Тайна Великого Сканера

Александр Эсаулов
Книга издана в 2008 году изд. "Зеленый пес". Переиздание готовится в изд. "Фолио", Харьков

ГЛАВА 1

Петька искал в столе диск. Как у любого мальчишки, в столе у него был полнейший порядок: в выдвижном ящике лежали несколько отверток, пять старых, ненужных дискет, которые было жалко выкинуть, коробка спичек и складной ножик. Кроме того, в самом углу ютились два носовых платка, которые он уже вторую неделю забывал отдать маме в стирку, несколько тетрадок, которые выкинуть было совсем не жалко, да нельзя и связка ключей… Словом, перечислять все, что лежало у него в столе,  можно бесконечно, но  то, что было ему нужно именно сейчас – находиться никак не хотелось.
- Да что же это такое! – раздраженно крикнул он, - я же отлично помню, как неделю тому назад клал его именно сюда!
Петька задвинул ящик, подумал и снова выдвинул его, будто от этого движения в ящике мог появиться этот самый диск. Диск не послушался и не появился.
Увлеченный поисками, Петька совсем перестал обращать внимание на экран компьютера, и только глухой стук по стеклу заставил его посмотреть на монитор. То, что он там увидел, повергло его в смятение: на экране возникло изображение крутизны невероятной, полноотпадного босса, Хозяина и Господина Заэкранья, Тяжелых Дисков, Чипов и Счислений, господина Великого Процессора.
- Господин В-в-великий П-п-процессор? – от волнения Петька даже начал заикаться.
- Он самый, дружище Рикпет! – ответил тот, кряхтя протискиваясь сквозь экран монитора.
Великий Процессор напомнил Рикпету   те времена, когда он со своими друзьям сражался с одной весьма зловредной особой. Особа, кроме всех своих недостатков, была  гениальным программистом. Пока ее не разложили в цифру,  она доставила всем, в том числе и Великому Процессору, множество хлопот. Имя Рикпет дала Петьке именно она, как и другим его друзьям. Димка оказался Кадимом, Славка – Васлой, а Наташа – Шанатой. Было это в прошлом году. После этого случилось еще множество всяких приключений, но имена так и приклеились к ребятам. Как только речь заходила о Заэкраньи, они оживали в памяти и ребята называли друг друга только этими, не ими придуманными, не совсем обычными именами.
- Рад видеть вас в гостях! Честно говоря, вот кого не ожидал… Приятный сюрприз, господин Великий Процессор!
- Может быть… Может быть… - проговорил гость, как показалось Петьке несколько грустно и взволновано..
- Что-то случилось, господин Великий Процессор?
- Сам не знаю, - Великий Процессор развел руками, - честное слово, не стал бы тебя беспокоить. Хотел обратиться к Сережке, но у него компьютер выключен.
- Он уехал на месяц к бабушке, в село. Он же заядлый рыбак, а там классное озеро, он рассказывал! Он там даже карпа один раз поймал.
- Хорошо, хорошо, об этом в другой раз поговорим. Я, безусловно, рад его успехам в рыбной ловле, но у меня дело гораздо серьезней.
Рикпет насторожился: он знал, что Великий Процессор однажды самолично уничтожил интерфейс, который связывал физический мир и Заэкранье, и раз сейчас он сам пошел на контакт, то дело, вне всяких сомнений, очень серьезное.
- Видишь ли, Рикпет, в нашем мире, как и в вашем, есть космическое пространство, планеты, звезды и тому подобные космические штуки. Ты ведь играл в «Путешествие к планете Ц»?
- Конечно! Дошел до третьего уровня. Сложная игрушка, скажу я вам…
- Об этом позже. Кстати, ничего там сложного нет, но речь не об этом. Две недели назад я получил оттуда весьма, весьма тревожное сообщение, можно сказать сигнал SOS. В письме было написано, что на планете Ц появился таинственный вирус. Он не убивает глюков, а  как бы переформатирует, после чего они становятся совершенно другими. Письмо написано путано и непонятно: что за вирус, какое пытались применить лечение, кто занимался этим делом – об этом ни слова. Кстати, письмо без подписи, потому что нельзя считать за подпись слова «Комитет всепланетного спасения». Что за комитет? Кто его выбирал или назначал? В общем, мрак и туман…
- Действительно, понятного пока мало, - подтвердил слова знатного гостя Рикпет.
- Вот-вот… Я обдумал это дело и решил направить на планету экспедицию. Надо было посмотреть в натуре, что там происходит. Экспедицию возглавил профессор Сидиром. Умнейший глюк! За свою жизнь он прочитал столько книг, просмотрел столько различных фильмов и изучил такое количество программ, что тебе, наверное, и не снилось. Помогать ему в этом деле вызвалась Флоппи Ди, молодая девушка, тоже весьма образованная, умная и энергичная.
