Биармия - осколок Арианы?

Рина Полесьева
   Около трёх тысяч лет назад прекратились ежегодные приношения даров из далёкой Гипербореи в храм Аполлона в Дельфах.  Древние авторы считают это закатом Гиперборейской цивилизации. К этому времени северо-восток Европы заселяют финно-угорские племена, как восточные, так и западные. Как проходила смена населения, трудно сказать, поскольку письменных упоминаний почти не сохранилось. Во всех источниках наши предки - северяне охарактеризованы людьми миролюбивыми, не склонными к войнам и раздорам, поэтому особого внимания историков долгое время после гибели сильной  цивилизации, повлиявшей на развитие древней культуры, не привлекали. К тому же в те времена в центральной и южной Европе прокатилось несколько волн великих потрясений, шла ожесточённая борьба за территории, за материальные богатства, за власть над себе подобными. Скифы, сарматы, Александр Македонский, Юлий Цезарь, гунны, готы, авары… .  Рушились древние цивилизации Юга, обрывались прежние связи.
   Но жизнь в северном краю не прекращалась, она шла своим чередом, по сложившимся здесь порядкам. Непросто сейчас  найти ответ на вопрос, какие, именно, племена селились в бассейне Северной Двины. Судя по описаниям археологов, лингвистов, генетиков и историков, со II тысячелетия до нашей эры и, возможно, раньше север населяли финно-угорские племена, а вдоль побережья Белого моря частично саамы (лопь) и ненцы.           Культуру народа, заселявшего в это время север, относят, в основном, к ананьинской, названной, как принято у археологов, по первому поселению, где впервые были обнаружены признаки культуры. Правда, ананьинская культура распространена по большей части в среднем течении Волги, но считается, что на север представители этой культуры доходили очень далеко. Среди ананьинцев были как ярко выраженные монголоиды: низкорослые и плосколицые, так и представители европейского типа.
  Ананьинцев относят к финно-угорской языковой группе. Есть гипотеза, отождествляющая их с тиссагетами либо с агриппеями, о которых упоминает древнегреческий историк Геродот, помещавший их к северо-востоку от скифов и сарматов (последняя версия более вероятна, т.к. аргиппеям Геродот приписывает монголоидную внешность, а о внешности тиссагетов не пишет ничего - очевидно, именно потому, что они мало отличались от окружающих европеоидных племен). Вероятно, в северо-восточной части ананьинской общности формировались пермяне (предки коми и удмуртов), в западной — волжские финны.
   В I веке н.э. известный римский историк Тацит писал, что север Европы был обиталищем финнов, питавшихся травами, одевавшихся в звериные шкуры. От непогоды же они укрывались под столетними деревьями. Надо полагать Тацит имел ввиду не современных нам финнов, проживающих сейчас в Финляндии, а многочисленные финно-угорские племена северо-востока Европы, разобраться в которых римскому историку было не под силу, поэтому он и объединил их общих словом, которое обозначает «светлый».
 О финских народах, в т. ч. мере, мордве и чуди, населяющих северо-восток Европы писал в VI в. готский историк Иордан: "Никакой народ лучше стрелять не умеет из луков, в колдовстве прилежанье имеют, искуссны в ловле зверей". Также он пишет список финно-угорских  племён, которые покорил в V веке готский царь Германарих. Среди них можно найти опять же мерю, мордву чудь и другие племена. Меня в этом списке заинтересовали  васинабронки. Большинство историков делят это слово на две составляющих, первая из которых подразумевает племя весь, хорошо известное и распространенное на севере. Вторая часть трудно поддается расшифровке, поэтому пока неясно, о каком племени идёт речь.
  О северном племени весь можно найти сообщения довольно часто. Письменные источники VI — начала XIII в. позволяют сделать вывод, что весь в то время была могучим племенем, хорошо известным во многих странах Западной Европы, мусульманского Востока и Руси. В IХ-ХI вв. весь принимала активное участие в политической и военной жизни Руси. Большое распространение у веси, получили охота на пушных зверей и торговля, их представители также считались хорошими купцами. Народ веси отличался очень белым цветом волос, невосприимчивостью к холодам. Все историки особо отмечают, что в стране, откуда приезжают купцы веси, летний день очень длинный до 22 часов, а зимой наоборот, такой длины бывает ночь. Как и у нас на Северной Двине.
