Народный календарь, 6 - 12 июня, Семицкая неделя

Александр Мишутин
    
7 ИЮНЯ. ИВАНОВ ДЕНЬ.
  С этого дня замечали появление медвяных (вредных) рос. Вредных для всего растущего и живущего: для травы, скотины, детей. Заболеет скотина, говорили: «Наверно щипала траву на медяной росе». Заболеет ребёнок – наверно бегал «по медяной росе»; пожелтеют лисья на ветке – «медяная роса» завелась.
  В этот день присматривались к рябине: время её цвета. Хорошо рябина цветёт – к урожаю льна. Поздний расцвет рябины предвещал долгую осень.

  8 ИЮНЯ.
  Ну и слава богу, что праздников нет! Уж ей-богу – не до них! Майская Пасха сколько погожих дней отняла, прости меня, господи. Не успеешь или упустишь время – никакими молитвами не вернёшь. На бога надейся, а сам не плошай. Вот такая диалектика у крестьянина. Идёт время огородной и полевой страды. И даже не идёт, а летит, упруго, стремительно – аж звенит!
  Паши и сей, хлебороб! Трать себя безоглядно! Бог до Вознесения щедр и милостив.
  Но рыбаки этот день («карпов» день) не пропустят: говорят, что хорошо в этот день карпы ловятся. Да и за «ходом» рыбы надо посмотреть.

9 ИЮНЯ. ФЕДОРЫ. СЕМИК.
  «На Федору не выноси из избы сору». Хозяйки и не мели в этот день избу, чтобы не было худа. И без веника хватает работы: забот полон рот. Вон – огород, бабий доход.
  9 июня в этом году – это седьмой четверг и седьмой недели после Пасхи. Или последняя неделя перед Троицей. Эту неделю в народе называли семицкой, а седьмой четверг после Пасхи называли Семик.
  В большом сложном комплексе обрядов, знаменующих собою проводы весны и встречу лета (как в своё время Масленица – проводы зимы и встреча весны), густо, неразделимо смешаны языческие и христианские обычаи. Причём эти обычаи в каждой области и даже деревни – со своими особенностями. Но основные элементы обрядов и обычаев сохраняются везде: выбор и украшение дерева, совместная трапеза под ним, завивание венков и кумление, срубание дерева, хороводные песни и игры под ним, уничтожение дерева, гадание на венках, брошенных в воду.

  10 ИЮНЯ. ЕВТИХИЙ.
  На Евтихия день тихий – жди хорошего урожая.
  В этом году на 10 июня выпадает день Вознесения Господня.
  «С первого дня Светлой недели (2 мая) , по старинному, в большинстве местностей уже забытому преданию, Христос в сопровождении своих апостолов ходит по земле вплоть до Вознесения» (А.А. Коринфский). С Пасхи «отверзаются двери райские, разрешающие узы адские: вплоть до самого Вознесения Господня могут грешники, пребывающие в кромешном аду, видеться с праведниками» (А. А. Коринфский).

  Повсеместно на Вознесение пекли из теста «лесенки». Как правило, лесенки были с семью ступенями: по числу небес Апокалипсиса. «Живое, образное представление евангельского события – восхождение Спасителя на небо – в обиходной жизни русских деревень потребовало вещественного обрядового знака» (С.В. Максимов). В старину эти лесенки «освящались в церкви, относились на колокольню и бросались вниз на землю». В 19 веке этот обряд упростился и лесенки бросали прямо на пол. Гадали-предполагали при этом: если все семь ступенек оставались целы, то «гадальщику» прямой путь на седьмое небо (в рай). Если же лесенка разбивалась – ни одно из небес грешника не принимало. Ужас!

  11 ИЮНЯ. ФЕДОСЬЯ-КОЛОСНИЦА, ГРЕЧУШНИЦА. РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА.
  Вот ведь как: с Федосьи-колосницы начинает колоситься рожь. Где чуть раньше, где чуть позже, но, примерно, в это время. Старики говорили: «Рожь две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает» (И.П. Сахаров). И хотя рожь раньше других «хлебов» сеяли и раньше других убирали, речь всё-таки, по всей вероятности, идёт об озимой ржи, посеянной под зиму.
   Как бы там ни было, но почти в это время – начало лета по старому стилю (14 июня). Именно к этому времени мать-земля проявляет свою беременность плодами, ягодами, злаками. Оплодотворённая небесной влагой (талой водой и дождями), она являет людям свои будущие плоды: зелёные ядрышки ягод, завязи плодов в садах и огородах, молоком налитый колос ржи. С этого времени запрещалось детям и молодежи скакать, прыгать: «Тихо! Спокойно. Земля тяжела».

