашла на Руси. Сергей Радонежский стал для православия великим кормчим, начав путь объединения земель под единым богом.

Конечно, можно найти и более объективные причины единения русских, но здесь идет речь об идее русского народа, а это иногда важнее, чем сама практика, которая зачастую лишь приближается к чистому теоретическому пониманию исторических процессов. Точнее, практика человеческой жизни есть порождение чистой идеи. Само понятие русские есть теоретическое обоснование какого-то народа, проживающего на какой-то территории. Но главное здесь - идея объединения, которая дает возможность жить в одном нравственном климате.

Следует отметить, что для каждого государственного народа идея единения своя, определяемая собственной исторической судьбой. С потерей идеи общность людей, которая на практике осуществляла ее, исчезает из исторической битвы. Это уже очень хорошо известно современному миру. К силе оружия сейчас добавляется и пропаганда, которая направлена прежде всего на уничтожение самой идеи какого-либо неблагонадежного государства. Революции, которые являются прямым следствием пропаганды новой идеи, ничего зачастую обычному человеку не приносили, кроме лишений и забвения. Исключение составляет одно: человеку дается якобы более справедливая и чистая идея, благодаря которой он должен уяснить весь гнет и унижение предшествующей жизни. Взамен он должен пожертвовать своей жизнью ради этой новой справедливости. Одна вера заменяется другой.

На практике борьба идей, - будь то идея бога, справедливости, демократии, свободы, социализма, коммунизма, мировой державы, ... - определяет судьбу того или человеческого сообщества.  Интересно, что запад полностью игнорирует русский ренессанс двадцатого века. Ни в одном “мировом” издании вы не найдете к своему удивлению ни одного русского с русской  идеей, хотя полно писателей, которые несут всему миру понимание европейского общежития. В процентном же соотношении европейцы занимают меньшинство и это - не колыбель человечества, и не самая древняя цивилизация. Но борьба идей берет в расчет лишь силу идей и их жизнеспособность. Древнегреческая цивилизация не была самым мощным историческим образованием, но в силу сложившихся обстоятельств она почему-то считается вершиной древнего мира.

В истории слишком много случайностей и сама идея о необходимости и определенности аксиоматична, а потому в какой-то мере не верна. Смысл человеческого развития построен на чудовищном человеческом обмане и идея бога, которая является нечеловеческой, подменяется мещанским пониманием доброго нечеловеческого существа, вникающим в повседневные заботы маленького человека. Протест человека против бога заключается в отстаивании именно прав маленького человека, с его ограниченным кругозором и тягой к бытовым удовольствиям.

Нет ничего страшнее маленького человека. Некоторые его называют человеком толпы, другие человеком массы. Самое главное – он существует и благодаря ему история может претерпевать значительные изменения. Великие вожди маленьких людей умерли, но их открытия живут и процветают. Дтктаторы были великими  людьми, потому что сначала сделали всех людей ничтожными, а потом вложили в их ослабленные головы великие идеи счастья. Были ли люди счастливы? Это не важно! Главное, что они верили в свое счастливое существование. Победоносная идея – основное оружие верующих. Попытайтесь убедить самого нищего и несчастного европейца, что он живет хуже какого-нибудь араба. Он будет верить: самый угнетенный человек в Европе живет лучше жителя развивающихся стран.