Тут Великий Процессор замолк, грустно уставившись в пол. Рикпет понял, что здесь и начинается то, ради чего он обратился за помощью в физический мир.
- Никогда себе не прощу, – глухим голосом сказал гость, - что поддался на уговоры Информы и включил ее в состав этой экспедиции. Как она меня уболтала? Словно гипноз или внушение какое… И я отпустил ее на планету Ц! Старый дуралей… И вот, прошли все контрольные сроки связи, а от них ни ответа, ни привета. И я подумал: если там действительно вирус, опасный для глюков, то сколько бы я экспедиций не посылал, все они обречены на провал, потому что будут состоят из глюков, которые не могут перед этим вирусом устоять. Меры для спасения экспедиции надо принимать самые срочные и решительные. Ведь речь идет не столько о профессоре, его помощнице и моей дочке. Речь идет, во-первых, о безопасности всего Заэкранья, поскольку пока я не знаю, что это за вирус. Если целая планета не смогла его одолеть то, значит, он может угрожать и всему Заэкранью! А во-вторых, речь идет о наследнице престола. Кто его знает, не завелся ли там новый Макровир ? Не захочет ли какой-нибудь тамошний хозяин, захватив Информу, снова позариться на полную и бесконтрольную власть над Заэкраньем? И это пугает меня больше всего, ибо нет ничего страшнее для страны, чем правитель с неограниченной властью.
- Наверное… - задумчиво согласился Рикпет, - мы такое  по истории тоже  учили…
- Вот-вот… У меня времени для раздумий нет, и я решил обратиться за помощью к вам. В любом случае, вирус для вас неопасен, поскольку вы - люди, существа не виртуальные, а материальные, и вам не страшны никакие вирусы Заэкранья. Короче, Рикпет, мне нужна помощь твоя и твоих друзей.
- Конечно, господин Великий Процессор, какие могут быть разговоры? Дайте мне совсем немного времени, я повишу на телефоне, узнаю, кто сейчас есть в Киеве. Посидите пока у меня, отдохните, почитайте что-нибудь…
- С удовольствием. Это что такое?
- Это? А-а-а… Это про приключения Лехи Холмса и Мишки Ватсона… Прикольная книга. Детектив.
- Детектив? Вот и славно. Люблю хорошие детективы, они фантазию развивают.
Великий Процессор погрузился в чтение книги,  Рикпет же поднял трубку  телефона. Ему повезло: все его друзья, за исключением Сережки, находились дома. Шанате Рикпет нравился давно, и это чувство было взаимным. Поэтому она ничего не спрашивала, а только сказала, что будет как можно скорее.
Бодрым голосом ответил Кадим:
- Привет, старик! О чем спик эбаут? Кто? Кто?! Великий Процессор? У тебя дома? Мама моя дорогая… Уже бегу! Несусь кабанчиком! – и бросил трубку телефона.
Хорошо зная Кадима, Рикпет улыбнулся представив себе, как тот в спешке швырнул трубку телефона, вполне возможно даже мимо самого аппарата, одной ногой попав в кроссовок с первого раза, а второй только с третьего, одновременно застегивал пуговицы на рубашке и одевал джинсы. Он ошибся только в одном: в спешке Кадим вообще сдернул телефон со стола и тот глухо шмякнулся на старенький ковер. Махнув рукой, Кадим выбежал в коридор.
- Это… Как его… Здоров! – начал здороваться Васла, - я… В смысле… Что в общем произошло? Как его… Господин и Хозяин? Ах, Хозяин и Господин… Ага… - он задумался на несколько секунд и спросил, - а какая разница? А… Ну да… Ну да… Титул такой… Понял…Чего ж тут не понять? Вирус, он и в Африке, понимаешь, вирус… Ну… Нет вопросов! Да бегу уже, бегу!  - и вперевалку, словно толстый гусак, потопал умываться. Когда позвонил Рик, Васла еще дрыхнул, поскольку сидел в Интернете до глухой ночи: воспользовался тем, что родители укатили на дачу.
Несмотря на свою кажущуюся медлительность, Васла пришел к Рику первым, а тот совсем этому не удивился: Васла долго думал, еще дольше говорил, но делал все удивительно толково и разумно, тогда как торопыга Кадим зачастую именно своей торопливостью тормозил все дело.  Все по очереди здоровались с неожиданным гостем, а Великий Процессор, зачитавшись книжкой, никак не мог от нее оторваться и положил ее в сторону только тогда, когда пришел последний, Кадим.
