Арабская весна и Россия

Михаил Маковецкий 3
Эль-Кусейре. Городок в Сирии, который войска Асада взяли после полуторамесячной осады. Потери сирийской армии и Хезболлы там очень значительные. Воевали там так. Массированная артподготовка и бомбежка с воздуха, после чего сторонники Асада идут в атаку.
Противники Асада перекопали весь город сетью подземных ходов соединенных с укреплёнными боевыми точками замаскированными в развалинах зданий. И уничтожая оттуда живую силу и бронетехнику наступающих. Эта система бункеров и подземных ходов от бомбежек не особенно страдала. Поэтому приходилось вновь и вновь брать развалины каждого дома и запускать в подземные коммуникации зарин. Так в муках суннитских боевиков из города и выкурили.
Взятие Эль-Кусейре подается как победа войск Асада. В действительности если это и победа, то победа пиррова — слишком большие людские потери. Население Эль-Кусейре до войны — это 30 тысяч человек. И полтора месяца интенсивных боевых действий. А если так брать двухмиллионный Алеппо, к примеру?
А кто воюет за Асада:
Хизболла. В «Хизбалле» насчитывается 60 тысяч боевиков, из них 28 тысяч уже воюют в Сирии. Их людские ресурсы — полтора миллиона ливанских шиитов. Уже сейчас потери Хеболлы в Ливане сопоставимы с потерями этой организации в войне с Израилем в 2006 году. А ведь конца войны в Сирии не видно.
Иранские «паломники». Их там десятки тысяч, но, все равно, бросать их в многодневные уличные бой с окопавшимся в развалинах многочисленным противником Иран не готов.
Собственно сирийская армия. Подавляющее большинство — сунниты, то есть те, кто с Асадом и воюет. В условиях уличного боя переходят на сторону противника в массовом порядке.
Российские военные советники. Участвую в боевых действиях исключительно в качестве обслуживающего персонала боевой техники и штабных офицеров. Об их непосредственном участии в уличных боях речи быть не может.
В сирийской армии есть воинская часть, сформированная исключительно из алавитов, «4-я бронетанковая дивизия». Она прекрасно оснащена, естественно, верна президенту Асаду, но, именно потому, что укомплектована алавитами, ее ценность как боевой единицы равна 0-ю (нулю).
Эту воинскую часть в боях Асад не использовал и использовать не будет, потому что потери среди ее личного состава для него чрезвычайно болезненны. Именно поэтому это «дивизия» никогда не участвовала в боестолновениях с Израилем. Ее функция в прошлом — это внутренние войска, подавление бунтов гражданского населения. Но гражданского населения сегодня в Сирии нет в принципе.
Вывод. Война на истощение для Асада фатальна, а другой войны в Сирии не будет. Людские ресурсы суннитов неистощимы практически. Это и три четверти населения самой Сирии, и почти весь арабский мир. 100 миллионов шиитов против 1,7 миллиарда суннитов. Результат этого конфликта внутри ислама предрешен, в общем.
Теперь, существует поэтическая легенда о том, что Россия за Асада будет стоять до последней капли крови. Не будет. У нее для этого нет ни разумных причин, ни военных ресурсов. Именно поэтому Саддама повесили и Кадаффи пристрелили. Роль России в «Арабской весне» — воевать на стороне обреченных, но главным образом с трибуны ООН.
Тут правда ходят слухи о якобы чудодейственных свойствах СС-300 или еще чего-то, но я бы не стал поддаваться суевериям. В войнах в Югославии, Ираке и Ливии на вооружении проигравшей стороны стояли самые  современные на тот момент российские системы ПВО которые обслуживались российским персоналом. При помощи этих систем ПВО в трех войнах не было сбито ни одного летательного аппарата противника. Не вижу никаких причин к тому, чтобы в следующей войне их эффективность как-то поменялась.
Теперь, Израиль. Тут, как говаривал Менахем Бегин: «Дорогие евреи, не волнуйтесь!». Израилю глубоко плевать, кто выиграет и проиграет войну в Сирии. Все ее участники враги Израиля в одинаковой степени. Для Израиля лучшим вариантом являлось бы то, чтобы в эту войну втянулся Ливан  и она бы длилась максимально долго, изматывая противоборствующие стороны.
В этом направлении война в Сирии и развивается, естественно, включив в свою орбиту Турцию. Алавитов в южных провинциях Турции проживает больше, чем их проживает в Сирии, а именно 10 миллионов человек. И их опасения относительно того, что их собратьев вырежут в Сирии после падения режима Асада несомненно справедливы.
Именно их тревоги в очень большой степени и вызвали антиисламский (антисуннитский в данном случае) бунт в Турции. Исламист Эрдоган помогает противникам Асада именно под исламскими (суннитскими) лозунгами…