 Однако, всё же  такие сведения мало что дают обычному человеку, проживающему сейчас на этой территории. Хотелось бы знать о своих предках поконкретнее. Север большой и кто из финно-угорских народов жил, именно,  в бассейне Северной Двины, сказать очень трудно. Сведения настолько запутаны, что складывается впечатления, что запутывали их старательно. На древних картах эта территория почему-то представляет сплошное  белое пятно. Справа – предки коми, слева – карелы и финны, а по обоим берегам судоходной реки – пустыня. Странно. Эта странность ещё больше разожгла моё любопытство. Но, сколько ни искала, никаких, более-менее вразумительных данных раньше конца I тысячелетия уже нашей эры не нашла. Вполне закономерно, т. к. к этому времени относится становление русского государства на южных границах нашей территории и всплеск воинственности северных соседей - викингов. Наша Двина попала в зону влияния более сильных этносов, а благодаря этому и в летописные сведения. Так вот, именно, в древних скандинавских  источниках впервые более подробно рассказывают о стране, лежащей к востоку от Скандинавии - Биармии. Обитателей этой страны в сагах называют  биармийцы.

 Исландские саги о Биармии (IX – XIII)

  Биармия - ещё одна загадка нашего края, на первый взгляд, не менее мифическая, чем, затерявшаяся в тысячелетиях Гиперборея. Правда, в этом случае мифы начинают принимать материальные очертания, в виде мехов, серебра и моржовой кости, которыми Биармия привлекала своих соседей, вполне реальных для своего времени скандинавов. Как считают в современной Норвегии: «поездки скандинавов к биармам  X – XI веках составляют славную летопись освоения норвежцами северных территорий».
   О Биармии упоминается в скандинавских сагах. Бороздя просторы интернета в поисках нужной мне темы, я нашла не менее десяти названий саг, в которых есть упоминания о Биармии, например, «Сага о Харальде Прекрасноволосом», «Сага о Харальде Серая Шкура», «Сага об Олафе Святом» и других. Одним из ранних документов, в котором упоминается эта страна, является написанная на пергаменте рунами в Х веке «История Хиалмара, царя Биармаландии и Тулемаркии» впервые переведенная на русский язык С. К. Кузнецовым в начале прошлого века.
  В исторических записях  Биармия впервые упоминается в переводе «Истории против язычников»  Павла Орозия, сделанном для англосаксонского короля Альфреда Великого (конец IX века). В исторический труд король включил  рассказ о путешествии Оттара из Холугаланда, состоявшемся около 870 г.  В некоторых источниках скандинавский мореход Оттар поэтому называется первооткрывателям северных морей, а также и Биармии. Но норманны и до IX века знали путь на Биармию. Об этом говорит  торговля рыбьими зубами, моржовыми клыками, которая еще с III века получила популярность в Норвегии.  Более того, между неолитическими племенами Скандинавии и прибрежья Белого моря морские связи существовали с давнишних пор, а уж история Скандинавии изучена достаточно хорошо, чтобы с уверенностью сказать, что скандинавы осваивали свой полуостров уже тысяч восемь лет тому назад. М. Пришвин в своих описаниях Севера обращает внимание на то, что русские поморы издревле ходили на карбасах к побережьям Норвегии за сельдью, как в свои воды.
   Археологические находки на Крайнем Севере тоже свидетельствуют о том, что на этих землях предки нынешних норвежцев бывали издавна.  Оттар не был первооткрывателем Биармии,  он стал  первым, чей рассказ об этой стране занесли в хронику средневековых событий. Рассказ Оттара – это не сага, это реальное описание реального путешествия, зафиксированное в историческом труде, поэтому сомневаться в правдивости его слов не приходится. И всё рассказанное им вполне понятно. Судя, по его описаниям, он обогнул Кольский полуостров и зашёл в устье большой реки. При таком маршруте река может быть только нашей Северной Двиной. Также конкретно у него описаны и народы, которые он встретил на своём пути. Сначала, на крайнем севере жили кочевые лапландцы, а южнее проживали более зажиточные и осёдлые биармийцы, которые говорили на понятном для Оттара и его спутников языке.  Кстати, на финском.
