Самый верный компас

Лана Степанова
***
Когда Мария была маленькой девочкой, она обладала богатым воображением. Сосновая шишка с воткнутыми в нее голубиными перышками представлялась ей сказочной жар-птицей. Мария строила сооружения из деревянных кубиков и представляла себе, что это сказочные замки, а ее куколки – феи и принцы. Фантазия девочки населяла этот мир грифонами, драконами и единорогами. Мария придумывала для своих героев волшебные сказки со сложными сюжетами. Так же легко, играючи, она пела, танцевала, сочиняла стихи, шила, занималась спортом и училась отлично почти по всем предметам. Говорили, что она подавала большие надежды. Только надежды эти не оправдались.

Нет, не все у взрослой Марии было так уж плохо. Не хуже других. Не удалось совершить ничего замечательного и особенного – так это не так уж важно. Но Марию не оставляло чувство, что в какой-то момент она вступила на тот путь, который завел не туда, куда хотелось бы ей. Люди, с которыми она встречалась и сближалась, разочаровывали ее. Дело, которым она занималась, совсем не увлекало. С девяти до шести Мария со свойственной ей старательностью выполняла свои рабочие обязанности, а уже в пять минут седьмого все мысли о работе исчезали из головы. Душа, которая вроде бы должна была болеть за дело, тоже молчала. Марии симпатизировали трое мужчин, но она даже не могла понять, кто из них ей больше нравится, вот как она была дезориентирована! И состояние это ей совершенно не нравилось.

Однажды будним днем Мария сидела дома, поскольку с опостылевшей работы уволилась, а новую еще не нашла. На чердаке дома возились электрики, ремонтируя проводку. Вдруг один из них возник в дверном проеме: «Хозяйка! Я ключик нашел, может от чего-то важного?». Мария сразу поняла, к какому замку подходит этот маленький ключик из тусклого металла. Когда рабочие ушли, она поднялась на чердак.

Чердак в доме Марии был тем местом, куда складывались вещи, которые были не нужны, но выбросить их рука не поднималась. Их складывали туда бабушка и дедушка, мама и папа, а теперь и сама Мария. Чего только не было на просторном чердаке – старые весы с чашками и гирьками, чтобы взвешивать сахар для варенья, какие-то рыбацкие бахилы, плетеная садовая мебель, старая жестяная детская ванночка, стеклянные банки и коробки, доски, железяки и еще много-много всяческого добра. А посередине стоял массивный, старинный деревянный сундук. Он был закрыт, а ключ потерян. Конечно, можно было взломать замок и посмотреть что там внутри. Но бабушка сказала, что в сундуке только старые газеты. Интересно, конечно, было бы посмотреть их, но не портить же из-за газет хорошую вещь. Может быть, ключ еще найдется? И вот он нашелся.

Сундук принадлежал покойному Марииному дедушке. В семье им гордились. Сын бедного рыбака из приморского поселка, он пешком пришел в город, умудрился устроиться там, не имея ни родственников, ни поддержки, а потом поступил в мореходку, потому что стать моряком было его заветной мечтой. Он сделал головокружительную карьеру, став капитаном дальнего плавания. Дедушка побывал во множестве замечательных мест, пережил немало увлекательных приключений. Мария была еще очень мала, когда дед умер, но истории о нем она слышала в пересказе родителей.

Вставив ключик в замок, Мария дважды с силой повернула его и подняла тяжелую крышку сундука. Никаких старых газет там и в помине не было. Была тельняшка, которую Мария сразу же натянула на себя. Получилось мини-платье в морском стиле. Был бинокль, с которым она тут же подбежала к окну и стала рассматривать окрестности. Подумать только, какое сильное увеличение! В сундуке лежал также увесистый морской компас с деревянным корпусом. Мария знала, что называть его следует с ударением на последнем слоге – компАс. Стрелка компаса, подрожав, успокоилась и указала на север, то есть норд.

