Жизнь моя, как осенний листочек. Роман Том 2 1-17

Каменцева Нина Филипповна
Часть 17. «Жизнь кипит,
но характер не меняется»

    Жизнь кипит, но характер не меняется, наверное, он устанавлива-
ется с детства. Хотя мне Зорик, один из первых наших друзей в Аме-
рике, говорил, не трогай дом – он и так через десять лет будет стоить
в два раза дороже. Но, какие женщины не любят делать ремонт! Я и
в Тбилиси делала его несколько лет, и мне даже говорили, что он у
меня хронический. Так и здесь, вначале захотелось обустроить двор
и иметь паркинг ещё на две машины, потом на первом этаже, где
я жила, захотелось полностью перестроить, передвинуть стены, до-
бавить ещё одну туалетную и две стиральные и сушильные маши-
ны для квартирантов, чтобы у них не был вход к моим машинам. Я
полностью всё изменила. Но цены на квартплату сильно возросли, и
всё же я решила подняться на второй этаж, сдав первый. И мне по-
везло, сдала первый, как будто по той цене, как был второй, а у меня
уже семь комнат, и я одна лишь с мужем. И решила обустраивать уже
второй этаж, и там полностью отремонтировала кухню, постелили
гранитные полы и в таком же стиле гранитное покрытие на кухонные
столы и шкафчики. Малярная работа, новые кухонные принадлеж-
ности: холодильник, микровей (микроволновка), посудомойка – всё
по высшему разряду (Stanley still) с металлической поверхностью!

     На третьем этаже поменялся квартирант, и оплата за аренду со-
ставила уже 1500 долларов. Я видела, как баснословно растут цены
на рент, и понимала, что на дома тоже скоро пойдут вверх. Я была
хорошим экономистом – быстро схватывала и перестраивала свой
семейный бюджет в сторону увеличения. Ресторан мне давал воз-
можность знакомиться всё больше и больше с людьми, иммигран-
тами, которые здесь хорошо раскрутились. И, если я раньше была
знакома с маникюршами, массажистами, сейчас с разными бизнес-
менами моргич и реалтop компаний, которые за одну покупку хоро-
шо зарабатывали. Они бронировали места на праздники, особенно,
новогодние. Всегда в ресторане было весело – полный зал. Я стала
замечать, что вместе с экономикой растут потребности и у людей.

Они могут несколько раз в неделю пойти в ресторан и оставить там
приличную сумму. В наш ресторан, кроме того, что стал популярен,
невозможно попасть. И русскоговорящие бронировали заранее ме-
ста, оставляя нам депозит, приходили днём и обговаривали полно-
стью меню. Наша книга записей клиентов была забронирована до
шести месяцев вперёд, при этом вытесняли американскую публику,
которая любила нашу кухню или хотела сегодня же забронировать
столик на вечер, на который невозможно было получить место. Не
буду о многом рассказывать, но про одну встречу Нового года у нас
в ресторане всё же расскажу.

     Весь зал почти забронировала одна и та же компания. И мы для
себя оставили столик. Но с нами захотели встречать праздник Баграт
и Марина. Это был незабываемый праздник встречи Нового года.
Во-первых, был хороший стол, полностью праздничный. Во-вторых,
помимо Галины Белой и её двоюродного брата Жени, звучала армян-
ская шалахо. Вначале танцевали только мы, но, немного охмелев, все
уже выходили, всё время просили кавказскую музыку. Всю ночь в
танцах и в веселье. Встречали 2000 год, и я надеялась, что весь год
будет таким же весёлым.