Из саг  также известны  рассказы о путешествиях в Биармию около 920, 1026 и 1090 гг. В них сообщается, что викинги вели с местными жителями торговлю, закупая беличьи, бобровые и собольи меха, и расплачивались за них деньгами, после чего нередко начинали войну и грабили
При таких регулярных военно-торговых операциях , первые, кого должны были покорить воинственные викинги, в таком случае, должны были быть народы  побережья Белого моря и, вообще, северо-востока Севера. Богатые земли, транспортные пути, что ещё надо?! Однако, упоминание о набегах есть, о выплате дани тоже есть, но о покорении таинственной страны ни слова. Зато, постоянны сведения о взаимных жестоких стычках. Значит, на равных с кем-то воевали древние северные завоеватели, устрашавшие своими набегами всю Европу? Значит, не слабый отпор давали им обитатели северного края?! (О племени народа весь есть сообщения, что их воины были достаточно воинственны в случае надобности).
   В 1217 году в Биармию прибыли два норвежских судна, одно из которых проследовало далее через Русь в Святую землю, чтобы участвовать в крестовом походе. Экипаж второго судна был уничтожен местными жителями. Для мщения король Хакон IV в 1222 году послал двух своих военачальников на четырех больших судах с сильным войском. Они опустошили Биармию огнем и мечом, вернувшись с богатой добычей из серебряных монет и дорогих мехов. После этого о Биармии перестали упоминать в скандинавских источниках.
   По одной из версий, разорение Биармии было завершено русскими, которые, начиная с 1236 года, под давлением монголо-татар начали массами переселяться в северные леса. Часть жителей Биармии ушла на кораблях в Норвегию, где тот же король Хакон в 1240 году выделил им для поселения земли в области Маланген в Холугаланде.
   Следующую причину того, почему Биармия перестала интересовать скандинавов, некоторые ученые видят в изменившихся метеорологических условиях. Вероятно, и это   остановило скандинавских мореходов от новых походов к берегам Белого моря и в Биармию. Вспомним, что к этому  времени изменилась и политическая ситуация на Севере. Всплеск воинственности викингов затих. На политическую арену Северной Европы вышли следующие сильные игроки. За право обладать  богатыми территориями начали борьбу новгородцы и шведы.
   Понятно, почему столько вопросов появилось у историков более позднего периода. Биармия перестала существовать, как централизованное объединение предположительно в середине XIII века, а первые сведения о ней стали доступны более широкому кругу лишь с начала XVI века, после издания в Европе сборников исландских саг. Первыми вышли в свет хроники «Деяния данов», где Саксон Грамматик - датский летописец  изложил исландские саги и историю Дании до 1185 г. «Деяния данов» долгое время оставались почти неизвестными, даже,  в Дании, и впервые были напечатаны в Париже только в 1514 году, почти через 300 лет после уничтожения Биармии.
   Скандинавские саги, посвященные норвежским конунгам от легендарных времен до 1177 года,  собраны также в своде - « Круг земной». Предполагается, что  его автором был Снорри Стурлусон -  исландский скальд, прозаик, историограф и политик. «Круг земной» — уникальный в своем роде сборник, повествующий о жизни Северной Европы в эпоху викингов, становления скандинавских государств. Содержит некоторые, вполне, достоверные сведения и о прочих европейских государствах того времени — от Византии и Киевской Руси до Англии. (И никто не сомневается  в достоверности рассказов в этом случае).
Источниками создания  свода послужили стихи скальдов,  письменные произведения и  устная традиция. Учеными принято считать, что скальдическая поэзия— наиболее надежный источник, которым пользуется автор «Круга Земного». Снорри Стурлусон и сам об этом пишет в Прологе: «То, что говорится в этих песнях, исполнявшихся перед самими правителями или их сыновьями, мы признаем за вполне достоверные свидетельства». По всей видимости, автору «Круга Земного» был также известен довольно широкий круг письменных источников, которые к тому времени уже появились на свет. Существование некоторых из них подвергается сомнению, других – полностью подтверждено: так, древнейшая сага об Олафе Святом сохранилась в семи отрывках. Несомненно, Снорри пользовался и устными преданиями, которые еще бытовали в его эпоху в Исландии
    Первое издание «Круга Земного» вышло в Стокгольме в 1697 г. Со времён существования Биармии минуло более 400 лет.