- Е-мое! – воскликнул тот с порога, - господин Великий Процессор! Ничего себе… Здравствуйте! Бешено рад вас видеть!
- Здравствуйте еще раз, дорогие мои друзья! Я нуждаюсь в вашей помощи.
И хозяин Заэкранья повторил друзьям свой рассказ о планете Ц.
- Конечно! Какие могут быть вопросы? Когда? Надо лететь немедленно! Рик, у тебя проблем нет? – тут же заторопился Кадим.
- Вопросов нет. Надо  - значит надо, - коротко сказала Шаната.
- Это… Как его… Словом того… этого…
- Ясно, - с пониманием кивнул головой Великий Процессор, - другого от вас я и не ожидал. Я был уверен, что вы не бросите друзей в беде. Готовы? Прошу следовать за мной. И, пожалуйста, не медлите. Окно перехода требует значительного расхода электроэнергии.
Монитор покрылся серебристым туманом и мерцанием. В этот туман, кряхтя и ворча на несовершенство техники, полез полноотпадный босс Заэкранья. За ним, легко и плавно, словно молодая щучка, нырнула в туман Шаната. Очень похоже на Великого Процессора кряхтел Васла, пропихивая свою, далеко не худосочную фигуру, через семнадцатидюймовый монитор.
- Ты это… Как его… - проворчал он уже из-за экрана, - завел бы себя хотя бы того… девятнадцати этого… дюймовый. Я же когда-нибудь это… руки вывихну! Обе сразу! Ой!
Это на него налетел нетерпеливый Кадим, который не стал ждать, пока Васла закончит свои умозаключения, скользнул в монитор, вытянув вперед руки, словно нырял в воду. Последним в экран нырнул Рикпет, оставив на всякий случай на клавиатуре записку, что бы родители не выключили случайно компьютер.
Великий Процессор уже сидел в своем любимом кресле с высокой спинкой.  За его спиной стоял улыбающийся мальчишка, с лицом, покрытым веснушками.
- Дроник! – вскрикнули все трое.
Дроник приложил палец к губам: тихо! Кресло легко катилось вокруг большого круглого стола, уставленного компьютерами. Мальчишка, не отставая, следовал за своим господином. Великий Процессор проверил, как выполняются все программы, кое-где что-то подправил и, наконец, повернулся к гостям.
- Все идет нормально… Значит так, дорогие мои, вы отправляетесь в созвездие Зеленого пса на планету Ц.  Во избежание неприятностей вам предстоит немножко поработать на тренажере, а потом поедем на космодром. Дроник, присоединяйся к компании. Давно не виделись, а?
Дроник с удовольствием хлопал по плечам старых друзей, и его тоже хлопали.  Все радовались такой встрече, потому что и вправду давно не виделись.
Кадим разочаровано вздохнул: он был уже где-то далеко, в необозримых космических далях… А тут на тебе: тренажер! Слово-то какое скучное! А что может быть интересного  в тренировке? Повторяй одно и тоже сто пятьдесят раз…
Тренажером оказался большой белый шар с толстой дверцей. Великий Процессор завел в него всю компанию, рассказал и показал, как им пользоваться, после чего ушел по своим делам.
- Я! Я первый! - Кадим устроился в кресле пилота, остальные расположились рядом: Рикпет – в кресле капитана, Шаната – штурмана, а Васла – бортинженера, Дроник – за радиста.
Кадим, даже толком не изучив, где какие приборы находятся, положил руки на пульт управления. Результат, как и следовало ожидать, оказался печальным: он грохнул планетолет сразу и основательно.
- Так не пойдет! – заявил Рикпет, - только что из-за твоего неумения мы все героически погибли. Может быть, нам и поставят памятник, но нам от этого легче не будет.
Пришлось Кадиму, да и всем остальным, основательно попыхтеть, изучить приборы, назначение всех кнопок и переключателей, потратив на это несколько часов, и только потом командир разрешил вторую попытку. На этот раз все прошло гораздо удачней: планетолет даже набрал первую космическую скорость, но выйти на орбиту все равно не удалось.
- Ты это…как его… дважды уже превратил нас в тех… Ну… что с крыльями! В ангелов… Вот… Может, того? Достаточно? – не вытерпел Васла.
- Ничего, ничего, - подбодрила приунывшего Кадима Шаната, - мы попробуем еще разок.
Все нормально получилось только с четвертого раза. Кадим взлетел безукоризненно, вышел на орбиту, сделал два витка вокруг планеты, пока Шаната рассчитывала курс на созвездие Зеленого Пса, и в нужный момент включил маршрутный двигатель. На приборной доске загорелась зеленая лампа, показывающая, что все сделано правильно.
- Нормальный ход! – удовлетворенно сказал командир, - давай еще разок!