      Летом наш сын пригласил нас вместе отгулять отпуск в Вискон-
син. Там остановились в хорошем отеле, который имел водяной парк
«Water Parks Wisconsin». Такого я ещё не видела в Тбилиси. Большое
здание и везде водные развлечения: большая горка, и на больших в
размере покрышках, надувных шарах, ты спускаешься по воде чуть
ли не с потолка. На этих надувных шарах попадаешь в большой про-
ход, и выбрасывает тебя в бассейн. Всё на такой скорости, что сердце
замирает. Парилки, сауна, душ шарко и столько всего, что всё не опи-
шешь, потом ты по бассейну выплываешь наружу, и уже находишься
в бассейне во дворе. Солнце было большое. Мы с детьми играли в
мячик прямо на воде. У всех были надеты шапочки, кроме Ашота, он
был упрямый, и с ним было всегда трудно бороться. Но ночью с ним
произошло неисправимое. Ему стало плохо, и он вышел на балкон. Я
тоже сразу заметила, что ему плохо, и пошла за ним, стала с ним раз-
говаривать. А он так говорил, как будто горячая картошка у него во
рту. Я поняла, что у него инсульт на левую сторону, но он не верил и
даже не пустил никого за свой руль его довезти. Через полтора часа мы
были дома и вызвали неотложную помощь. Мои опасения подтверди-
лись, и он в 55 лет получает левосторонний инсульт, который его на-
долго выбивает из колеи. Он пролежал несколько недель в госпитале и
возвратился домой, опираясь на палочку, и практически, когда разго-
варивал, ничего не поймёшь. Как я узнала у логопеда (speech therapist)
за разговорную часть отвечает левая сторона мозга, а правая сторона
– за песни, и поэтому, шутя я просила, чтобы он хотя бы пел. Он с не-
доверием относился к логопеду и постепенно старался сам делать её
упражнения дома. Лицевое искривление быстро налаживалось.

    Он перестал работать, пить, курить, находился дома один. Хорошо
у нас был сосед на втором этаже, русский, и он с ним гулял долго на
воздухе, волоча левую ногу. В ресторане мои работники Саша и Гали-
на водили машину, я могла на них положиться, но, не имея долго хозя-
ев, бизнес стал постепенно разваливаться. Я заметила большие кражи
и даже поймала в один из вечеров нашего работника. Он был мекси-
канец и работал у нас на мытье посуды. Я ему хорошо оплачивала, и
кушал он сколько, сколько хотел, бесплатно, а также уносил домой.
Я спросила Галину: «Ты не замечаешь, что у нас стала пропадать по-
суда, не говоря уже о дорогостоящих продуктах, вино, коньяки? Когда
он будет мыть пол, то вынеси его куртку». Была зима, он жил в другой
стороне. Неоднократно, жалея, подвозила его к дому в Хайланд парк
(Highland park) вместе с Галиной. Оказывается, со своей же посудой и
с коньяком. Когда она вынесла куртку, то, посмотрев карманы, замети-
ла, что там лежит кобальтовая посуда, завёрнутая в салфетки, и в каж-
дом кармане по шесть штук маленьких закусочных тарелок. Когда он
закончил, я расплатилась с ним. Он не знал по-русски и по-английски,
общались немного по-испански. Он сказал «сию маняна», что означа-
ло – увидимся завтра. Я покачала головой – ни завтра, ни послезавтра.
Хуже всего нечестность, и меня стало это угнетать.

     Но, как всегда, меня выручает Лили. У неё на работе оказалась
вакантная должность. Она работала в Вестерн Юнион уже на хо-
рошей должности. Но Вестерн Юнион, это не только отправление
переводов, получение лицензии «плат» на машины, он ещё выдаёт
кратковременные ссуды в долларах желающим в течение одного
дня под большой процент. И там были сотрудники, которые занима-
лись сбором денежных средств от плохих плательщиков с удвоенной
ставкой. Это не означало ходить по домам, а надо было писать пись-
ма и звонить по телефону, и, если даже потеряли телефон, то искать
новый, и даже узнавать новые адреса. И на эту должность она взя-
ла меня. Я закрываю ресторан, оплатив хозяину за аренду вперёд за
шесть месяцев. Взяв только посуду, хрусталь и люстру домой, лишь
только продала холодильник за 800 долларов, потому что он очень
дорого мне достался. Забрала свои картины, всё, что я рисовала, что
сделано было художниками. Одну большую картину подарила Лили,
а работы из чеканки принесла тоже домой к сыну.