    В "Круге земном" есть рассказ о поездке норвежца Карли с множеством мелких деталей и подробностей:
    "Плыли они летом чаще всего так, как позволяли их корабли... И когда они приплыли в Бьярмаланд, то остановились они в торговом месте. Началась там торговля. Все те люди, у кого было для этого имущество, приобрели там огромное богатство. Торир приобрел там много беличьего меха и бобрового, и собольего. И у Карли было огромное богатство, так что он купил много мехов. А когда там закончилась торговля, тогда поплыли они прочь по реке Вине. Было тогда объявлено, что мир с местными жителями закончился". Викинги решают напасть на бьярмов, но Торир предлагает воспользоваться обычаем бьярмов выносить в лес и засыпать землей часть наследства богатого человека. Торир приводит отряд к капищу бьярмов. "Они вышли на большую поляну, и на той поляне был высокий деревянный забор, с воротами в нем, которые были заперты. Шесть человек местных жителей должны были охранять каждую ночь этот забор". На дворе капища был насыпан "курган, в нем перемешаны золото, серебро и земля... А еще внутри ограды стоит бог бьярмов, который зовется Йомали". (Кстати по "Ведам Индии" у Ману есть брат - Яма, которого Авеста именует Йимой. У финнов - Йомала, у скандинавов - Емала - божество почти с теми же функциями). 
   Как оказалось, в руках статуи Йомали была серебряная чаша, такой величины, что ее не могли выпить четыре человека, и она была полна красного (чистого) золота, а на шее драгоценное ожерелье. Шелковая одежда алого (пурпурного) цвета, в которую был одет Йомала, стоила значительно дороже, чем "тройной груз самого богатого судна, которое когда-либо переплывало Греческое (Черное) море". Набрав монет с землей из кургана, забрав чашу и срубив ожерелье, викинги бросились к кораблям, преследуемые проснувшимися стражниками-бьярмами
   Долгое время этот рассказ средневекового автора считался вымыслом, историки не верили в богатство северного края. Только несколько десятилетий спустя несметные сокровища Биармии, казавшиеся легендарными, неожиданно стали находить подтверждения.   В XVII и XVIII столетиях одно за другим стали появляться сообщения русских путешественников о святилищах угро-финских племен в бассейнах Верхней Камы, Северной Двины и Печоры. Подобно тому, которое ограбил Торир, они были обнесены высокими заборами с воротами, охраняемыми стражей, а внутри стояли деревянные идолы, державшие чаши и блюда, наполненные серебряными монетами.
  В саге об Эрике Кровавой Секире описывают такой эпизод:  «Однажды  весной  Эйрик Кровавая  Секира (норвежский конунг – сын Харальда Хорфагера)  собрался  в поход  в  Бьярмаланд  и тщательно отобрал войско для этого похода. Во  время  этого  похода произошло много  событий. В Бьярмаланде была большая битва у реки Вины. Эйрик одержал здесь победу, как об  этом рассказывается в песнях, сложенных в его честь. Во  время этого  же похода  Эйрик взял в жены Гуннхильд,  дочь  Ацура  Тоти,  и привез ее домой. Гуннхильд была очень красива  и умна, и умела  колдовать».
        Умение жителей Биармии колдовать  считалось их отличительной чертой  и об этом также часто рассказывают в сагах.  В Средние века бьярмийцы считались великолепными колдунами. Олаф Магнус пишет: «Жители Биармии искусны в чаровании людей. Взглядом, словами или какими-нибудь другими действиями они умеют так связывать людей, что те лишаются здравого рассудка, теряют свободу воли и часто совершают непонятные поступки».
   Саксон Грамматик так пишет о применении ими магического искусства в описании одной битвы: «Тогда биармцы сменили силу оружия на искусство своего волшебства, дикими песнями наполнили они свод небесный, и мигом на ясном до тех пор солнечном небе собрались тучи и полил проливной дождь, придавая печальный облик ещё недавно лучезарной окрестности».
  Но уже Иордан в VI  веке писал об искусстве в колдовстве северян.  Об умении колдовать представителей северных народов Европы упоминается позднее и в русских источниках.