  Обязательно в этот день ходили смотреть всходы озимых. Молодёжь каталась (валялась) по всходам, приговаривая: «Расти, расти, трава, к лесу, а рожь – к овину!» По цветению ржи гадали о цене на будущий хлеб: если рожь начинает цвести снизу, будет низкая цена хлебу – и наоборот.
   Во многих областях России только в это время начинали сеять гречиху.
  В день «тяжёлой» земли и скотину подкармливали хлебными остатками
( у кого они были) в надежде, что и она будет «лучше плодиться».
  К этому дню появляются грибы-колосовики: белые грибы, подосиновики.
  Суббота перед Троицей посвящалась умершим родственникам.
  Существовал в России на Семик обычай поминовения убогих в «скудельницах», «жальниках» или «божедомках» - домах для убогих. Сюда свозились покойники, умершие насильственно, неестественно. Чужие люди приносили рубашки, саваны, гробы. Сами рыли могилы для несчастных, обряжали их и хоронили. А иначе кто отправит в последний путь этих убогих?
  Эти действия не омрачали общего праздничного настроения: это была добровольная милосердная дань русского человека.
  А в сёлах и деревнях было чисто и празднично. На улицах, во дворах, у ворот зеленели срубленные берёзы, плыли хороводы, звучали песни.


  12 ИЮНЯ. ИСАКИЙ. ТРОИЦА,
  Уже несколько дней вымачиваются бобы в воде из «мартовского» снега или же в «озимой» воде. «Озимую» воду «собирают  в лесных оврагах, где долго лежит снег» (И.П. Сахаров). А сегодня эти вымоченные бобы высаживают: «Уродитесь, бобы, и крупны и велики, на все доли, на старых и малых, на весь мир крещёный».

  На Исакия змеи выползают из нор. И поэтому люди в этот день стараются не ходить в лес, так же, как и на Воздвиженье (27 сентября), когда змеи и ужи отправляются на зимовку. Разница в том, что если змея укусит на Воздвиженье – она никуда не уползёт: сдохнет, околеет; если же укусит на Исакия – ни какому знахарю не заговорить. А потому ходить в этот день по земле надо с опаской да с оглядкой. Хотя и носит крестьянин на шее «в ладанке кусочек змеиной шкуры» (М.Н. Власова) или кладёт цветок вероники в башмак, когда идёт за ягодами, но бережёного и бог бережёт.
  Среди крестьян было распространено убеждение, «что ясень гонит и устрашает змей. Сам ясень, его кора, лист, даже зола смиряют всякого гада, лишают его возможности кусаться и повергают в оцепенение» (А.Ф. Некрылова). 
Троица.
«Говорят, например, что у крестьян много праздников, а между тем это неправда: у крестьян праздников меньше, чем у чиновников. Крестьяне празднуют, как и чиновники, все годовые праздники с той только разницей, что на светлое воскресение (Пасха) празднуют всего три дня, а во многие другие праздники не работают только до обеда, то есть до 12 часов» (А. Н. Энгельгардт).
  Так и на Троицу: сходит к обедне – и за работу, а празднует молодёжь. И, может быть, к вечеру позволит себе посмотреть на молодёжные игрища и хороводы.
  А «зелёные святки» (Троица), разогретые и подготовленные семицкой неделей, в полном разгаре. Вкусный запах, тёплый, хлебный стоит над деревнями: выпекаются троицкие караваи. Кому недосуг было до воскресенья «озеленить» двор и двор, занимаются этим сейчас: дети усланы за чабрецом – духовитой, ароматной травой. Не найдут чабрец – принесут любой зелени: она сейчас вся хороша и в радость. Старшие дети украшают ветками берёзы дом, двор и ворота.
  У всех – праздное приятное дело. И девушкам нашлась работа: плетут венки для всех своих близких. Вечером их будут пускать по воде.

  А после посещения церкви (если она есть) и после обеда все устремляются в лес. В разных областях праздничные группы в лесу выглядят по-разному: где-то собираются семьями на общей поляне, а где-то на поляне только девушки. Девушки развивают венки, завитые в Семик (четверг перед Троицей), срубают одну из берёзок, украшают её лентами и цветами и водят вокруг неё хороводы. До вечера. До сбрасывания в воду венков.

  Семейные же люди на общей поляне основательно трапезничают, а затем под гармошку или без неё начинают водить хороводы. Девушки и парни, симпатизирующие друг другу, обмениваются венками. И начинаются «горелки», игра очень целенаправленная по симпатиям и сердечной тяге. И возникают «любовные треугольники»: водящему нравится девушка, которая держит за руку свою симпатию. А той «симпатии»…и т. д. Но конфликты, в конце концов, разрешаются благополучно, и все устремляются к мостам и крутым берегам бросать в воду венки.

  Венки в воду сбрасывали все: каждый мог прочесть свою судьбу по поведению венка. Завертится венок на месте – не быть девице замужем в этом году, а парню – оставаться неженатому. Для семьи в этом предзнаменовании ничего худого не было. А вот если венок потонет – великое несчастье грядёт: смерть родных или суженого.
  День заканчивался, но праздник продолжался до утра.

   Я желаю именинникам недели дней светлых, трудов праведных и результатов добрых.
  9 июня: Иван.
  10 июня: Игнат, Никита.
  11 июня: Иван, Константин.