А вот какие-то записные книжки. Мария заглянула внутрь – ничего интересного: «25 ноября. Отдать ботинки в починку, подписаться на журнал «Садовод и огородник», не забыть поздравить Анну с днем рождения…». Анна – это Мариина бабушка. Она с шумом захлопнула книжку, и тут выпал пожелтевший от времени листок, лежавший между страниц. На нем аккуратным, почти каллиграфическим дедушкиным почерком было написано:

Не тяни кота за хвост,
Повернись на норд-норд-ост,
По стеклу ты постучи,
Все, что надо, получи.

Какой странный стишок! Интересно, зачем деду понадобилась детская считалочка? Хотя… похоже на какое-то заклинание. Или ритуал? Что за стекло имеется в виду? Может быть, циферблата компаса? А что, если так и сделать, как сказано в считалке? Мария определила нужное направление и постучала ногтями по стеклу компаса. В этот момент за ее спиной кто-то тихонько кашлянул.

***

Мария обернулась. В дверном проеме стоял симпатичный смуглый мужчина лет 35-ти, очень похожий на Джонни Деппа. На голове его была пестрая бандана. «Здравствуйте, я дух компаса», - заговорил он. И тут Марии стало очень страшно.

Как не испугаться? Уже смеркается, дома никого нет – обе ее дочери ушли в гости. Она на чердаке наедине с этим неадекватным типом. А вдруг это псих, маньяк? И он ее непременно изнасилует и убьет. Или убьет, а потом изнасилует. Мобильный телефон остался в комнате, внизу. Мария лихорадочно пыталась вспомнить, как надо вести себя с сумасшедшими. Кажется, с ними надо во всем соглашаться и не сердить их. Она вымученно улыбнулась и забормотала: «Да-да, конечно. Я понимаю. Вы – дух компаса».

Незнакомец усмехнулся и сказал: «Я чувствую, что вы мне не верите. Сейчас докажу». И он, шагнув к стене, спокойно прошел через нее. А потом обратно. Голова у Марии закружилась, и она опустилась на сундук.

«Вы испуганы» - констатировал незнакомец, - «И это очень странно. Как может дух бояться духа? Ведь человек – это тот же дух, только заключенный в теле». «Ну…в общем…да…», - не могла не признать Мария. Как ни странно, страх куда-то улетучился. Странный пришелец явно обладал даром располагать к себе собеседника.

«Вы будете исполнять три желания?», - робко спросила Мария. «Нет, что вы!», - дух даже обиделся слегка, - «Разве я похож на джинна? Или волшебную рыбу? Я здесь для того, чтобы провести инструктаж». И дух, похожий на Джонни Деппа, начал быстро бормотать: «Магический компас – это прибор, предназначенный для ориентирования в жизни. Его устройство… свойства… способ применения…». Мария пыталась слушать, но монотонное бормотание ее усыпляло. Время от времени она подавала вежливые реплики: «да», «конечно», «ясно», «понятно». Воспользовавшись паузой, она спросила: «Вы сказали, что это магический компас. Разве магия и вправду бывает?».

Дух был удивлен и даже возмущен. «Нет предела человеческому невежеству!», - воскликнул он. «Разве вы не знаете, что магия – это обращение необходимой энергии на достижение естественных сдвигов? Все люди маги, но большинство из них – черные. Об этом и Кастанеда писал. Или забыли?»

Мария читала и Кастанеду, и многое другое. Она была страстной читательницей, обладательницей обширной библиотеки. Но некоторые знания ей казались абстрактными, отделенными от обычной жизни. До сих пор казались…

Когда дух успокоился, он пересказал инструкцию своими словами, и Мария с удивлением поняла, что настроив определенным образом компас, она узнает, как ей правильно двигаться по жизни: с какими людьми встречаться, каким делом заняться, чем заполнить досуг, чтобы жизнь была полной и осмысленной. Компас показывал прямой путь, а боковые ответвления его, так любившие заводить в тупики, больше не уведут Марию в сторону, никогда! Какой чудесный, волшебный предмет! Как раз то, что нужно.