 Биармия на средневековых картах или
Почему Кольский полуостров оказался на Северной Двине.


     Очень долго не могла понять, почему столько таинственности и легендарности в вопросе с Биармией. То она есть, то её нет. То она в Перми, то в Карелии, то ещё Бог весть где. И богатства у неё несметные, и чудовища небывалые.
   А «ларчик» просто открывается. Походы скандинавов, красочно описанные в сагах, относятся к IX – XIII векам. Что смогли, что считали нужным, они в своих произведениях рассказали.  Они не пытались прославиться первооткрывателями или учёными, они просто рассказывали о своих  деяниях, которые совершали, ради своей славы и удачи. Им, собственно, было о чём рассказать,  кроме Биармии. Они совершали свои походы и в другие страны, причём, более богатые и известные. Кстати, остальные страны, упомянутые в сагах, имеют реальные очертания. Значит, реальной для героев саг была и Биармия, и особых затруднений поиски пути к ней не вызывала. Единственное, что они не смогли сделать, нанести её на карту. Но в те времена это было общей проблемой, не знали тогда  настолько хорошо географию, чтоб составлять настоящие карты.
   Более-менее правдоподобные карты начали появляться только в 16 веке. Но к этому времени мир сильно изменился после походов викингов. Какие-то страны исчезли, появились новые государства, поэтому сначала и была некоторая путаница в том, какую страну поместить на карту: ту, о которой записано в хрониках или ту, которая существует в настоящее время. Учтём ещё поправку на то, что сведения об изменениях распространялись не так быстро, как в последующие столетия.
   Вспомним  о состоянии науки в те времена в целом и картографии в частности и поймём, почему так трудно отыскать, реально существовавшую некогда страну.
   Средние века, особенно в первой половине составляли период упадка в  науке вообще. Географические воззрения складывались в эту эпоху под влиянием Библии, с одной стороны, и дошедших остатков классической образованности, с другой; понятие о шарообразности Земли было утрачено. Было составлено несколько четырехугольных карт Земли. Имела распространение и теория, придававшая Земле очертания диска. И только в конце пятнадцатого века делается попытка  изобразить Землю действительно в виде шара, т. е. глобуса.
      Эпохой возрождения научной географии стал конец XV и начало XVI века — эпоха великих географических открытий.
   К этому времени относится и первая карта, на которую нанесена Биармия. Её составил Олаус Магнус. Олаус прославился своими картами, на которых впервые более достоверно изобразил Европейский север.  Он впервые в истории картографии нанёс на карту Кольский полуостров, Белое море и Карелию. Сведения об этих районах взяты, вероятно,  с несохранившихся карт, либо из рассказов русских и скандинавских воинов, охотников и рыболовов, неоднократно посещавших эти земли и, возможно, составлявших какие-то планы, служившие им ориентиром для повторного путешествия. Кроме того, огромный материал о Кольском полуострове (Биармии на карте Олауса Магнуса) дали древние саги и сочинения скандинавских писателей XIII-XIV вв. (Саксона Грамматика, Снорри Стурлусона и др.) о поездках норманских викингов в Биармию.
Разумеется, ошибок избежать не удалось. Белое море (Lacus Albus) превратилось в озеро, образованное из Кандалакшского и Онежского заливов. Северо-восточным побережьем Белого моря на «морской карте» («Carta marina») служит южный берег Кольского полуострова, изображенный в виде перешейка, по-видимому, соединяющегося с материком где-то в районе Северной Двины. Ошибка в вычислении, из-за которой самая северная точка Скандинавии (70°) перенесена далеко к северу (почти 90°), перешла во многие картографические работы XVI-XVII вв. о северных странах, в том числе Меркатора и Ортелия.
