Отличие видений от снов и дьявольских наваждений

Николай Павлович Кормаков
 ВОПРОС.  Как отличить видения, посылаемые нам от Бога, от простого сна и дьявольских наваждений?

ОТВЕТ.
       Дорогой друг мой!

       Из любви ко Господу и вам позвольте мне сделать важное уточнение из слова Божьего.

       "Слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним" (Числ.12,6).
"И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут" (Деян.2,17;Иоил.2,28).

       Видение, как и сновидение, от Духа Божия, отличается от простого сна не только силой его, мощнейшей, порой, даже действительности, но и его исключительной реальностью, так, что вслед за ап.Павлом (2Кор.12,3-4) человек этот может воскликнуть: "В теле, либо вне тела, не знаю, но я был там!". Это первая черта, отличающая видение от прелести. Истинная жизнь есть Господь и Бог Иисус Христос (Иоан.14,6; Иоан.20,28), следовательно, всякая реальность от Бога исходит. Именно реальность по слову Самого Бога и является основным критерием любого пророчества - оно должно обязательно исполниться (Втор.18,22).
Потому второй чертой видений или сна от Бога является их обязательная исполнимость.
Третья черта этих явлений, от Бога происходящих, это их непротиворечивость Святому Писанию и то, что служат они человеку для познания Господа Иисуса Христа, т.е. - для возрастания в любви.
       Правильное изображение креста Господня в видении или сновидении является верным знаком от Бога, удостоверяющим истинность видения. Бесы этого сделать не в состоянии. Крест есть оружие наше, данное нам Богом, в борьбе со всеми противниками истины.

       К сожалению, остережение святых отцов Церкви от прелести вознесено в наши времена духом человеческим ("угашающим Духа" (1Фесс.5,19), по ап.Павлу) уже в правило полного отказа от видений и сновидений. Однако, если сторонники этого правила будут и дальше так последовательны, то в скором времени и добрую часть Святого Писания они могут поставить под сомнение, как основанную на этих явлениях. Кстати, садукеи во времена Иисуса Христа в своей рационалистической последовательности дошли до того, что отрицали уже не только видения, но и существования души, ангелов, воскресения и загробной жизни.
Да, воистину, "придя, найдет ли Господь на земле веру?" (Лук.18,8).
Мы же будем просить Божью Матерь о предстательстве Ее за нас пред Господом, Сыном Ее, да ниспошлет Он нам от Отца Духа Своего Святого, чтобы, возрастая в вере, надежде и любви, мы радовали Святейшее Сердце Иисуса и Пренепорочное Сердце Его и нашей Святейшей Матери. Аминь.