«Я попробую?», - неуверенно спросила Мария. «Не пробуй, делай!», - вновь рассердился дух компаса. «Если не знаешь, как быть, делай шаг вперед!». Мария установила компас на крышке сундука, повертела его, и тут в ее голове как будто что-то щелкнуло. Она вспомнила вчерашнюю газету. Одно из объявлений в разделе «Требуются работники», прочитанное накануне, просто стояло у нее перед глазами. Мария поняла, что ей сейчас же надо позвонить туда. «Действует!», - обрадовалась она и предложила духу вместе с ней спуститься вниз. Там она сделала телефонный звонок, договорившись о времени собеседования.

«Давайте познакомимся», - сказала она духу, - «Как вас зовут? Я – Мария». «Может быть, будем без церемоний, на «ты»?», - предложил Мариин собеседник, - «А имени у меня нет…», - и он грустно усмехнулся.

«Как это нет?», - на сей раз был черед Марии возмущаться, - «Ты же не джинн и не золотая рыбка. Можно я буду звать тебя Джонни?». «Конечно!», - ответил дух компаса и засиял белоснежной улыбкой.

***

С тех пор жизнь у Марии стала налаживаться. Ее приняли на новую работу, которая была интересной, творческой и так увлекла ее, что Мария часто стала думать, как лучше сделать то или это, как усовершенствовать рабочий процесс. Она всегда находила самые правильные решения, конечно же, не без помощи компаса. Начальство оценило Мариины старания и талант – уже через два месяца она руководила целым отделом, а зарплата ее повысилась чуть ли не впятеро.

Джонни она тоже вызывала не раз – без особой надобности, просто поболтать. Дух компаса был необыкновенно интересным собеседником. Они обсуждали прочитанные книги – да, да, Джонни тоже читал. Каким-то образом он закачивал в себя всю информацию из книг, легонько проведя рукой по переплетам, а потом, сидя в компасе, наслаждался чтением. Они философствовали и просто беседовали о жизни: Джонни был очень любознателен. Правда, беседы всегда начинались с зачитывания какого-нибудь пункта Инструкции. Оказывается, духа компаса нельзя вызывать всуе, только для инструктажа.

В этот раз, когда Мария, обратившись в направлении норд-норд-ост, постучала по стеклу компаса, Джонни появился не сразу. «Спал ты там, что ли?», - удивилась Мария. «Нет, конечно. Духи не спят. Я медитировал», - ответил дух компаса. И привычно начал с зачитывания пункта Инструкции: «Все разумные существа обладают свойством, подобным тому, которое есть в магическом компасе – ориентирование в жизни. Эта опция действует…». «Что?!?!», - ахнула Мария, - «Я могу делать все это и без компаса?». «Да, конечно. У каждого человека есть свой «компас», и он самый верный. Некоторые зовут его интуицией. Хотя это не совсем то. Войди в состояние, которое было у тебя, когда в первый раз получилось работать с магическим компасом». «Я попробую», - неуверенно сказала Мария. «Не пробуй, делай!», - гаркнул Джонни. И у нее получилось, ах как отлично получилось! Дружба с духом не прекратилась, они по-прежнему продолжали свои встречи-беседы.

***

Так продолжалось довольно долго, пока не произошло нечто непредвиденное. К младшей Марииной дочке пришли в гости подруги. Пока Мария разговаривала с Джонни, дети бесились и шумели. Вдруг послышался грохот, звон стекла и вслед за этим подозрительная тишина… В комнату всунулась виноватая дочкина мордашка: «Мамочка, прости, пожалуйста! Я нечаянно разбила дедушкин компас».