   Так вот, надо думать, что из-за неточностей в первой карте, и возникли первые недоразумения в определении местоположения Биармии. Это не Биармия была на Кольском полуострове, это Кольский полуостров ошибочно был помещён на место Биармии.   Других нестыковок тоже было предостаточно, поэтому не стоит удивляться, почему так трудно было в дальнейшем историкам определиться с местоположением одной из  загадочных стран средневековья. Тем не менее, я нашла в инете перечень карт 16-го века, на которых была изображена Биармия, их оказалось более десяти. Среди них:
    1539 г. «Carta Marina» - первая карта, на которой помещена Биармия. На северо-восточном берегу Белого моря отмечены поселения Berga и Starigur, на юго-западном
   1542 г. «Geographia, Schonlandia Nvova» -  карта Европы по Птолемею. На северо-востоке Cкандинавии, на краю «Okeanus Hiperboreus», картограф также отметил  "Blarmia".
   1554 г. «De omnibvs gothorvm sveonvmqve regibus» - фрагмент карты Скандинавии. На северо-востоке Скандинавского полустрова обозначена страна Biarmia, ниже Lavcus Albus.
   1567 г. «Historia de gentibus septentrionalibus» - фрагмент карты Скандинавии из фолианта «Olaus Magnus Historia». В области Biarmia отмечено поселение Starigur, на Белом Море Solffky (Соловки). На юго-востоке Биармии изображены лучники на лыжах и человек в оленьей упряжке.
     1570 г. (приблизительно)«Russiae, Moscoviae et Tartariae Descriptio» - карта из атласа «Theatrum Orbis Terrarum». Составлена на основании карты английского посланника Энтони Дженкинсона. В левом углу карты под областью Biarmia, рядом с областью Lappia, над областью Karelia изображен трон с подписью «Иоанн Васильевич Император Руси и князь Московский».
Картограф: Abraham Ortelius
   1595 г. «Atlas sive cosmographica, Svecia et Norvegia cum confinijs» - фрагмент карты из средневекового атласа. Показаны земли Biarmia, Novogard, Corelia, Tartaria, Permia.
   1595 г. «Septentrionalium Terrarum descriptio» - кольский полуостров окрашен в розовый цвет — цвет Шведских земель. На карте появляется городок Cоlа (отмечен красным цветом), Motka (Печенгский монастырь?), Kildine (о. Кильдин), C. Sowerbere, C. Confort, Semost pogost (Семиостровский погост), C.Chr. (Corpus Christi) отмечен красным цветом. Обозначены селения Polonga (Пулонга), Omba (Умба), Berga (?). Кольские земли помечены, как «Lappia». Омывает полуостров Myrmanskoi Mare (Мурманское море) и другие.
   Как видим, на картах, кроме Биармии отмечены Карелия, Пермия, Соловки, Белое море и другие, вполне реальные географические  названия и объекты. На одной из них отмечена, даже, Русь.
   Вскоре после появления первых карт, более правдиво изображающих   Европейский север, в 1557 году побережье Белого моря было исследовано английскими мореплавателями. Как мы знаем, в это время здесь   уже находилась Российская держава, поэтому Биармии на картах было уже не место. Ну не поставишь же на одной и той же карте, скажем Галлию и Францию, Персию и Иран, Древнюю Русь и СССР,  и т.д. И в секретной рукописной карте 1557 г из атласа принадлежащего Уильяму Сесилу, лорду Бёрли, министру и главному советнику английской королевы Елизаветы I Биармии уже не было.
   Непросто было картографам 16-го века помещать на картах сведения из разных источников. С одной стороны, опираясь на материалы древних саг, восточнее Скандинавского п-ва они помещали Биармию, с другой, анализируя рассказы очевидцев приходилось искать  уже  земли, принадлежащие  Швеции и России. Как бы там ни было, благодаря  им, можно утверждать, что Биармия существовала, поскольку рядом с ней помещены реально существовавшие земли и страны. Размещалась она на всех картах примерно в одном и том же направлении по отношению к ним. Северо-восточнее Карелии, севернее Московии. На некоторых картах есть  Пермия, которую авторы поместили восточнее, есть также Лаплапндия, которая находится севернее Биармии.
 Последнее картографическое изображение Биармии датируется 1598 годом. Одним из последних, кто изобразил Биармию на карте 1595 года, был Меркатор. С этого времени название Бьярмаланд исчезает как из произведений западно-европейских путешественников и писателей, так и перестает заноситься на карты. В последующем, на территории бывшей Биармии стали изображать уже реально существующую в настоящем времени страну, чьи пределы простирались до Белого моря – Россию.
   Биармия канула в забвение. Что-то это уже напоминает.