Чествуя Пушкина

Петр Лебедев
Считается, что каждая нация имеет своего гения; в Англии – Шекспир, в Италии – Данте, в Испании - Сервантес, во Франции, скорее всего, Бальзак, хотя ситуация не столь однозначна. В Америке – Эдгар По с Марком Твеном на пару; В Германии – Гете; ну а в России, разумеется, Пушкин. Судьба страны таинственным образом закодирована в национальном гении, и корни того, что произошло со страной – особенно если это похоже на крах, нужно искать в парадоксах этой сакральной личности, препарировать ее, и – ничего не поделаешь – копаться в проеденных болезнями потрохах.

Сюжет «легкой прогулки» Гитлеровской армии в Россию можно легко различить в сюжете Гетевского Фауста - см.
http://plebson.livejournal.com/113267.html

Аналогично, русский ХХ век с Керенским и Сталиным (Ленин – промежуточная и сравнительно маловажная фигура на этом фоне - функционер) можно обнаружить в классической русской литературе, освященной именем Пушкина.

Классическая русская литература (КРЛ) XIX-начала XX вв была иконой советского человека, откровением, в котором искали ответы на глубокие вопросы духовной жизни и становления человека, она была замещением священных религиозных текстов, которые изъяли из открытого употребления в декларируемом атеистическом обществе. Такое тотальное и цельное отношение к КРЛ как к творению небожителей, даже при толике некоторой дозволенной немногим критики, было одним из проявлений советизма, матрицей, распространяемой официальной системой образования. Наиболее это характерно для сталинского модерна. А с отходом от него в 1960-е годы наметился и кризис советизма, который привел к его политическому краху на рубеже 1980-х и 1990-х годов.

Но не следует ли связать глубинную причину краха системы с ее духовной матрицей, т.е. с КРЛ, не заложен ли в последней крах советизма, который был неизбежен, поскольку для выживания системы требовался кардинальный отход от КРЛ и преодоление ее?

Надо сказать, что официальный соцреализм, надстройка над КРЛ, был тем течением в литературе, который и должен был добиться такого перелома и пересоздания литературы и всей культуры на новой, советско-социалистической, основе, которая должна была логически проистекать и подпитываться за счет духовных богатств титанов КРЛ, что должно было отразить качественные духовные перемены в надстройке, которая взяла все лучшее от прошлой эпохи и поборола худшее – в той знаковой системе, что воспитала сама КРЛ.

Но соцреализм не произвел жизнеспособных побегов и запомнился как удел в основном приспособленцев, хищников, двоедушных сочинителей, продавших души за мещанские жизненные блага, славя вождей-самодуров и фальсифицируя реальность под пафосный шаблон. Реальные же достижения строя приносились в жертву материальному успеху властьпридержащих.

Пушкин был гением России, но, необходимо подчеркнуть – во многом злым гением ее, давшим литературе художественно совершенных, но вредоносных по социальному генотипу персонажей (только образ Татьяны Лариной и некоторых второстепенных персонажей «Капитанской дочки» являются исключением из этого). Когда большевики обстреляли и захватили Московский Кремль, Павел Флоренский метался в ужасе: и это теперь, когда у нас есть Пушкин и Достоевский! Лишние люди – либералы, начало которых – Онегин, который был альтер эго Пушкина и его друзей масонов, а потому не был преодолен в творчестве нашего поэта; а также сумасшедшие персонажи Достоевского, выросшие из Пушкинских зародышей (из Германна – Раскольников, из медновсадниковского Евгения – подпольный человек с его записками) – именно они стояли у истоков ХХ века в России.

Напрасно кается Германия за Освенцим. Грош цена этому покаянию и нет к нему доверия, пока незыблем, не раскритикован как антигуманист, Гете в германской культуре; пока не дана подлинная нравственная оценка его "Фаусту".

Пока мы чествуем Пушкина как "наше все", мы находимся в плену ХХ века; в архаике, на которую уже не имеем права. Только преодолев Пушкина, расставив совсем иные акценты (например, приучая детей развенчивать Онегина как злого и недостойного человека, предтечу печально известных русских либералов, которые должны стать пугалом для прогрессивного человечества в России), а, поняв маргинальность и червоточину Пушкина, посмотреть очеловеченным взглядом на Николая II и трагедию конца его царствования, которая до сих пор бросает мрачный отсвет на настоящее.

http://plebson.livejournal.com/127626.html

http://plebson.livejournal.com/127855.html

Не покаяние нужно - а прозрение. Только прозрев, мы сможем сбросить гипноз КРЛ и вступить наконец в ХХI век.