    Работа мне очень нравилась, так как в ней я ближе подошла к эко-
номике, и о такой работе я мечтала, но раньше не было достаточно
знаний языка. И через три месяца меня назначают менеджером этого
департамента (Manager collection department). Там находились ящи-
ки документов с задолженностями уже десятилетней давности. Моё
упорство и правильное обращение с ними стало приносить сорокаты-
сячный доход в месяц на их счета, на конвертах были надписи моей
фамилии. И всё это из той рухляди, что лежали на полках в больших
ящиках, которые через шесть месяцев должны были спустить в под-
вал… Меня устраивало там работать – мне хорошо платили. И я могла
бы после шести часов вечера быть дома. Галину я хотела перевести
в салон красоты, она не захотела, перешла поближе к своему дому.

   Сашка нашёл, опять с помощью меня, работу повара в магазине. И
не надо было допоздна быть на новой работе, как у меня в ресторане.
Ашот тихо восстанавливался. По вечерам топали мы вместе по всему
нашему району. Плавали в бассейне, где усиленно учила своих внуков
плавать. Не скажу, что я очень выиграла в зарплате по сравнению с ре-
стораном, но спокойствие – это, да! Я сидела за компьютером, писала
письма должникам, и была у меня помощница, секретарша, которая
мои написанные письма вкладывала в конверт и занималась отправ-
лением, так как у меня не было на это времени. Дома у меня было
время по вечерам, и я часто писала и моим друзьям, одноклассникам,
родственникам письма. Вот одно из них – письмо Аиде.

Письмо Аиде

Мне с именем твоим сразу оперетта вспомнилась – Аида! Как
вспомнилась и жизнь моя, твоя и близнецов твоих, как будто бы сей-
час увидела я вместе! Молодыми! Какая жизнь была тогда, беспечная
наверно. Растили маленьких детей, не думая ни о чём тогда. И, прав-
да, говорят в народе, «маленькие дети – маленькие заботы, большие
дети – большие заботы», порой, большое горе. Так и настигло оно нас,
прости, что я давно тебе не отвечала. Ты знаешь, как люблю я вас, и,
думаю, что это всё взаимно... Любила очень твоего отца, так много
воспоминаний оставил, чтоб вспоминать его стихи, шутки и приба-
утки, что мы рассказываем внукам нашим, чтоб они тоже знали... Кто
был у нас в семье самым первым из проказников? Откуда в них такие
гены? И я тебе просто хочу напомнить одну историю:

Больной он был, лежал в постели...Температура не спадала, уж, как
неделю. А он? Шутник, подзывает мать твою, усаживая на кровать. И
объясняет ей сердечно: «Когда умру, похоронишь меня нормально, не
скупись. Потом на дачу поезжай. Там, возле забора, дерево сливовое
небольшое. Поедешь, прихвати лопату, и прости – всю жизнь я пря-
тал от тебя. Устал скрывать я, больше не могу. Нет сил. Выкопаешь
сама? Там клад зарыл в большем пакете». Не спала ночью твоя мать.
А утром, под предлогом что-нибудь купить с базара, сама на дачу за-
бралась. Нашла и дерево то у забора. И начала вовсю рыть там. Земля
засохшая была, с трудом подавалась она её напору, но, наконец, дошла
до цели. И большой свёрток у неё уже в руках! Открыла, а там говно.
Её и спрятал он от неё. Приехала она обратно, как с той русской сказ-
ки, и по усам текло, и в рот не попало. Всю дорогу она его ругала. Но
он спокойно встретил бунт её: «Ты не успела похоронить, за кладом
побежала?» Опять – из сказки, говорю, «Так бил олень ногами много,
что золото и превратилось в груду черепков пустых». Что встретила
она тогда? Смеялся он, ещё добавил: «Что ты нашла – это есть толь-
ко у меня. А сейчас хочешь, смотри меня. Хочешь, нет – это всё, что
есть». Уже смеялись они оба. Как поживает твоя мать, как её здоро-
вье? Прочти послание моё ей, оно о многом может и напомнить. Пере-
дай, что любят все её, может, и успею увидеть ещё. Хорошая была, как
мать она, для нас, как тётя.