Мария не стала задавать ненужных вопросов: кто разрешал дочке трогать компас, откуда у нее растут руки, и долго ли она будет испытывать мамино терпение. Не до того было. Наскоро успокоив и выпроводив из комнаты ребенка, она взглянула в печальные глаза Джонни. «Что же теперь с тобой будет? Ты умрешь?». «Духи не умирают таким образом, как это понимаете вы, люди. Но если сегодня до полуночи для меня не найдется нового компаса, то я прекращу свое существование, в определенном смысле. Не могу объяснить, как. Ты этого не поймешь». «Но ты не хочешь этого?», - встрепенулась Мария. Джонни отрицательно помотал головой.

Надо спасать Джонни! Что делать? Что делать? Сейчас половина шестого, а ближайший магазин, где продаются компасы – далеко и закрывается в шесть. За полчаса туда никак не добраться, нереально. К тому же сейчас будний день. Многие едут с работы… Если не попадем в магазин, время еще остается, но как найти компас? Обзванивать друзей, знакомых? Вряд ли у кого-то есть такая вещь. Обойти всех соседей? Примут за ненормальную. Подать объявление в интернете и ждать, что кто-то мгновенно откликнется? Нет, надо попробовать успеть. «Не пробуй, делай!», - вспомнила Мария любимое изречение Джонни, и вскочила с места. Она схватила листок с заклинанием, крикнула дочке «Я скоро вернусь», и они с Джонни побежали к машине.

Странно. В час пик на улицах почти пустынно. Так мало машин встретилось Марии на пути, что с 60-ти километров в час она подняла скорость до 70-ти, подумав при этом: «Если поймает дорожная полиция, оштрафуют». Но полиции не было видно, и Мария уже ехала со скоростью 85 километров. «Оштрафуют и лишат прав, не иначе». Машины с дороги совсем пропали, не было видно и пешеходов, а все светофоры при Мариином приближении загорались зеленым. «Оштрафуют, лишат прав и посадят. На десять лет, как минимум!», - пугала себя Мария, в душе зная, что сегодня не будет никакой полиции. Машина мчалась по пустому городу со скоростью 135 километров в час.

К магазину «Все для охотника и рыболова» они подъехали ровно без пяти шесть. «Постой», - вдруг осенила Марию мысль, - «А правильно ли будет, если я возьму этот новый компас себе? Ведь я уже умею обращаться со своим, внутренним. Ты же сам говорил, что он самый верный. Передать магический компас другим людям – это было бы справедливо». «Да», - согласился Джонни, - «Ты решила правильно. Я уже и сам собирался тебе сказать об этом, но все тянул. Расставаться не хотелось», - вздохнул он.

Продавец устало посмотрел на поздних посетителей, но все же вежливо спросил, чем может помочь. «Покажите, пожалуйста, вот этот компас», - попросила Мария, - «И еще мне нужен… мне нужен… поплавок!», - наконец, вспомнила она название одного из рыбацких аксессуаров, - Мне нужен поплавок розового цвета!».

Пока продавец, повернувшись к ним спиной, рылся в коробке с поплавками, Мария быстро засунула сложенный листок с заклинанием под ремешок компаса и положила прибор обратно, на прилавок. Джонни моментально развоплотился и, очевидно, сейчас устраивался в новом доме.

«Розовых поплавков у нас нет», - сказал продавец. Он еле сдерживал улыбку, предвкушая, как сегодня в пабе будет рассказывать друзьям о причудах очередной «глупой блондинки». Мария попрощалась и вышла.

Жаль, жаль, что Джонни больше не появится! Они уже успели подружиться. Но теперь, сама обладая свойством магического компаса, Мария ясно предвидела, что вскоре в ее жизни появится новый человек – предназначенный ей самой судьбой. И с ним будет еще лучше, чем с Джонни – потому что тот все-таки был духом, а новый друг будет мужчиной из плоти и крови.

Кто же будет этим возлюбленным Марии? Один из тех троих, симпатизирующих ей или кто-то четвертый? Кто бы это ни был, это уже совершенно другая история.


2010