Он удовлетворился только тогда, когда Кадим пять раз подряд взлетел без всяких замечаний. Открылась дверь, и в тренажер зашел Великий Процессор:
- Ну, как тут у вас?
- Все нормально, - доложил Рикпет, - мы готовы.
- Точно? Обязанности разделили? Хорошо. Помните: планетолетов у меня всего три. На каждом  по два челнока, на которых вы можете сесть на планету. Планетолет должен оставаться на орбите. Ц – планета большая и сила тяготения там приличная. Если вы будете взлетать с планеты – вам может не хватить горючего на обратную дорогу. И, кроме того, если на планете и вправду завелся такой вирус, лучше всего челнок посещения обратно не везти, оставьте его там, на орбите, а скафандры тщательно продезинфицируйте. Еще не хватало эту гадость сюда притащить. Ваша главная задача: найти экспедицию. Найти и вернуть ее сюда. Задача второго плана: попытаться узнать, что же за вирус такой там завелся? И как с ним можно бороться? В этом обопритесь на местное население. Я думаю, они не сидят там сложа руки, что-то же они делают, раз прислали сигнал о помощи! Но главное: найти и вернуть экспедицию. Это важнее всего! Все понятно?
- Да, господин Великий Процессор: главное - найти экспедицию.
- Вот и славно. Тогда в путь. Я буду стараться не выпускать вас из поля зрения, во всяком случае, пока мои средства контроля будут эффективными. Планета Ц, все-таки, находится очень и очень далеко. Планетолет доставит вас туда быстро, потому что он пойдет в подпространстве и скорость его во много раз превысит скорость света.
- А разве такое возможно? – поинтересовалась Шаната, - мы учили…
- Не забывай Шаната, ты - в Заэкранье, а не в физическом мире. У нас тут свои законы.
- Ой, я забыла совсем…
- Мне кажется, я  все вам сказал. А теперь –  на космодром.
Возле тренажера стоял курсор, знакомая всем машина мгновенного передвижения по Заэкранью. Не успел Кадим даже почесаться, а Васла сказать  свое знаменитое «это… как его…», как они оказались у подножия планетолета. Он был таким громадным, что поначалу все растерялись, особенно Кадим, которому предстояло вести эту махину. Вокруг пускового стола суетились десятки глюков.
- Ничего себе… - пробормотал новоявленный пилот.
- Не слабо! – согласился с ним Рикпет.
- Это… как его… - на большее у Васлы не хватило слов.
Только Шаната молча покачала головой: она внезапно испугалась. На тренажере не было такого чувства реальности, а тут… Такая громадина!
- Теперь понятно, почему нас гоняли на тренажере. Если мы такую штуку грохнем, то пол Заэкранья спалим! – сказал Рикпет Кадиму, - так что смотри, не наделай ошибок!
- Да я с закрытыми глазами! Ты что…
- Это… как его…
Скоростной лифт за считанные секунды доставил их в кабину. Там все было точно так же, как и в тренажере, только пришлось одевать скафандры. Как объяснил Великий Процессор, старт и спуск производится только в скафандрах ради безопасности экипажа. Тяжело захлопнулась дверца, отрезав команду от внешнего мира. В кабине установилась полная тишина. Прозвучал измененный динамиком голос Великого Процессора:
- Готовность одна минута,  - и тут же механический голос начал отсчитывать секунды.
- Ключ на старт… Зажигание… Есть…
В кабине началась вибрация, послышался глухой рокот, быстро переросший  в оглушительный рев.
- Есть отрыв от стола! Пошла, родимая…
Перегрузка вжала экипаж в кресла. Немилосердно трясло несколько минут, а потом вдруг установилась полная тишина и покой.
- Поздравляю вас, вы на орбите. Кадим, ты справился прекрасно! Молодец!
Все заулыбались, а Рикпету показалось, что Кадим от гордости выкатил грудь колесом, только под скафандром этого было не особенно заметно. Теперь можно было снять скафандры, но тут-то все и началось: никто не подумал, что это придется делать в невесомости! Когда об этом доложили Великому Процессору, тот хлопнул себя по лбу так, что это услышали даже в наушниках на орбите.
- Включите режим искусственной гравитации! Большая красная кнопка слева, рядом креслом бортинженера!
- Это… как его… ага! Нашел!
Через секунду все встало на свои места. Скафандры убрали в специальный отсек, Шаната села за бортовой компьютер, и очень скоро курс к созвездию Зеленого пса был рассчитан, проверен в центре управления полетом, и введен в компьютер, управляющий режимом передвижения в подпространстве. Все заняли свои места, и Кадим, по команде командира, включил маршевый двигатель.