Я помню, день рождения твоего отца справляли у вас дома. А мы,
такие молодые, только невестками мы стали, какое время пробежало
перед глазами, он забавной был и заводил всех своими байками, сти-
хами. И, помню, на пианино кто-то там играл. А мы, две невестки,
беременными были. Не выдержала я ночной компании, глаза слипа-
лись -хотелось спать. Твоей матерью постелена была лежанка в ложе
у окна для меня. А сколько раз вас, маленьких, за ручку, она приводила
в Чугурети к нам. Какие были времена! Наверно, просто молодость
наша, была прекрасна. Вспоминается чаще нам без шрама, хотя ведь
трудная жизнь была. Растили мы детей тогда, большая ноша на плечах
была. Но силы молодости нас спасали. Победу в ней мы одержали. А
в старости не знала я, что нас всех подкосит так судьба. Любимые нас
покидают навсегда, печали нашей не поможешь. Залатанные дыры в
сердце нашем ещё открыты. Сквозь них, даже в спокойный день, бе-
жит струя крови печальной… Не буду я о грустном больше. Как вы?
Как муж твой? А с дочкой я переписываюсь иногда. Сынишка загля-
дывает тоже. Знаешь, подробности о них мы и не знаем даже... Живём
мы так далеко, но близкие к вам навсегда…


Из меню нашего ресторана:

Готовим дома. Харчо по-грузински

Все знают, как харчо выглядит, как оно вкусно, но каждый делает
по своему рецепту. Вообще, дома мы делали харчо на второй день
после шашлыков, чтобы иметь хорошее шашлычное мясо с дымком
для супа. Но в ресторане, так как у нас всегда был шашлык, и его мы
употребляли в харчо, это было самое любимое блюдо наших гостей,
и не только тех, которые приходили покушать, но и в компаниях на
торжествах просили харчо на первое. Сейчас суп-харчо готовят из
различного мяса: свинины, баранины, телятины, и даже из птицы.
Но в самом названии харчо заложено по-грузински дословно – говя-
жий суп, «дзерохис хорци харшот».

    Нарежем мелко шашлычное мясо баранины (здесь в ресторане го-
товили из баранины, но это не говорит о том, что не можете готовить
из другого мяса) и бросим в сковородку, где уже зажаривался мелко
нарезанный лук, затем выжимаем туда чеснок, одну головку, томат-
ную пасту (в Грузии мы добавляли «кислый лаваш», это не хлеб, как
многие думают, это высушенное раскатанное ткемали, называют
тклапи, но можно и без неё), три полные ложки, и нарезанные по-
мидоры, одну небольшую банку. Помешивать, не переставая, чтобы
не подгорело. Затем добавить кипячёную воду, в два раза превы-
шающую полученную массу, бросив туда одну морковь, два листика
лаврового листа и рис. Когда рис сварится, добавить красный перец
в виде аджики, специй по одной чайной ложки хмели-сунели, соль
и, по желанию, перекрученные орехи, но мы в ресторане не клали
орехи, суп-харчо и так вкусный. Нарежьте по пучку петрушки, 0,5
укропа, кинзы. Доведите до кипения. К столу в тарелку добавьте не-
много свежей кинзы.

Ингредиенты:

1 кг баранины, 1 головка чеснока, 1 шт. моркови (для вкуса, можно
не резать), 3 нарезанных мелко помидора, 3 шт. лука, 10 ст. л. риса, 2
шт. лаврового листа, петрушка, 0.5 укропа, кинза (по одному пучку),
0.5 стакана Ткемали (пюре), лучше получается с пастой от помидор
Специи: по одной чайной ложки хмели-сунели, соль, красный
перец, 0.5 стакана. Грецкие орехи (ядра), если захотите добавить, то
перекрутите дважды.



Nansy Ston USA 06/06/2013

 

Продолжение романа                http://www.proza.ru/2013/06/06/1897

Начало второго тома романа          http://www.proza.ru/2013/04/27/1518
Начало первого тома романа          http://www.proza.ru/2011/03/16/208

 

© Каменцева Нина Филипповна, 2013
Свидетельство о публикации №213060600348

http://www.proza.ru/2013/06/06/348