Сеансы Библиотерапии

Лана Степанова
Настроение у Ирины было препаршивейшее: она умудрилась поссориться с мужем. Вернее, поссорились муж и старший сын, а она всего лишь пыталась их помирить, но и ей досталось. Сейчас муж молчит, как монах, давший обед молчания, а сын недовольно бурчит что-то под нос. «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими», - сказано в Библии, только не уточнено, будет ли это еще при жизни?

В таком настроении Ирина пошла в районную библиотеку. Она надеялась взять что-нибудь интересное, но ничто не привлекло ее внимания. Взяв новый роман Дэна Брауна, Ирина направилась к выходу,  уверенная, что книга ей не понравится. Домой идти не хотелось, поэтому она стала бродить по библиотечному коридору, где постоянно устраивались какие-то выставки – вывешивали то работы любительниц вышивать крестиком, то изделия лозоплетельщиков, то макраме. На сей раз коридор украшали рисунки школьников младших классов, посвященные Новому году. Ирина стала осматривать рисунки.

Вот творение Дениса В. из 3-го А класса. На нем мальчик изобразил Деда Мороза,  похожего на робота-убийцу, едущего на повозке, запряженной животными-мутантами. А это Снегурочка, шедевр Даши У. из 4-го Б. Ноги у Снегурочки растут из ушей,  присутствует также пышный бюст. Прототипом  явно послужила кукла Барби. Ни один из детских рисунков не вселил в Ирину оптимизм. Закончив обзор экспозиции, она направилась было к выходу, как вдруг заметила надпись на двери в конце коридора: «М.Корсак, библиотерапевт». Странно, почему раньше она не заметила эту вывеску?

Ирина постучалась и вошла. Ей показалось, что машина времени каким-то чудом перенесла ее в начало XX века. Дышала жаром печка с изразцами, полки темного дерева ломились от книг в старых переплетах, а посреди комнаты стоял овальный стол с резными ножками. «Дубовый, не иначе!», - с удивлением подумала Ирина. Было также два венских стула, и на одном из них сидела старая женщина в круглых очках, с очень добродушным лицом. Она напомнила Ирине сказочную бабушку – таких часто изображают на картинках в детских книжках. 

«Добрый день, дитя мое», - сказала библиотерапевт М.Корсак. Ирина смутилась и удивилась. Несмотря на то, что ей было уже за сорок, выглядела она намного моложе – так часто бывает со стройными, миниатюрными женщинами, к числу которых принадлежала и Ирина. Но «дитя» - это уже слишком. Курам на смех.  Хотя смеяться Ирине почему-то не хотелось.

Библиотерапевта звали Марией Михайловной. Ирине очень захотелось поговорить с этой добродушной старушкой. Она даже забыла, что перед ней специалист, что на прием может быть  запись, что такие услуги могут быть платными, наконец! И беседа началась – как-то просто, непринужденно и естественно.

«Известно ли вам, дитя мое, о том, что такое затухание импульса?», - спросила Мария Михайловна. Ирина попыталась вытащить из глубин памяти то, что когда-то учила на уроках физики, и неуверенно кивнула. Мария Михайловна рассказала о том, что создавая произведение, писатель и поэт вкладывает в него определенную мысль, энергию, свойство. Если за книгу берется невосприимчивый, недалекий умом, ленивый или просто погруженный в свои ежедневные неурядицы читатель, то импульс, данный творцом,  начинает затухать. Если же таким горе-читателем окажется учитель литературы, то импульс затухает еще больше при пересказе произведения ученикам. (Ирина мысленно согласилась с этим утверждением – никто так не умеет испоганить хорошую книгу, как скверный учитель). Таких людей, кто способен принять импульс совершенно неискаженным, очень мало на свете, и она одна среди них. Ее умение – это самая настоящая магия. «Вы скоро убедитесь в этом, дитя мое», - убежденно сказала Мария Михайловна.

«А почему Вы меня так называете?», - удивилась Ирина, - «Я уже давно не ребенок». «По сравнению со мной – ребенок. Я родилась в 1892 году. Сейчас мне 118 лет». «Как! Не может быть!», - недоверчиво произнесла Ирина. Но тут Мария Михайловна показала свой паспорт. Да, все верно. Первая часть персонального кода состоит не из шести цифр, как у всех, а из восьми – чтобы 1892 год вошел туда полностью. «Ого! Классно!», - вырвалось у Ирины.

«Ириночка, дитя мое! Никогда не употребляйте этого ужасного жаргона. Вы, наверное, хотели сказать – хорошо, отлично, изумительно. Так вот, ничего хорошего в моем долголетии нет. Два месяца назад умер мой внук. Ему было 75». Ирина замолчала, осознав ужас ситуации.

Мария Михайловна между тем продолжала: «Мне 118 лет, а у меня давление 120 на 70, как у молодой. В сердце никогда даже не закололо. Я не болела ничем серьезным кроме ветрянки, хотя во время первой мировой работала сестрой милосердия в тифозных бараках. И во время последней войны тоже. В прошлом году я сломала шейку бедра, поскользнувшись на льду. Она вскоре срослась! Ненормально и неестественно для человека жить в одном теле так долго. Я никак не могла понять, почему мне дана такая судьба? До недавнего времени не могла понять. Недавно же все встало на свои места – у меня есть предназначение, миссия, которую я непременно должна выполнить. Обычно, если человеку дается талант, он его как-то реализует – в большей или меньшей степени. Свой дар я не использовала, хотя узнала о нем еще давно. Я читала книги больным и раненым, и они быстро выздоравливали. Я помогала лечить тела – что тоже хорошо, но это дело врача. Мое же предназначение – врачевать души. Только,  дитя мое, не поймите превратно – мы все больны. Вот, например, Вы сейчас расстроены и обижены, не можете обрести покой, не так ли?». «Да», -  вздохнула Ирина.

Мария Михайловна встала и подошла к одной из книжных полок. Она взяла в руку небольшой томик, быстро пролистала его, остановилась на нужной странице и начала читать:

На воздушном океане,
Без руля и без ветрил,
Тихо плавают в тумане
Хоры стройные светил;
Средь полей необозримых
В небе ходят без следа
Облаков неуловимых
Волокнистые стада…
В день томительный несчастья
Ты об них лишь вспомяни;
Будь к земному без участья
И беспечна, как они!

Спокойствие окутало Ирину словно облаком.  Ее проблемы и неурядицы ей самой сразу же показались такими мелкими, незначительными.

«Вы поняли? Согласны заниматься? Денег я, как Вы понимаете, не беру», - сказала Мария Михайловна. Ирина с радостью согласилась. В тот же самый день она слушала библиотерапевта около двух часов.

Возвращаясь домой, Ирина спинным мозгом ощутила: надвигается буря. У мужа и старшего сына был такой вид, что они вот-вот сцепятся. Головная боль сдавила ее виски. И тут сами по себе вспомнились слышанные сегодня строки,  а в голове зазвучали строки Блока голосом Марии Михайловны:

Вдали лежала мать, больна.
Над ней склонялась всё печальней
Ее сиделка — тишина.
Но счастье было безначальней,
Чем тишина. Была весна.

Оба забияки вдруг резко расхотели спорить и разошлись по своим комнатам. Так! Теперь пусть молчальник заговорит. Ирина продолжила вспоминать стихи:

Ты подходил к стеклянной двери
И там стоял, в саду, маня
Меня, задумчивую Мэри,
Голубоокую меня.

Иринин муж открыл дверь,  вышел из комнаты и подошел к супруге:  «Знаешь, я тут наговорил всякого…». Надо же, «великий немой» заговорил. Так, так, так!

В этот вечер они всей семьей мирно пили чай, разговаривали и смеялись.

Библиомагия работала! Монологом Катерины из «Грозы» Ирина улучшала себе настроение, создавая ощущение парения. Отрывком из «Каштанки» ей удалось пристроить в хорошие руки появившуюся в парке бродячую собаку. Она сумела  протрезвить соседа, уже два месяца не выходящего из запоя,  привить тягу к знаниям младшему сыну – доселе он грызть гранит науки не стремился. Магия совершала только добрые дела. Как-то раз, эксперимента ради,  Ирина попробовала словом убить таракана, но это у нее не вышло.

К Ирине Михайловне она ходила каждый день и засиживалась у нее подолгу. Дома считалось, что она читает газеты в читальном зале, интересуется политикой. «Ну, мать, теперь тебе можно баллотироваться в Сейм», - шутили сыновья.

Занятия в библиотеке проходили уже довольно долго, пока Ирина, наконец, не задумалась: «Мария Михайловна свое призвание, хоть поздно, но нашла. А я? Что я должна делать в этой жизни?».

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Так читала Мария Михайловна, и Ирина чувствовала, что  в ней происходит какой-то важный процесс, как будто зреет что-то. Еще чуть-чуть, и можно будет это разглядеть, понять. Она должна это сделать, ведь то, что ей нужно осознать – самое важное в жизни! Ее миссия.

На следующий день Ирина уже не увидела знакомой таблички на двери в конце коридора. Дверь была закрыта, а надпись на ней гласила: «Посторонним вход воспрещен!». Видать, Мария Михайловна все же выполнила свое предназначение – передала эстафету Ирине.

Пока что Ирина в больших сомнениях, она не уверена в том, что способна стать магическим библиотерапевтом. Сможет ли? Как знать… Но качество жизни ее и окружающих заметно улучшилось, потому что силой слова и мысли Ирина творит маленькие чудеса. Окончание этой истории еще впереди.

2010